Ушинский «весна» текст распечатать

Рассказы о весне — Скребицкий Георгий Алексеевич

Первые листья
Крылатые гости
Весна-художник
Счастливый Жучок
На пороге весны
Отрывок из рассказа “Грачи прилетели”

Первые листья

Георгий Скребицкий

В наших лесах прежде других зеленеть начинают берёзки.
Войдёшь в берёзовый лес, и кажется, что он весь будто подёрнут едва заметной зелёной дымкой.

А запах какой! Свежий, острый и чуть-чуть горьковатый. Так пахнут молодые, едва распустившиеся берёзовые листочки

Крылатые гости

Георгий Скребицкий

Вечером nana принёс из сарая доску, распилил её и сколотил домик. Вместо окон и дверей в одной из стенок выпилил круглую дырочку, а у входа жёрдочку прибил.

— Ну-ка,— сказал папа,— отгадай загадку : на колу дворец, во Дворце певец — кто это?

— Скворец,— закричал Юра.
— Правильно. Вот мы для него квартиру и смастерили. Завтра утром скворечник в саду пристроим.

Проснулся Юра утром — в окно солнце светит, капель с крыши льёт, и воробьи на весь двор расчирикались.

В саду ещё был глубокий снег. Папа с Юрой еле пробрались к старой яблоне. Папа прибил скворечник к длинному шесту и прикрутил шест проволокой к стволу яблони.

— Вот теперь хорошо, — сказал он, — со всех концов скворечник видно.

Обратите внимание

Прошло пять дней. В саду зачернели проталины, разлились огромные лужи. В лужах, как в зеркале, отражались небо, облака, а когда заглянет солнце —даже больно глядеть на них, так и сверкают.

Один раз зовёт папа Юру в сад:
— Погляди, какие гости к нам заявились.

Прибежал Юра, смотрит — на крыше у скворечника сидит скворец и распевает. Потом другой скворец к нему подлетел и прямо в домик юркнул.

Весна-художник

Георгий Скребицкий

Приступила к работе Весна Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях по развесила розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее картина весны.

На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленее трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна Красна придумала важное дело.

Счастливый Жучок

Георгий Скребицкий

Был тёплый весенний вечер. Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни. — Бабушка, расскажи что-нибудь поинтереснее, — затараторили они.

Старушка поглядела на ребят ласковыми, поблёкшими, как осенние цветы, глазами, подумала и сказала: — Хорошо, я расскажу вам сказку про счастливого жучка-червячка. А вы сидите и слушайте. Вот как это было. Прилетела на землю Весна.

Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна Красное Солнышко: — Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном всю долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещинок, щёлок. Пригрело Солнышко землю.

Важно

Вылезли разные насекомые, кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, побежали, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством. Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит: — Вот я к вам прилетела с тёплого юга.

Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость и счастье, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам? Тут все бабочки и жуки сразу заговорили: — Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы все некрасивые.

Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу, тогда мы будем по-настоящему веселы и счастливы. — Хорошо, — ответила им Весна и начала наряжать каждого из пришельцев. Бабочке белянке дала она ярко-белое платье. Лимоннице нежно-жёлтое, как золотистый осенний листок.

Бабочку-траурницу убрала в чёрный бархат с белой каёмкой по концам крыльев. Мотыльков, что кружатся возле весенних луж, одела она в голубую лёгкую кисею. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее, с тёмными и голубыми крапинками. Решили принарядиться и важные, степенные жуки.

Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог — в коричневый да ещё присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежду жучок бронзовка.

Наконец надел на себя золотисто-зелёный кафтан, такой нарядный, что, как только выбрался в нём на солнце, так и заблестел в его лучах. Много ещё красивых одежд раздала Весна разным бабочкам, жукам, проворным стрекозам и весёлым скакунам-кузнечикам. Кузнечики захотели одеться во фраки под цвет травы.

А сердитые шмели и осы нарядились в жёлтые курточки с чёрными поясками. — Ну, кажется, всем я угодила, — сказала Весна, — теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу. В это время набежал ветерок, зашелестел в ветках деревьев, приподнял с земли прошлогодний завядший лист.

Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее походил на какого то бурого червячка. — Кто ты такой? — спросила его Весна. — Как тебя звать? — Меня зовут Ивановым червячком, — ответил ей незнакомец.

— Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым? Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил: — А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу.

Совет

Мне не надо яркого платья — я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно. Удивилась Весна, что этот скромный жучок ничего для себя от неё не просит.

А потом подумала и поняла: да ведь он-то и есть самый счастливый. Он радуется не за себя одного, а за всех, радуется и живёт одним общим счастьем. И тут же решила Весна: «Подарю я ему крохотный голубой фонарик. Пусть он зажигает его каждый вечер и светит всю ночь. Пусть этот фонарик горит, как яркая звёздочка в тёмной ночной траве, и напоминает обитателям леса о том, что счастье никогда не меркнет, даже в самую тёмную ночь»… Вот и сказке конец, — улыбнулась бабушка Дарья. Она замолчала, глядя вдаль за околицу. Там, за рекой над синим простором лугов, уже загорались первые звёзды.

