Богомолов. необыкновенное утро

Богомолов «Необыкновенное утро»

Дедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами и весело сказал:

— Ну, Иванка, поднимайся! Пора вставать!

Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель. Ваня сразу узнал этот китель — дедушка сфотографировался в нем в мае 1945 года в последний день войны в Берлине. На кителе зеленые погоны с маленькой зеленой звездочкой на красной узкой полоске, а над карманом легонько позванивают медали на красивых разноцветных лентах.

На фотокарточке дедушка очень похож, только усы у него совсем черные-черные, а из-под козырька фуражки выглядывал густой волнистый чуб.

— Иван-богатырь, поднимайся! В поход собирайся! — весело гудел над его ухом дедушка.

— А разве сегодня уже воскресенье? — спросил Ваня. — И мы пойдем в цирк?

— Да. Сегодня воскресенье, — дедушка показал на листок календаря. — Но воскресенье особенное.

Обратите внимание

Мальчик посмотрел на календарь: «Какое- такое особенное воскресенье?» — подумал он. На листке календаря название месяца, число было напечатано красной краской. Как всегда. «Может быть, сегодня День Победы? Но праздник этот бывает весной, в мае, а сейчас еще зима… Почему дедушка в военной форме?»

— Да ты погляди хорошенько, — сказал дедушка и поднял Ваню на руках, поднес к календарю и спросил:

— Видишь, какой месяц? — И сам ответил:

— Февраль месяц. А число? Второе. А что в этот день было, много-много лет назад, в 1943 году? Забыл? Эх ты, Иван — солдатский внук! Я тебе говорил, и не раз. И в прошлом году, и в позапрошлом… Ну, припомнил?..

— Нет, — честно признался Ваня. — Я же тогда был совсем маленьким.

Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных — «За отвагу» и «За боевые заслуги».

На кружочке медали были отчеканены солдаты с винтовками. Они шли в атаку под развернутым знаменем. Над ними летели самолеты, а сбоку мчались танки.

Наверху, возле самого края было вытеснено: «За оборону Сталинграда».

— Вспомнил, вспомнил! — обрадованно закричал Ваня. — В этот день вы разбили фашистов на Волге…

Дедушка разгладил усы и, довольный, пробасил:

— Молодец, что вспомнил! Не забыл, значит. Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!

***

Пойдем, читатель, и мы за дедушкой, и вспомним о тех днях, когда у города на Волге решалась судьба нашей страны, нашей Родины.

***

Дедушка с внуком шли по зимнему солнечному городу. Под ногами поскрипывал снежок. Мимо проносились звонкие трамваи. Шуршали тяжело большими шинами троллейбусы. Одна за одной мчались машины… Приветливо кивали пешеходам заснеженными ветками высокие тополя и широкие клены… Солнечные зайчики отскакивали от голубых окон новых домов и бойко прыгали с этажа на этаж.

Выйдя на широкую Привокзальную площадь, дедушка и мальчик остановились у заснеженной клумбы.

Над зданием вокзала в голубое небо поднимался высокий шпиль с золотой звездой.

Дедушка достал портсигар, закурил, окинул взглядом железнодорожный вокзал, площадь, новые дома, и снова события далеких военных лет припомнились ему… младшему лейтенанту запаса, воину-ветерану.

***

Шла Великая Отечественная война.

Гитлер заставил участвовать в войне против нас другие страны — своих союзников.

Враг был сильный и опасный.

Пришлось временно отступать нашим войскам. Пришлось временно отдать врагу наши земли — Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию…

Важно

Хотели фашисты взять Москву. Уже в бинокли рассматривали столицу… День парада назначили…

Да разбили советские солдаты вражеские войска под Москвой зимой 1941 года.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград.

Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистким войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам.

Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, отрезал центральные области от южных, а главное, дал бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее.

***

Перебросив на южное направление 90 дивизий, все резервы, создав перевес в живой силе и технике, фашистские генералы в середине июля 1942 года прорвали оборону нашего Юго- Западного фронта и двинулись к Сталинграду.

Советское командование предприняло все, чтобы задержать врага.

Срочно были выделены две резервные армии. Они стали на пути гитлеровцев.

Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт.

Из города эвакуировали женщин, детей, стариков. Вокруг города построили оборонительные сооружения. На пути фашистских танков встали стальные ежи и надолбы.

На каждом заводе рабочие создали батальоны добровольцев-ополченцев. Днем они собирали танки, делали снаряды, а после смены готовились к защите города.

Фашистские генералы получили приказ — стереть с лица земли город на Волге.

И в солнечный день 23 августа 1942 года тысячи самолетов с черными крестами обрушились на Сталинград.

Совет

Волна за волной шли «Юнкерсы» и «Хейнкели», сбрасывая на жилые кварталы города сотни бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огненные столбы. Город весь окутался дымом — зарево горящего Сталинграда было видно на десятки километров.

После налета фашистские генералы доложили Гитлеру: город разрушен!

И получили приказ: взять Сталинград!

Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу и к Дубовому оврагу. Но там их встретили батальоны рабочих- добровольцев, чекисты, зенитчики и курсанты военного училища.

Бой шел весь день и всю ночь. Гитлеровцы в город не вошли.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказы о войне для школьников. Генерал Панфилов

Рассказы о войне для школьников. Генерал Жуков

Рассказы о войне 1941-1945 для 1-2-3-4 класса

Рассказы о войне для школьников. Рассказы о штурме Берлина

Рассказы о войне для школьников

Источник: https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-1941-1945/bogomolov-neobyknovenoe-utro.html

Материал (2 класс) по теме: Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального

 образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Реализация исследовательского подхода

на уроках различных предметных областей

в начальной школе»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

30.03-03.04.2015 г.

Итоговая работа

Реализация исследовательского подхода к обучению средствами внеклассной работы по теме «Моя победа»

Выполнила

Алексеева Екатерина Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Варламово

МР Сызранский

Самара 2015

Актуальность. Даная исследовательская деятельность актуальна по нескольким основаниям.

Во-первых, в социально-культурном аспекте, основной вектор воспитательной работы в 2014 – 2015 учебном году тесно связан с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Во-вторых, проблематика воспитания толерантности и патриотизма у детей акцентируется спецификой современных условий, когда молодежь вынуждена противостоять самым разным вызовам, в том числе вызовам терроризма и экстремизма.

Проблема – является ли праздник всего народа праздников и в моей семье.

Тема — жизнь моих родственников в годы войны 1941-1945 гг.

Объект исследования – Великая Отечественная Война

Цель – выяснить, как коснулась Великая Отечественная Война моей семьи.

Задачи:

— собрать информацию о Великой Отечественной Войне;

— оформить сообщение по теме;

— выяснить у взрослых есть ли в моей семье люди, которые участвовали в той войне, или есть те, кто мог бы рассказать об этом

— собрать информацию о членах своей семьи в годы войны;

— оформить сообщение с использованием полученных данных;

 — нарисовать рисунки или распечатать понравившиеся фотографии, плакаты времен войны;

— подобрать стихотворения на данную тему;

— оформление стенгазеты «Моя победа».

Гипотеза – можно предположить, что в моей семье есть люди, которые участвовали в победе 1945 г. и, следовательно, эта победа является праздников нашей семьи.

Методы исследования — анализ, опрос, беседа, наблюдение, анкетирование, количественная обработка данных, интервьюирование, сравнение, обобщение, сбор данных.

Планируемое время исследования – 4 недели (апрель-май)

1 неделя – собрать информацию о ВОВ и оформить сообщение (работа в группах);

Обратите внимание

2 неделя – провести анкетирование — опрос родственников, обработка данных, и оформить сообщение;

3 неделя – собрать информацию о члене/членах семьи, которые жили во время ВОВ;

4 неделя – оформление полученных результатов и представление итогов исследовательской деятельности.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

На уроке внеклассного чтения детям раздаются тексты с произведениями и стихами о войне. Происходит беседа по прочитанным произведениям.

— Ребята, о какой войне идет речь в данном произведении?

— Что вы знаете об этой войне?

— Когда закончилась эта война? (9 мая)

— Что происходит сейчас в этот день? (парад, праздник)

— Почему каждый год говорят о войне, которая давно закончилась? (праздник 9 мая).

— Ребята, расскажите, а какие праздники вы знаете? Что вы делаете в праздники?

— Зачем нужны праздники?

— Что они значат для нас?

— Что значит для вас праздник 9 мая?

— А вы должны его праздновать? Возможно, этот праздник не ваш?

— Что вы бы хотели узнать об этом празднике?