Ребята тоже притихли. О чём они думали? Может быть, о счастливом Ивановом червячке, который, наверное, уже выбрался из-под увядшей листвы и зажигает в ночном лесу свой неяркий голубой огонёк. А может, о том, как хорошо уметь в жизни радоваться за других, радоваться и знать, что твоя звёздочка освещает не только твоё, но и чужое счастье.

Источник: https://stranakids.ru/rasskazy-o-vesne-skrebitckii/

Константин Ушинский — Весна: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

День начинает заметно прибавляться еще с половины января; а к 9-му марта он займет уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта. Солнце весною не только дольше остается на небе, но и греет с каждым днем заметно сильнее.

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи.

Пройдет еще с неделю – и весь лед подымется прибывающей водою, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам.

Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть верст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною, словно море.

Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя, другая – и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Еще не весь снег сойдет, когда там и сям начнет уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зеленая травка. На полях, где крестьяне еще с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зеленый бархат. Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа.

Обратите внимание

Появляется кое-где и желтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того легкую, что стоит только на нее дунуть – и она вся разлетится. Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками.

Если прорубить в это время кору березы или клена, то из-под нее закаплет сладкий и душистый сок.

Почки листьев подготовлены деревом еще с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развертываться в зеленые листья. На вербе появляются пушистые цветы, или барашки.

Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в вербное воскресенье [Вербное воскресенье – старинный христианский праздник. Отмечается в воскресенье на шестой неделе Великого поста (перед Пасхой).]? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья березы.

Прошло еще дней десять – и кудрявая, ярко-зеленая березка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: веселая, яркая, душистая. За березой спешит распуститься липа, ольха, дуб.

Лапчатые листья клена не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки еще малы, да и сквозь зеленую яркую траву кое-где просвечивает еще черная земля.

Но листочки и трава растут быстро – к маю все зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однобразие: все один и тот же снег.

Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернется благоухающая чашечка ландыша, а еще вчера ее не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды.

Важно

Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Все празднует весну, все цветет и благоухает.

Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9 марта.

Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже.

Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно еще безмолвные.

Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнет свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на все лето; те, которые остаются, принимаются вить гнезда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

Читайте также:  Русская народная сказка «заяц-хвастун» текст

Хлопотливые муравьи, пестрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчелка, проспавшая долгую зиму в теплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мед с цветов.

В зверином царстве заметно меньше перемен. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

Совет

Рады люди первому снегу, но рады еще более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату.

Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стеклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овес, сено и даже солома – все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту.

Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного пообогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нем яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овес, гречиху, ячмень, просо.

В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свеклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы.

Радуется весне и бедняк: слава Богу – стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше, и худое платье сноснее.

Источник: https://skazki.rustih.ru/konstantin-ushinskij-vesna/

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 4. — 1948

Обложка

1

Печатается по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР

от 22 августа 1945 г.

2

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
Институт теории и истории педагогики

К. Д. УШИНСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Редакционная коллегия:

А. М. Еголин (главный редактор)

Е. Н. Медынский
и В. Я. Струминский

Москва ~ Ленинград
1948

3

К. Д. УШИНСКИЙ

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

ТОМ

4

Детский мир
и Хрестоматия

ИЗДАТЕЛЬСТВО
АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

РСФСР

4

Подготовил к печати
В. Я. Струминский

5

Перепечатываемая в настоящем томе учебная книга, изданная в 1861 г. К. Д. Ушинским под заглавием «Детский мир и Хрестоматия», предназначалась им для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института.

Книга восполнила весьма существенный недочет в учебных пособиях для занятий по русскому языку, дав богатый и систематизированный материал для наглядных бесед с учащимися из области родной природы и истории.

Потребность в такой книге ощущалась давно, но нужна была творческая
работа педагога, каким был Ушинский, чтобы удовлетворить назревшей потребности в новой, не схоластической постановке занятий родным языком.

Обратите внимание

Книга Ушинского имела громадный успех и получила широкое распространение в школах различных типов: в первом же году она выдержала три издания, а затем почти ежегодно переиздавалась, несмотря на то, что уже с 1866 г. министерство просвещения отказалось рекомендовать ее для своих учебных заведений.

В соответствии с постепенно уяснявшимся опытом и потребностями преподавания в разных школах, первые издания книги Ушинского тщательно им перерабатывались, так что текст ее в основном установился только в пятом издании; последним же, «окончательно исправленным и дополненным», вышедшим при жизни

6

Ушинского изданием «Детского мира», было издание десятое (1870 г.). С этого издания и перепечатывается текст настоящего, четвертого, тома с теми рисунками, которыми была иллюстрирована книга, начиная с пятого ее издания.

Составленная Ушинским книга для чтения состоит из собственно «Детского мира», в котором основными являются отделы — «Из природы», «Из русской истории», «Из географии», — и из литературно-художественной «Хрестоматии», в которой впервые широко привлечены для чтения в классе произведения литературы первой половины XIX в.

Основную задачу своей книги Ушинский видел в том, чтобы дать учащимся начальных классов школы в качестве материала для чтения тот цикл элементарных знаний о природе, географии и отечественной истории, которым должен овладеть каждый грамотный человек и который должен составить основу общеобразовательного курса школы. В соответствии с этим, излагая, например, данные естествознания, Ушинский группировал их так, чтобы учащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира
и единство состава органической и неорганической природы. Такой обработкой материала логически подготовлялся научный вывод о естественном происхождении человека и его полном подчинении закономерностям природы. Точно так же, излагая в доступной для детей форме данные по физической географии и астрономии, рассказывая биографии Коперника, Галилея, Ньютона, Ушинский тем самым подготовлял почву для научного представления о всем мироздании.

Однакоже эта научная точка зрения не выдерживается в изложении автора до конца. Отдавая дань религиозному и идеалистическому мировоззрению, Ушинский пытался сочетать мысль о строгой закономерности природы с идеей бога как творца и законодателя мира. Многие статьи «Детского мира» заканчиваются восторженными лири-

7

ческими восклицаниями о благости и премудрости творца мира, об удивительной и необъяснимой целесообразности явлений природы, хотя в большинстве случаев эти концовки звучат наивно и логически совершенно не вяжутся с основным естественно-научным содержанием статей (см. статьи: «Кленовое семечко», «Размножение растений», «Железо», «Воздух», «Гранитный валун», «Ручей» и др.).

Такими же мистико-идеалистическими, религиозными статьями Ушинский завершает
естественно-научные разделы книги (см. статьи: «Чудный домик», «Сотворение человека»). Даже в подборе литературно-художественных произведений для «Хрестоматии» часто обнаруживаются религиозно-мистические тенденции автора (см.

Важно

статьи: «Капитан Боп» Жуковского, «Гостиница в степи», «Истинно-христианская жизнь», «Смерть и сон» и др.).

Эта двойственность мировоззрения Ушинского отмечена давно не только в содержании его книги для чтения, но и в его научно-педагогических произведениях.

Пытались найти ей то или иное объяснение, но бесспорным нужно признать то, что, хотя Ушинский и вступил на путь естественно-научного мышления, но от элементов религиозного и идеалистического мировоззрения он еще не сумел освободиться.

Эти пережитки не устраняют однакоже самого факта, что в основном книга для чтения построена на естественно-научном
материале, развивавшем самостоятельное мышление ребенка. Вот почему реакционные современники Ушинского со дня выхода книги не переставали выступать с обвинениями, что его книга воспитывает у учащихся материалистическое мировоззрение и ведет к атеизму.

Статьи по русской истории, даваемые К. Д. Ушинским в «Детском мире», не соответствуют научным принципам советской историографии. Ушинский, понятно, пользовался теми наиболее известными историческими работами, которые существовали в его время и являются уже давно устаревшими (например, История Н. М. Карамзина).

8

В методическом отношении книга Ушинского обладает большими достоинствами и разработана с исключительным педагогическим уменьем. Книга построена на основе наглядности и систематического возбуждения самостоятельного мышления учащихся.

Во всей книге с замечательной последовательностью выдержан принцип расположения материала от легкого и простого к трудному и сложному. «Каждая отдельная статья, по словам известного педагога, Д.

Семенова, представляет собой одно законченное
целое; вместе с тем текст ее связан с последующей, вводя в сознание детей одно или два понятия; однородные сведения нескольких статей тотчас же сводятся к определенному выводу, классификации явления или закону».

Совет

С этой специально педагогической стороны книга Ушинского является замечательным произведением русской литературы, предназначенной для начального обучения, и внимательное ее изучение может дать многое также и авторам советских учебных книг.

Методические основы своей книги Ушинский излагал в предисловиях к ее первым изданиям и в разных других статьях. Выпуская пятое издание своей книги, он снял все методические указания, предназначенные для учителя, предполагая разработать их в виде отдельного методического руководства к преподаванию по «Детскому миру» и издать отдельной книгой.

С течением времени задача эта отпала, методические же указания к «Детскому миру», разбросанные, необъединенные и вновь не перепечатываемые, постепенно забывались.

Эти методические указания вместе с вариантами различных обработок книги, а равно и со справочными материалами, необходимыми для изучения и оценки книги Ушинского в целом, составят содержание следующего, пятого тома.

9

Детский мири Хрестоматия

Часть первая

10

Источник: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=ushinskiy_sobranie-sochineniy_t4_1948&bookhl

Весна — месяц март — мои статьи — каталог статей — локнянская школьная библиотека

ВЕСНА.

Стихотворения, пословицы, приметы, рассказы про весну…

   У древних римлян март был первым месяцем года. Он был посвящён Марсу, богу войны.

Средняя месячная температура воздуха в марте колеблется от 6 до 8 градусов мороза. В отдельные годы, преимущественно в первой половине месяца, температура воздуха в ночные часы еще может понижаться до 32-34 градусов ниже нуля. Такое наблюдалось в 1964, 1966, 1971 и в 1976 годах, а в 1963 году средняя температура по России понижалась до 38 градусов мороза.

Оттепели в месяце марте — обычное явление, причем в третьей декаде температура воздуха в дневные часы может повышаться до плюс 10-12 градусов, что отмечалось в 1972, 1975, 1977 годах, а в 1978 году она достигла местами плюс 14-16 градусов.

Необычное это время, когда словно слились воедино все краски зимы и все запахи весенней поры. Наверное, именно об этой поре писал Антон Павлович Чехов: «С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края».

МАРТ зимобор, березень, протальник, капельник.