Неделя Этап планирования Осуществление деятельности по решению проблемы Оформление результатов
1 неделя Продолжение беседы на этапе погружения в проблемуРебята, чтобы наша работа исследовательская была интересной, предлагаю разделиться на группы. Решите, что вам хотелось бы узнать о войне (ответы групп – почему/как началась война, сколько она длилась, как закончилась, почему победа не была быстрой, кто руководил войсками, какой была армия/оснащение в период ВОВ, как праздновался день победы с 1945 г. и т.д.)- Предлагаю вам в течение недели ответить в группах на эти вопросы и представить оформленные сообщения на следующем классном часе и начать заполнение нашей стенгазеты «Победа». Анализ, сравнение, обобщение данных  Определяется место в классе, где будут представлены все работы ребят по данной теме и в выбранном месте устанавливается название стенгазеты «Победа».
2 неделя — Какие чувства/эмоции возникли у вас после сообщений ребят? (война жестокая, долгая, страшная)- Хотели бы вы побывать в тех временах? А можно было скрыться от войны, спрятаться остальным людям? (если ответы будут положительными – Кого вы бы хотели встретить в те годы?)- Что рассказывали вам папа и мама о той войне? Где были ваши родственники в то время? Их не коснулась война?- Предлагаю вам провести исследование в виде анкеты-опроса. Результаты представить на следующем классном часе и продолжить заполнение нашей стенгазеты «Победа». Анкета-опрос, обобщение данных. Выступление групп.Фотографии, печатные сообщения, тексты песен, рисунки, плакаты заполняют стенгазету «Победа».
3 неделя — Давайте подведем итог. Поднимите руки те, у кого есть родственники, которые погибли в войне. Поднимите руки те, у кого родственники не помнят войны. Поднимите руки те, у кого есть родственники воевали или работали в тылу, приближая победу.Ребята, посмотрите на ваши руки – у каждого есть в семье родственники, которые жили, воевали в это время и приближали победу со всем русским народом.Предлагаю вам вспомнить нашу гипотезу, как вы считаете, наше предположение было верным или ошибочным? Предлагаю изменить название нашей стенгазеты со слова «Победа» новое название «Моя победа».- Что вам интересно узнать о родственниках, прошедших ВОВ или что вы узнали помимо анкеты, что еще не вместилось в ваше сообщение (фотографии, истории, ордена)- Предлагаю вам продолжить исследование и собрать информацию и интересные для вас факты по вашим родственникам и начать оформлять сообщения для нашей стенгазеты «Моя победа». Те, кто сможет закончить оформление первыми представят свои сообщения на следующем классном часе. Сбор данных. Выступление ребят. Результаты опроса пополняют стенгазету.
4 неделя — Ребята поделитесь результатами своей исследовательской деятельности.Ждем с нетерпением сообщения на следующем классном часе. Оформление полученных результатов. Выступление ребят.Представление итогов исследовательской деятельности.
  • Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности (на заключительном классном часе по истечении 4 недель)
Читайте также:  Стихи о родине для 2 класса читать

— Ребята, давайте вспомним нашу проблему и гипотезу. Поделитесь выводами, к которым вы пришли. Поделитесь своими впечатлениями от исследовательской деятельности. Что было самым трудным? Что удивило? Что понравилось больше всего?

Приложение

Владимир Богомолов. Необыкновенное утро

Дедушка подошел к кровати внука, пощекотал его щеку своими седоватыми усами и весело сказал:

— Ну, Иванка, поднимайся! Пора вставать!

Мальчик быстро открыл глаза и увидел, что дедушка одет необычно: вместо всегдашнего темного костюма на нем военный китель. Ваня сразу узнал этот китель — дедушка сфотографировался в нем в мае 1945 года в последний день войны в Берлине. На кителе зеленые погоны с маленькой зеленой звездочкой на красной узкой полоске, а над карманом легонько позванивают медали на красивых разноцветных лентах.

На фотокарточке дедушка очень похож, только усы у него совсем черные-черные, а из-под козырька фуражки выглядывал густой волнистый чуб.

— Иван-богатырь, поднимайся! В поход собирайся! — весело гудел над его ухом дедушка.

— А разве сегодня уже воскресенье? — спросил Ваня. — И мы пойдем в цирк?

— Да. Сегодня воскресенье, — дедушка показал на листок календаря. — Но воскресенье особенное.