МАРТ

    МАРТ – первый месяц весны. На земле по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре.

Обратите внимание

А то, глядишь, такая метель разыграется, что кажется, будто снова вернулась зима. И всё-таки, если присмотреться попристальней, на декабрьскую пору это не похоже. Кончилась вьюга, метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.

  Посмотрите, как ослепительно светит солнце. Свет от него густой и золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. В марте небо синее – синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись пушистые облака. Называются они кучевыми.

   Начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появляются проталины. В полях журчат ещё маленькие ручейки.

   Ручьи, проталины, первые кучевые облака – это и есть самое начало весны.

   В марте солнце встаёт раньше семи часов утра и заходит около семи вечера.

21 марта – день весеннего равноденствия, то есть день по продолжительности равен ночи. Дальше будет всё прибывать, а ночь уменьшаться.

   На леечной опушке уже слышатся птичьи песни. Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы, и звонко отстукивают о сухое дерево дятел.

   В конце марта нужно ждать первых крылатых гостей. Как только солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, к нам прилетят грачи. Грачи – это первые вестники весны. А следом за ними жди скворцов, жаворонков.

                                                             По Г.Скребицкому.

   ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПРИМЕТЫ:

— И в марте мороз на нос садится.

— Сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.

— Раненько март веснянку затягивает.

— В марте день с ночью мерятся, равняются.

2 марта – Фёдор ( в этот день молились об отыскании украденных вещей)

3марта  – день рождения русского писателя Ю.К.Олеши (1899-1960_

5 марта–Лев (нельзя глядеть на падающие звезды)

6 марта – день рождения русского писателя П.П.Ершова (1815-1869)

8 марта – Международный Женский день.

Мой подарок на 8 марта

В этот день 8-го Марта 
В магазинах — толчея! 
Покупают все подарки. 
Что же делать буду я?
Я не всё ещё умею,
Мне пока немного лет.
Но я вовсе не жалею,
Что в кармане денег нет.

Раз ни бабушке, ни маме 
Мне подарка не купить, 
Что-нибудь могу руками 
Сделать, вырезать, слепить.

Пусть конфетами, цветами 
Поздравляют милых дам, 
Я же бабушке и маме 
Всю любовь свою отдам!

      Татьяна Бокова.

Читайте также:  Некрасов «родина» стихотворение читать

  * * *

9 марта – день рождения лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина (1934-1968)

1 марта – Тарас ( с этого дня запрещается спать днём, иначе нападет лихорадка)

12 марта – Прокоп (Прокоп дорогу рушит)

12 марта – распускаются цветочные почки вербы.

13 марта – день рождения русского поэта С.В.Михалкова (1913)

Василий – капельник, дроворуб (длинные сосульки – долгий лён)

16 марта – начало снеготаяния.

16 марта – день рождения русского физика, изобретателя радио А.С.Попова (1859-1906)

 17 марта – день рождения русского художника М.А.Врубеля (1856-1910)

18 марта – первые проталины.

19 марта – прилёт грачей.

20 марта – Василий – капельник ( С крыш капает, а за нос цапает)

21 марта – день рождения русского композитора М.П.Мусорского ( 1839-1881)

23 марта – день рождения художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова ( 1900-1973)

24 марта – первые кучевые облака.

 27 марта – Международный день театра.

28 марта – прилёт жаворонков.

30 марта – Алексей.

30 марта – прилёт скворцов.

Народные приметы о погоде и поговорки:

— Весною грач прилетел, через месяц снег сойдет.

— Когда грачи кричат, погода испортится.

— Ранний прилет жаворонков — к теплой весне.

— В марте и курица из лужицы напьется.

— Март — позимье сшибает рог зиме.

— Пришел марток — надевай семеро порток.

— Как ты. февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься,а весной пахнет.

— И март морозом на нос садится.

— Февраль зиму выдувает, а март ломит.

— Как зима ни злится, а весне покорится!

— Увидел на вербе пушок — и весна под шесток.

— В марте дождь сутки мочит, а час сушит.

— Если вороны купаются ранней весной — к теплу.

— Почернел, осел снег, по дорогам бегут тонкие ручейки.

— Все в природе ждет эту пору, которую великий поэт А. С. Пушкин образно назвал «утро года».

— Все дальше и дальше шагает по дорогам март — первая улыбка весны, предвесенье.

                   * * *

Ещё подснежник не расцвёл,

Ручей бурлит в овраге.

Полно проталин возле сёл,

Снег тоньше стал бумаги.

Ступай, зима, и не ворчи!

Весь воздух полон звону,

И гнёзда мастерят грачи,

И каркают вороны.

                    П.Радимов.

           * * * 

 ПРИХОД ВЕСНЫ

  Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.

   Попросила Весна Красное Солнышко:

-Согрей получше землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую зиму. Пусть выбираются из своих трещинок, щёлок.

Важно

   Пригрело Солнышко землю. Вылезли разные насекомые: кто из щели, кто из земляной норки, кто из-под древесной коры, и все поползли, полетели на просторную лесную полянку. Там их ждала Весна со своими подарками: разноцветными шелками, золотыми, серебряными нитями и другим убранством.