Мальчик посмотрел на календарь: «Какое-такое особенное воскресенье?» — подумал он. На листке календаря название месяца, число было напечатано красной краской. Как всегда. «Может быть, сегодня День Победы? Но праздник этот бывает весной, в мае, а сейчас еще зима… Почему дедушка в военной форме?»

— Да ты погляди хорошенько, — сказал дедушка и поднял Ваню на руках, поднес к календарю и спросил:

— Видишь, какой месяц? — И сам ответил:

— Февраль месяц. А число? Второе. А что в этот день было, много-много лет назад, в 1943 году? Забыл? Эх ты, Иван — солдатский внук! Я тебе говорил, и не раз. И в прошлом году, и в позапрошлом… Ну, припомнил?..

— Нет, — честно признался Ваня. — Я же тогда был совсем маленьким.

Дедушка опустил внука на пол, присел на корточки и показал на желтую начищенную медаль, которая висела на кителе первой после двух серебряных — «За отвагу» и «За боевые заслуги».

На кружочке медали были отчеканены солдаты с винтовками. Они шли в атаку под развернутым знаменем. Над ними летели самолеты, а сбоку мчались танки.

Наверху, возле самого края было вытеснено: «За оборону Сталинграда».

— Вспомнил, вспомнил! — обрадованно закричал Ваня. — В этот день вы разбили фашистов на Волге…

Дедушка разгладил усы и, довольный, пробасил:

— Молодец, что вспомнил! Не забыл, значит. Вот сегодня мы и пройдем с тобой по тем местам, где шли бои, где мы остановили фашистов и откуда погнали до самого Берлина!

* * *

Приснилось мне, приснилось мнеКак будто я на той войне.Вдруг вижу – папа молодой,Тогда еще не папа мой,Такой смешной, такой худой,И совершенно не седой.Среди разрывов и огняИдет, не зная про меня.Приснилось мне, приснилось мне,Я папу видел на войне.Идет куда-то в сапогахНе на протезах.На ногах. Петр Давыдов

май 2002.

Анкета

Ф,И, __________________________________вид родства_______________

Одно самое важное предложение или слово о войне___________________

_______________________________________________________________

Любимый фильм о войне_________________________________________

О чем или о ком этот фильм_______________________________________

Имя известного героя и его подвиг _________________________________

_______________________________________________________________

Есть ли герои в нашей семье_______________________________________

Имена родственников, которые жили в годы ВОВ_____________________

_______________________________________________________________

Как и где жила наша семья в годы ВОВ_____________________________

_______________________________________________________________

Анализ опроса в моей семье______________________________________

Высказывания моих родственников о войне__________________________

_______________________________________________________________

Наши любимые фильмы о войне___________________________________

_______________________________________________________________

Мы знаем героев войны __________________________________________

_______________________________________________________________

В моей семье есть герои ________________________________________

_______________________________________________________________

В моей семье прошли всю войну ___________________________________

_______________________________________________________________

Литература

Рассказы и стихи о ВОВ для детей младшего школьного возраста — http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-voine-1941-1945-dlja-1-2-3-4-klasa.html    https://www.stihi.ru/2004/05/03-01

Л. В. Голоднова. Методика организации исследовательской деятельности учащихся в школе. Программа «Ученик-исследователь»

 http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/04/27/realizatsiya-issledovatelskogo-podhoda-k

Сказка Старик Хоттабыч. 1. Необыкновенное утро

В семь часов тридцать две минуты утра весёлый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся.

Как раз в это время из соседней комнаты донёсся голос матери:

— Нечего спешить, Алёша. Пусть ребёнок ещё немножко поспит — сегодня у него экзамены.

Волька досадливо поморщился.

Когда это мама перестанет наконец называть его ребёнком!

— Ну что за чепуха! — ответил за перегородкой отец. — Парню скоро тринадцать лет. Пускай встаёт и помогает складывать вещи. У него уже скоро борода расти начнёт, а ты всё: ребёнок, ребёнок.

Складывать вещи! Как он мог это забыть!

Волька сбросил с себя одеяло и стал торопливо натягивать штаны. Как он мог забыть! Такой день!