   Явились бабочки и жуки на полянку. Увидела их Весна и говорит:

— Вот я  к вам прилетела с тёплого юга. Какие хотите вы получить от меня подарки, чтобы они доставили вам радость, чтобы вы могли весело летать и бегать по полям и лесам?

   Тут все бабочки и жуки сразу заговорили:

 — Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды.

— Хорошо, — ответила Весна и начала их наряжать.

                                         По Г.Скребицкому.

* * *

МАРТ – ПРОТАЛЬНИК

Март у матери-зимы

Шубу снял,

И проталинками он засиял,

И капелью заплясал в тишине.

Петушок нам прокричал о весне.

И в свете дней, во тьме ночей

Вдруг пашня задышала,

На оперение грачей

Похожей пашня стала.

Гляжу, ликуя, в синеву

И в гости к нам грачей зову.

                М.Сухорукова.

          * * *

ВЕСНОЙ НА РЕКЕ

  Полетела Зинька на реку.

Летит над полем, летит над лугом, слышит: всюду ручьи поют. Поют ручьи, бегут ручьи – все к реке собираются.

  Прилетела на реку, а река страшная: лёд на ней посинел, у берегов вода выступает.

   Видит Зинька: что ни  день, то больше ручьёв бежит к реке.

   Проберётся ручей по овражкам незаметно под снегом и с берега – прыг! – в реку. И скоро множество ручьёв, ручейков и ручьишек набилось в реку – под лёд попрятались.

  И видит Зинька – треснул лёд, как стекло. Это ручьи – все, что набежали в реку, — как поднатужились, нажали снизу – лёд и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большие и малые.

   Река пошла.                    

                              В. Бианки.

       * * *

ВЕСНА

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней- царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Тёплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!

Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь – и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!

Да найдут и по оврагам!

Вон- уж пчёл рои шумят,

И летит победным флагом

Пёстрых бабочек отряд!

                  А.Майков.

     * * *

 СОЛНЦЕ И РАДУГА

   Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга –радуга.

   Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется.

   Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

   Услышало эти речи солнышко и говорит:

«Ты красивее – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится.

   Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

                                         К.Ушинский.

    * * *

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

              Е. Баратынский.

    * * *

В ЛЕСУ

   Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

    Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

                          По Г. Скребицкому.

 * * *

КОГДА НАСТУПАЕТ ВЕСНА

     С каждым днём солнце выше поднимается на небе. Лучи его прямей падают на землю и сильнее разят снег.

ПЕРВАЯ ПОБЕДА – весна полевая.

Совет

     Она началась, когда на полях показались первые проталинки, освободилась первая земля. Прилетели к нам грачи, скворцы и полевые жаворонки. Грачи вытаскивают из потеплевшей земли червей и личинок. Скворцы ловят оживших насекомых. Жаворонки собирают в поле зерно. Вслед за жаворонками прибыли зяблики и тоже кормятся на земле.

ВТОРАЯ ПОБЕДА – весна речная.

    Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки. Ведь в освобождённой воде будет чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки. Скоро реки выйдут из своих берегов, хлынут в луга, затопят долины. Люди скажут: «Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю».

ТРЕТЬЯ ВЕСНА- весна лесная, за ней наступит лето. Закукует кукушка. Лес закутается зелёным туманом. Прилетят ласточки. Белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется, и соловей запоёт.

                   По В. Бианки.

      * * *

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются…

             М.Пляцковский.

   * * *  

Март улыбкою сияет,

 И весну добром встречает,

В сером небе облака, 

Льется талая река. 

От весеннего тепла,

 И тропинка потекла, 

На проталинках в лесу,

 Я увидела красу.

 Голубеет в марте лед, 

И подснежник нежность льет, 

Лель на дудочке играет, 

И снегурочка уж тает. 

Птиц веселый хоровод, 

То танцует, то поет,

 А деревья на ветру, 

Тянут руки вверх к теплу.

 Солнца луч их приласкает,

 Почки листья обещают,

 А на ветках вербы рожки, 

Скоро вырастут сережки.

                  З. Письман

    * * *

Мартовский денек погожий 

Солнцем радовал прохожих. 

Только старый снеговик

 Покосился и поник. 

К вечеру совсем растаял, 

Только лужицу оставил,

 Лишь морковка с угольками 

Вниз осели островками. 

А метлу с большим ведром

 Подобрал наш управдом!

                 У. Яворская

Источник: http://loknaj.ucoz.ru/publ/vesna_mesjac_mart/1-1-0-103

Урок грамоты К.Ушинский «Весна идёт!»

                                      Урок Родного слова в 1 классе

Тема: К. Ушинский «Весна идёт»

Цели: 1) Познакомить детей с новым произведением, приметами весны, с птицами, которые возвращаются на родину

           2) Развивать критическое мышление, память, любознательность, выразительное чтение, творческое воображение

          3) Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Оборудование и ТСО: магнитофон, картины

Ход урока

1.     Орг. момент

       Дружно за руки возьмёмся и немного улыбнемся.

2.      Побуждение

— Ребята, какое сейчас время года? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА. Напишите.

ВЕСНА

3.   Осмысление

     Сообщение темы:

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением Ушинского. Но название этого произведения зашифровано. Помогите его расшифровать. Решите АНАГРАММУ:

Вансе итёд! (Весна идёт!)