Семья Костыльковых переезжала сегодня на новую квартиру в новеньком шестиэтажном доме. Ещё накануне вечером почти все вещи были запакованы. Мама с бабушкой уложили посуду в ванночку, в которой когда-то, давным-давно, купали младенца Вольку. Отец, засучив рукава и по-сапожницки набрав полный рот гвоздей, заколачивал ящики с книгами.

Важно

Потом все спорили, где складывать вещи, чтобы удобнее было их выносить утром. Потом пили чай по-походному, за столом без скатерти. Потом решили, что утро вечера мудренее, и легли спать.

Одним словом, уму непостижимо, как это он мог забыть, что они сегодня утром переезжают на новую квартиру.

Не успели напиться чаю, как с грохотом ввалились грузчики. Первым делом они широко распахнули обе половинки двери и зычными голосами спросили:

— Можно начинать?

— Пожалуйста, — ответили одновременно мать и бабушка и страшно засуетились.

Волька торжественно вынес на улицу к крытому трёхтонному грузовику диванные валики и спинку.

— Переезжаете? — спросил у него соседский мальчишка.

— Переезжаем, — небрежно ответил Волька с таким видом, словно он переезжал с квартиры на квартиру каждую неделю и в этом не было для него ничего удивительного.

Подошёл дворник Степаныч, глубокомысленно свернул цигарку и неожиданно завёл с Волькой солидный разговор, как равный с равным. У мальчика от гордости и счастья слегка закружилась голова.

Он набрался духу и пригласил Степаныча в гости на новую квартиру. Дворник сказал: «С нашим удовольствием».

Словом, налаживалась серьёзная и положительная беседа двух мужчин, когда вдруг из квартиры раздался голос матери:

— Волька! Волька! Ну куда девался этот несносный ребёнок?

Волька помчался в опустевшую, непривычно просторную квартиру, в которой сиротливо валялись обрывки старых газет и грязные пузырьки из-под лекарств.

— Наконец-то! — сказала мать. — Бери свой знаменитый аквариум и срочно влезай в машину. Будешь там сидеть на диване и держать аквариум в руках. Больше девать его некуда. Только смотри не расплескай воду на диван.

Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру.

Источник: https://aababy.ru/skazki/populyarnoe/1-neobyknovennoe-utro

Краткое содержание Богомолов Иван для читательского дневника

Главный герой Иван Буслов – смелый мальчишка, который потерял на войне самых близких, и поэтому решил мстить врагам. На своем коротком жизненном пути мальчик увидал очень много страшных вещей.

Совершенные им подвиги, непосильны многим взрослым людям. В конце концов он трагически погибает в 1943 году. Его пытаю немцы, но он героически держится до последнего. О смерти Ивана узнает командир Гальцев лишь в 1945 году.

Он относился к мальчику, как к родному.

Повесть учит, что мужественным может быть не только взрослый человек, но и ребенок. Это хорошая черта характера, благодаря которой на земле царствует мир и покой.

Читать краткое содержание Иван Богомолов

События повести разворачиваются во время ВОВ (1941-1945 гг). Старшего лейтенанта Гальцева неожиданно разбудили ночью. Дело в том, что на берегу нашли мальчишку 12 лет, который трясся от голода и холода. Этого мальчика зовут Иван Буслов. Гальцев пытается выбить информацию с мальчишки, но, к сожалению, узнает лишь его фамилию.

Читайте также:  Полярные загадки

Иван настаивает на том, чтобы доложили о его прибытии в штаб. Но лейтенант сообщает о мальчишке лишь тогда, когда точно убедился в достоверности его слов. Герой назвал верно все фамилии офицеров штаба. Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает, что мальчишка на их стороне, что о нем необходимо хорошо заботиться.

Гальцев неловко себя чувствует за то, что нагрубил мальчишке, и с этого момента он готов оберегать его.

Совет

В штаб является симпатичный и веселый юноша 27 лет. Зовут его Холин. Иван повествует ему о неимоверных авантюрах, о том, как чудом выжил.

Дело в том, что мальчишка не было возможности подойти к ждавшей его шлюпке из-за фашистов, и вынужден был плыть через морозный Днепр на бревне.

Холин привез приятелю военную одежду, на которой были медали за заслуги. Пообедав вместе, Иван с Холином уезжают.

В скором времени Холин снова встречается с товарищем. Новый старшина батальона спокойный, уравновешенный Катасоныч. То и дело, он целыми днями стоит около наблюдательной трубы и следит за противниками. Иван с товарищем осматривают территорию.