Молодцы! Но вот так незадача! Весной бывает сильный ветер! И сегодня подул ветер и рассыпал нашу сказку на части. Давайте её соберём. А работать мы будем в группах. Каждая группа получает отрывок из произведения. Вы должны его прочитать, затем внимательно заслушать своих товарищей, а потом попробовать из 4 отрывков составить сказку.

(Ребята каждой группы получают части сказки. Читают самостоятельно. Затем вслух сильный ученик. Потом сказка собирается. К доске вызываю 4 человека и егцё раз сказка зачитывается вся)

Назовите основные приметы весны, о которых говорится в сказке? — Весной перелетные птицы возвращаются домой. А каких перелетных птиц вы знаете? Вот и сегодня некоторые из них залетели к нам на урок. А отгадать их нам поможет математический пример. Если вы решите его правильно, то без труда прочитаете название птицы.

1  группа: Г+РУ+К+АЛ-УЛ+Ч-К=

2  группа: СК+ПА+В-А+0+РЕ-П+Ц=

3  группа: С+0К+Л-К+0+ВА+ПЕЙ-АП=

4  группа: ЖИ+АВ-И+ОР+ОНА-А+ОК=

А знаете ли вы? (Ребята читают отгадки. На доску вывешивается картинка птицы)

Грачи — это вестники весны. Они появляются раньше других перелетных птиц. Гнездятся на высоких деревьях и живут колониями. У него черное оперение с металлическим блеском. Не зря в народе говорят: «Увидел грача — весну встречай».

Скворец — небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением. Семейство сьсворцов насчитывает больше 100 видов. Весной они с грачами ходят по полям, собирая насекомых и их личинки. Скворец — хороший певец. Поёт громко, азартно, целиком отдаваясь песне. Когда слушаешь скворца, кажется, что репертуар птицы неисчерпаем.

Соловей -считается одним из самых красивых певцов. Поют только самцы и главная роль песни «обозначение» территории и привлечение самки. Наиболее активно соловей поёт рано утром и в вечерние часы. У соловья совершенно неприметная бурая окраска, рыжеватый хвост.

Жаворонок — это маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Полевой жаворонок немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Устраивает свои гнёзда на лугах, на травянистых опушках, на полях.

Обратите внимание

А слышали ли вы как поют эти птицы? Сейчас вы должны постараться и по голосу определить птицу.

4.  Рефлексия

    Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в мир творчества и фантазии. О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

За 5 минут вы должны создать весеннюю картину. А помогут вам ваши картинки карандаши. (Дети создают коллаж) Работают под музыку Чайковского

5.   А сейчас давайте подведём итог. Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать зашифрованное слово.

1  Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

 Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц …. (март)

2  Гнездо своё он в поле вьёт,

 Где тянутся растения.

Читайте также:  Козлов «как ёжик с медвежонком протирали звёзды» читать

 Его и песни, и полет

Вошли в стихотворение. (жаворонок)

3  Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней? Кто же это? (соловей)

4  На лесной проталинке

Вырос цветик маленький

 Прячется в валежник,

 Беленький …. (подснежник)

5  Крупно, дробно зачастил

И всю землю намочил, (дождь)

6.  На суку дворец, во дворце певец.

 А зовут его …(скворец)

7. Этот цветок распускается в мае,

 Белые бусинки он одевает, (ландыш)

6.  Релаксация

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 Какие задания понравились? За что благодарите урок?

Подготовила и провела учитель начальных классов ССШ № 11, г Актобе

 Баталина Ольга Алексеевна

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-ghramoty-k-ushinskii-viesna-idiot.html

Конспект урока по обучению грамоте «К.Ушинский. Весна идёт» (1 класс)

Урок грамоты

Дата

Класс 1

Тема занятия:

Р/р К.Ушинский «Весна идёт!»

Общие цели:

1) Познакомить детей с новым произведением, приметами весны, с птицами, которые возвращаются на родину 2) Развивать критическое мышление, память, любознательность, выразительное чтение, творческое воображение 3) Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Материалы и оборудование

маркеры, плакаты, карточки с уровневыми заданиями, тексты, наглядный материал. 

Урок грамоты

Дата 21.05.2016

Тема занятия:

Р/р К.Ушинский «Весна идёт!»

Ход занятия

Этапы проведения урока

Время 45 минут

Действия преподавателя и действия участников

Организация

класса

Эмоциональный настрой на урок.

Встаньте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом.

Психологический настрой: Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

– Наши чувства могут приносить вред нашему здоровью и здоровью наших близких. Надо чаще улыбаться, говорить друг другу комплименты.

— Какое настроение понадобиться нам для успешной работы на уроке?

— Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка тоже творит чудеса.

I этап — Вызов

Целеполагание

Кумулятивная беседа:

Актуализация знаний «Ассоциативное солнышко»

— Ребята, какое сейчас время года? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА. Назовите.

ВЕСНА

— Ребята, сейчас у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков? (На уроках р/р мы обогащаем свою речь, учимся красиво и выразительно говорить, учимся грамотно строить свою речь, учимся правильно описывать разные предметы)

— Поэтому я рекомендую вам сейчас очень внимательно следить за своей речью и запоминать новые фразы, обороты речи, которые вы после сможете использовать в общении.