Враг совсем рядом и тщательно следит за событиями, которые происходят на берегу реки. Гальцен должен помогать Холину, но он не желает унижаться перед ним.

Старший лейтенант выполняет свои служебные обязанности и контролирует работу медсестры, делая вид, что не замечает перед собой симпатичную девушку.

Иван как никогда разговорчив и приветлив. В полночь он должен отправиться во вражеский тыл, но мальчишка ничуть не боится, он спокойно сидит и читает брошюры, ест сладости.

Мальчику понравился кинжал Гальцева, но тот не может его отдать, так как это память от погибшего приятеля. Лейтенант узнает о жизни мальчишки. Иван лишился отца и сестренки во время военных действий. И поэтому мстит немцам за своих родных.

Обратите внимание

Этому мальчишке пришлось многое повидать. Холин был удивлен тому, что ребенок может испытывать такую ненависть. В штабе Ивана упрашивали поступать в военное училище, но он противился этому.

Этот мальчик настоящий герой, многие взрослые не способны на такие мужественные поступки. После войны офицеры планировали найти мать мальчика, а в случае если ее не найдут, Ивана заберет Катасоныч в свою семью для воспитания.

Холин сообщает, что Катасонычу велели явиться в штаб. Мальчишка держит обиду на нового старшину на то, что тот даже не попрощался. В этот момент старшина был убит врагами. Вместо него будет Гальцев.

После многочисленных тренировок трое храбрецов: Холин, мальчик и лейтенант отправились на военную операцию. Переплыв Днепр, они прячутся. Ивану предстоит выполнить тяжелую миссию – пройти большой путь в тылу врага.

Приятели страхуют мальчишку, ждут в засаде продолжительное время, а затем возвращаются обратно.

Гальцев делает заказ для мальчика такой же кинжал, как у себя и просит передать его Ивану. Подполковник без особого желания рассказывает Гальцеву о мальчишке.

По мимике военного было видно, что он что-то скрывал от Гальцева. Дело в том, что когда Ивана хотели отправить в военное училище, тот сбежал. Утверждает, что меньше о нем знают, больше он будет жить.

Мысли о мужественном Иване, не дают покоя, уже назначенному командиру, Гальцеву. Получив опасное ранение, он попадает в госпиталь в Берлин.

Важно

Листая документы секретной службы, он видит фото знакомого мальчишки с худыми скулами и широко раскрытыми глазами. В заключении было написано, что в 1943 году врагами был задержан некий Иван, который следил за движением поездов.

После многочисленных сопротивлений, допросов, на которых он себя хамски вел, он был убит врагами.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/bogomolov-ivan

Краткое содержание Богомолов Зося

Произведение повествует о чистых и добрых отношениях между русским солдатом и польской девушкой.

С первых страниц повести перед нами предстает уцелевшая часть батальона, которая отдыхает в небольшой польской деревне. Перед Виктором Бойковым , исполняющим обязанности командира и начальником штаба стояла задача –организовать умело свободное время бойцов.

Отдохнув от тяжелых боев, штабист решил сходить на речку. Искупавшись от души и постиравшись, он решил почитать книгу на берегу реки. Вдруг он почувствовал, что за ним кто-то подсматривает. Резко обернувшись, мужчина видит, что это была красивая девушка.

Он хотел посмотреть на нее еще раз и окликнуть, однако никого больше не увидел.

 В часть приезжает подполковник, однако его встречает Витька только во дворе. Антонов сильно возмущен тем, что царит беспорядок. Начальство спит, и объект почему-то не охраняется. Уезжая, он требует, чтобы к его возвращению были готовы важные документы. Начальник штаба тут же начал разбираться в бумагах, а Бойков отправился к своим бойцам.

Вернувшись в 12 часов дня, командир сообщил, что для солдат  приготовили  вкусный обед, и тут же внес предложение по изготовлению  пельменей. К этому делу он привлек хозяйку дома, где он в данное время находились. Блюда получились наивкуснейшие, ведь все сделано было с душой. Когда они сели обедать, то завязался разговор практически обо всем.

Беседовали и о немцах, и о конце войны.

Дочь пани Юлии тоже сидела за столом, и робко смотрела на присутствующих. Начальник штаба, выпив для сущей храбрости самогона, попытался  за ней ухаживать. Однако,  неудачные попытки расстроили молодого человека, и в сильном алкогольном опьянении упав с крыльца, поранил себе лицо.