— Итак, я предлагаю отправиться… в картинную галерею.

Приходите вы в музеи,

Посещайте галереи!

И большие, и ребята —

Рассмотрите экспонаты,

Полюбуйтесь на картины…..

— Давайте рассмотрим картины про весну и расскажем много интересного о том, что происходит весной. Раскрою один секрет: все картины о весне написаны одним художником Исааком Левитаном.

— Давайте вспомним, какой первый весенний месяц?

Выберите ту репродукцию которая соответствует марту месяцу.

— Кто расскажет стихотворение, которое описывает то, что происходит на картине.

— А в любой галерее обязательно есть искусствовед, который помогает посетителям более детально рассмотреть ту или иную репродукцию. Сегодня на уроке и у нас есть такие искусствоведы (ребята из класса). Обратимся к ним за помощью.

Искусствовед 1.

Описание картины Исаака Левитана «Март»

Картина Левитана «Март» была первым полотном, на котором настолько реалистично и правдиво написан снег.

На ней не изображено ничего лишнего.

Это и маленький яркий скворечник, ожидающий прилета стрижей, и ослепляющее голубое небо, сияние которого усиливается от белого снега, и распахнутые двери деревянного дома, олицетворяющие приход весны, и мокрая земля, пробивающаяся сквозь тонкий слой снега, и сам снег, который уже давно перестал быть белым, он словно из последних сил задерживается на поверхности земли под силой теплого солнца, отчего кажется тяжелым, да и копна его на крыше крыльца вот-вот упадет, не выдержав тяжести от уже растаявшей воды.

— Какие признаки весны вы услышали в рассказе и стихотворении?

* Тают снега

* Снег рыхлый

* Солнце прибывает

* Появляются проталинки

* Капает капель

— Давайте вспомним, какой второй весенний месяц?

Выберите ту репродукцию, которая соответствует апрелю месяцу.

— Кто расскажет стихотворение, которое описывает то, что происходит на картине.

Искусствовед 2.

Картина Левитана «Весна. Большая вода»

Достаточно одного взгляда на холст, чтобы увидеть – художник запечатлел весенний день. Снег сошел, лед на реке уже растаял, теперь в ней много воды. Она вышла из берегов, затопила часть деревьев, растущих по соседству. Но не только их: на заднем плане мы видим два дома, их нижняя часть покрыта водой.

Строения, которые возвышаются на пригорке, остались невредимыми.

Стройные березки пытаются противостоять природной стихии, но это им удается с трудом. Видно, как изогнуты их стволы. Ведь непросто расти, когда после зимы корни и нижняя часть деревьев оказываются в воде.

Творческая работа выполнена в очень удачных тонах.

Синеву неба оттеняет река, она почти такого же цвета, ведь в ее водах отражается небо.

Кроны деревьев отражаются в воде. Самого солнца на холсте нет, но полотно не страдает от его отсутствия. Такова картина Левитана «Весна. Большая вода». Описание ее можно завершить деталями. Приглядевшись к левому заднему плану, замечаешь, что и там царит буйство солнечных красок, которых порой не хватает весенней природе. Даже дно лодки выполнено в таких тонах.

— Какие приметы апреля вы знаете? (что происходит в природе?)

* Тают снега

* Снег рыхлый

* Солнце прибывает

* Появляются проталинки

* Капает капель

*Бегут ручьи

*Появляются первоцветы

*Пробуждаются животные

*Прилетают перелетные птицы

— Давайте вспомним, какой третий весенний месяц?

Выберите ту репродукцию которая соответствует маю месяцу

— Кто расскажет стихотворение, которое описывает то, что происходит на картине.

Искусствовед 3.

Описание картины Исаака Левитана «Цветущие яблони»

Картина написана в 1895 году. Зритель видит цветущие яблони. Весной вся природа только просыпается от зимнего оцепенения. Зелень невероятно нежная и светлая. Ее краски еще очень чистые и юные. Как красивы цветущие деревья. Ярко-синее небо и цветы яблонь на его фоне. Что может быть прекраснее? Кажется, что небо покрыто белоснежным кружевом тончайшей работы. Природа – чудесная мастерица, создающая великолепные творения, неподвластные рукам человека. Левитан умел увидеть это очарование. Мы видим вполне обычный яблоневый сад. На переднем плане – скамейка, на которой можно посидеть, чтобы в полной мере насладиться особой тишиной, послушать таинственные звуки и полюбоваться весенней природой. Вся картина изнутри напоена особым светом, благодаря которому у зрителей остается невероятно теплое впечатление. Каждый из нас видел подобные картины, но беда в том, что мы все время спешим куда-то. Нам некогда остановиться, чтобы заметить красоту, нет времени услышать пение птиц и шелест трав. Творение Левитана помогает людям это почувствовать. Оказывается, обычная природа может быть сказочно красива. Остается лишь удивляться, как мы не увидели сами этого очарования

Какие приметы мая вы знаете? (что происходит в мае?)

* Тают снега

* Снег рыхлый

* Солнце прибывает

* Появляются проталинки

* Капает капель

*Бегут ручьи

*Появляются первоцветы

*Пробуждаются животные

*Прилетают перелетные птицы

*Цветут деревья и кустарники

*Идут дожди

*Бывают грозы

*Появляется потомство у животных

— Мне понравилось, как вы рассказывали про весну.