На следующий день ему было стыдно за вчерашнее поведение, и он решил исправить свою ошибку. Зося ему так понравилась, что наш герой отправился к ней, чтобы объясниться. Однако, увидев девушку с Виктором, он расстроился  и всю ночь не мог уснуть.

Совет

Но на утро парень успокоился, когда узнал, что девушка дала отпор  Бойкову. На следующий день пришел приказ об отправке их части на боевые позиции, и начальник штаба хотел увидеть на прощание куда-то убежавшую  Зосю.

 В последнюю минуту девушка прибежала  и вручила ему бумагу, где было написано о том, как она сильно его любит.

 Прошло много времени с тех пор, как закончилась война, а наш герой не мог забыть прекрасную девушку, с которой он был знаком всего три дня.

Рассказ учит светлым и красивым отношениям между мужчиной и женщиной.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание оперы Манон Леско Пуччини
    История, показанная в этой опере, полна любви, которая разрушает жизни. Происходят все события в 18 веке.
  • Краткое содержание Гесиод Труды и дни
    Произведение написано таким образом, что автор все время обращается к своему брату, давая ему советы и уча жизни. В первую очередь он утверждает, что выгоду необходимо приобретать только честным трудом.
  • Краткое содержание Размышления у парадного подъезда Некрасова
    В этом произведении особое внимание уделяется парадному подъезду, который был во многих домах того времени. Здесь кипит жизнь. Через парадный подъезд могут входить только люди, которые одеты в красивую одежду.
  • Краткое содержание Погодин Время говорит пора
    В произведении «Время говорит пора», созданном писателем Радием Петровичем Погодиным, повествуется о жизни простых советских людей в коммунальной квартире.
  • Краткое содержание Куприн Анафема
    Воскресное утро в доме дьякона. Он, сильный, крупный мужчина с мощным, красивым голосом, нежно и снисходительно относился к дьяконице

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/bogomolov-zosya-pereskaz

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН»

Война — тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии.

Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

  Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали.

Читайте также:  Сказки для детей подготовительной группы читать

Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.


Обратите внимание

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, — о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея-  Война — это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном.

Молодого старшего лейтенанта  Гальцева,  временно исполняющего обязанности командира батальона,  разбудили среди ночи.  Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати,  весь мокрый и дрожащий от холода.  На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,  что его фамилия Бондарев,  и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.

  Но Гальцев,  не сразу поверив,  докладывает о мальчике,  лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров.  Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень»,  ему нужно «создать все условия»  и «обращаться поделикатнее».  Как и было приказано,  Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила.  Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы.

  Полученные данные срочно отправляются в штаб.  Гальцев чувствует себя виноватым за то,  что кричал на мальчика,  теперь он готов ухаживать за ним.

Важно

Приезжает Холин,  рослый красавец и шутник лет двадцати семи.  Иван (так зовут мальчика)  рассказывает другу о том,  как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне.  На форме,  привезённой Ивану Холиным,  орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».  После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом  эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею.

А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», — говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик  один.  Он  весь  красный,  разгорячён  и  возбуждён.  В  руке  у него  Котькин  нож,  на  груди  мой  бинокль,  лицо  виноватое.

  В  землянке  беспорядок:  стол  перевёрнут  вверх  ногами  и  накрыт  сверху  одеялом,  ножки  табурета  торчат  из – под  нар.».

  Да,  мальчишка  остаётся  мальчишкой:  играет,  как  его  сверстники,  собирает  ножички,  вооружается  биноклем,  как  настоящий  командир…   Он  хотел  бы  гонять  голубей,  радоваться  первому  снегу,  а  он  каждый  день  смотрит  в  глаза  смерти…

Совет

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин  любит  Ивана: «О  таком  мальчишке  можно  только  мечтать».  Хочет  усыновить  его, но  в  то  же  время  понимает,  что  пока не  может  стать  ему  настоящим  отцом:  не  созрел  душевно,  бесшабашен,  порой  грубоват.

  Холин  сам  как  бы  большой  ребёнок  и  относится  к  мальчику  как  к  родному,  а  в  чём – то  даже  побаивается  его,  беспрекословно  выполняет  просьбы  и  указания  юного  разведчика.                                       

  Катасоныч  относится  к  мальчику  по – отцовски,   всё  готов  для  него  сделать.

  Когда  Гальцев  спрашивает  у  него  об  Иване,  Лицо  Катасонова  «озаряется  нежной,  необыкновенно  тёплой  улыбкой.

—  Чудный  малец!  Только  характерный,  беда  с  ним!»

             Он  один  из  всех  окружающих  называет  мальчика  Ванюшкой. Тихий,  скромный,  спокойный,  лучший  в  армии  охотник  за  языками,  Катасоныч  как  никто  из  взрослых  понимает,  как  опасна  работа,  которую  выполняет  ребёнок  для  штаба  армии.

Любит  мальчика  и  Гальцев.  Он  ищет  подходы  к  характеру  Ивана,  сделал  ему  кинжал,  провожает  его  в  тыл  врага.  Хочет  поцеловать  на  прощание,  да  не  решается…  Гальцев  пронёс  память  о  мальчике  через  всю  войну.  Ему  досталась  тяжкая  доля  прочитать  в  архивах  фашистов  сообщение  начальника  тайной  полиции  о  гибели  юного  разведчика.

Обратите внимание

 Иван  подолгу  живёт  на  оккупированной  территории,  ходит  по  деревням,  посёлкам,  одетый  в  тряпьё,  как  побирушка,  а  сам  зорко  всматривается  в  любое  скопление  живой  силы  врага  и  его  вооружение,  всё  видит,  всё  запоминает.  Сведения,  добытые  им,  очень  ценны.

 Положение  мальчика в  тылу  врага очень сложное:  опасные  ситуации  возникают  ежедневно,  ежечасно,  а  он  может  надеяться  только  на  себя.  Никого  рядом:  ни  командира,  ни  товарищей,  ни  связи.  Только  ты  и  враг.

  Это,  конечно,  непосильная  нагрузка  на  детские  плечи. 

И,  понимая  всю  тяжесть  этих  переживаний  и  опасностей,  взрослые  всё – таки  посылают  мальчика  в  разведку.

  Почему же? Главная  причина – горькая  и  страшная.

А  дело  было  в  том,  что  шла  жестокая  война,  от  исхода  которой  зависела  не  только  судьба  отдельного  человека,  но и  будущее  нашей  Родины.  Гибли  люди,  разрушались  города, горели  сёла.

  За  победу  сражались  и, случалось,  погибали  старики  и  дети.  Как  ни  больно  и  ни  горько  об  этом  говорить.

  Холин,  переправив  Ивана  на  другой  берег  реки,  в  тыл  врага,  разговаривает  в  землянке  с  Гальцевым:

« — Третий  год  воюешь?- спросил  он,  закуривая. – И  я  третий…  А  в  глаза  смерти —  как  Иван! – мы,  может,  и  не  заглядывали…  За  тобой  батальон,  полк,  целая  армия…  А  он  один! – Ребёнок!» Ребёнок… 

Но  почему  у  него  такое  строгое,  взрослое  имя – Иван?  И  повесть  называется  не  «Ванюша»,  не  «Ваня»,  а  «Иван»?

Наверное,   этого  мальчика  иначе  и  не  назовёшь:  так  много  на  его  долю  выпало  взрослых,  мужских  дел  и  обязанностей.  Он  сделал  свой  выбор  в  жизни – выбор  защитника  Отечества. Повесть  В.

Важно

Богомолова изначально  трагична  по  своему  звучанию,  на  её  страницах  нет  места  шуткам,  проказам  мальчика,  здесь  редки  даже  улыбки.

 

И  в  самом  деле:  война – это  тяжёлое,  жестокое  время,  она  ломает  человеческие  судьбы,  не  щадя  никого – ни  старых,  ни  малых.

Последние  страницы  книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов.

  В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.  В донесении сказано,  что в декабре 1943 г.

  после яростного сопротивления был задержан «Иван»,  наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне.  После допросов,  на которых мальчик «держался вызывающе»,  он был расстрелян.

Иван  погиб.  Есть  и  его  капля  крови  на  знамени  Победы.    Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения.             Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне.

Совет

100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне».

Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности.

Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой �гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/analiz_povesti_vladimira_osipovicha_bogomolova_ivan.-13677.htm

Ссылка на основную публикацию