— А знаете ли вы «Чем хороша и чем плоха весна»

хорошо

плохо

День длиннее ночи

Можно пускать кораблики

Птички

Можно долго гулять

Мокро

Грязь

Слякоть

Лужи

— Как раз всё это и изображено на картинах Исаака Левитана. 

— Но, искусство — это не только картины. Это ещё и художественная литература.     — Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. И это произведение будет, конечно же о весне.

II стадия –

Осмысление

Работа в парах

Первичный анализ произведения

1 фаза. Вызов интереса к теме. — Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про репку, про Курочку — рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой.

Все эти и многие другие, так же хорошо известные вам сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал нам Константин Дмитриевич Ушинский. И наш урок сегодня посвящен творчеству этого великого педагога-писателя.

Послушаем, что нам расскажет о нем, о его творчестве ______________________________

Ученик. Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь.

Учился в гимназии.

Директор гимназии был добрый и образованный человек, и он сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке.

Важно

С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.

В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными.

И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

2 фаза. Осмысление текста. Актуализация знаний.

— Вот об одной такой сказке мы сегодня и поговорим с вами на уроке. Но название этого произведения зашифровано. Помогите его расшифровать. Решите АНАГРАММУ:

Вансе итёд! (Весна идёт!)

Молодцы! Но вот так незадача! Весной бывает сильный ветер! И сегодня подул ветер и рассыпал нашу сказку на части. Давайте её соберём. А работать мы будем в парах. Каждая пара получает отрывки из произведения. Вы должны их прочитать, а потом попробовать из 4 отрывков составить сказку.

(Ребята получают части сказки. Читают самостоятельно. Затем вслух сильный ученик. Потом сказка собирается. К доске вызываю 4 человека и ещё раз сказка зачитывается вся)

— Давайте сконструируем сказку по подсказкам…

1 часть – Весна идёт

2 часть – Зимние проказы

3 часть – Весенняя радость

4 часть – Весна пришла

*** Каждую часть зачитывают дети

*** После обсуждения, заслушивается аудиосказка с целью научиться выразительному, художественному чтению сказки.

— Назовите основные приметы весны, о которых говорится в сказке?

— В народе говорят: «Грач – птица весенняя». Какие ещё перелетные птицы возвращаются весной домой?

— Вот и сегодня некоторые из них залетели к нам на урок. А отгадать их нам поможет математический пример. Если вы решите его правильно, то без труда прочитаете название птицы.

Г+РУ+К+АЛ-УЛ+Ч-К= грач

СК+ПА+В-А+0+РЕ-П+Ц= скворец

С+0К+Л-К+0+ВА+ПЕЙ-АП= соловей

ЖИ+АВ-И+ОР+ОНА-А+ОК= жаворонок

А знаете ли вы? (Ребята читают отгадки. На доску вывешивается картинка птицы)

Грачи — это вестники весны. Они появляются раньше других перелетных птиц. Гнездятся на высоких деревьях и живут колониями. У него черное оперение с металлическим блеском. Не зря в народе говорят: «Увидел грача — весну встречай».

Скворец — небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением. Семейство скворцов насчитывает больше 100 видов. Весной они с грачами ходят по полям, собирая насекомых и их личинки. Скворец — хороший певец. Поёт громко, азартно, целиком отдаваясь песне. Когда слушаешь скворца, кажется, что репертуар птицы неисчерпаем.

Совет

Соловей — считается одним из самых красивых певцов. Поют только самцы и главная роль песни «обозначение» территории и привлечение самки. Наиболее активно соловей поёт рано утром и в вечерние часы. У соловья совершенно неприметная бурая окраска, рыжеватый хвост.

Жаворонок — это маленькая птичка известна довольно громким и мелодичным пением. Полевой жаворонок немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Устраивает свои гнёзда на лугах, на травянистых опушках, на полях.

Суммативное оценивание

(для саморегуляции)

Лист самооценки Ф.И.

Вид деятельности на уроке

по 1 баллу

1

Чтение текста

2

Работа в паре

3

Ответы на вопросы, активность на уроке

4

Поощрительный балл (за стихотворение, за выступление)

5

Поведение на уроке

Общая самооценка на данном уроке:

5 баллов -«5»

4 балла -«4»

3 балла -«3»

Ниже 2 баллов — «2»

Рефлексия—————————

III этап Рефлексия

Итог урока

ФО «Смайлик»

3 мин

Сегодня на уроке мы говорили…

Рефлексия: выбери смайлик, который соответствует

вашему настроению

Мне было трудно … Мне понравилось…

Я доволен …

Домашнее

задание

2 мин.

1. Составить сказку на тему «Весна» для конкурса «Читательских удовольствий», начинающийся со слов:

Согрело солнышко сосульку…………….

2.Придумайте название.

Слова для справок: холодными слезами, разноцветные капельки-огоньки, зажурчали ручейки, радостные воробьи, всё засверкало, весь мир осветила радость.

Источник: https://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-obucheniyu-gramote-kushinskiy-vesna-idyot-klass-6306.html

Ссылка на основную публикацию