Голявкин. Рассказы для школьников
Смешные рассказы Виктора Голявкина понравятся школьникам, так как эти рассказы о таких же как они ребятах, о таких же школьных проблемах, переживаниях и приключениях.
Виктор Голявкин. Рассказы для младших школьников
Виктор Голявкин. Про металлолом
Толик вёз по улице старую заржавленную кровать. А Маша везла старый заржавленный якорь. Они везут это в школу, поскольку — металлолом.
Толик говорит:
— В моей кровати весу больше, чем в твоём дурацком якоре. Значит, я больше тебя собрал.
Маша говорит:
— Это ещё неизвестно. Мой якорь весь полный, а кровать твоя надутая.
Толик даже остановился.
— Как это то есть надутая?
— Очень просто: мой якорь сплошной, а кровать у тебя не сплошная.
— А какая же у меня кровать? — говорит Толик.
Маша тоже остановилась и говорит:
— У тебя кровать надутая.
— Глупости какие! — говорит Толик. — Как это может такое быть, что она, мячик что ли?
— Она не мячик, — говорит Маша, — но тем не менее она надутая. Вот эти железки, они ведь внутри пустые. А якорь мой весь внутри полный. Он не надутый, если ты хочешь знать!
— Ржавый твой якорь! — говорит Толик.
— Надутая твоя кровать! — говорит Маша.
— С разбитого корабля твой якорь! — говорит Толик.
В это время шла мимо старушка. Она несла в сумке бананы. Старушка с бананами говорит:
— Положите вы на кровать этот якорь. И вместе всё это тащите.
Но Толик сказал:
— Это мой металлолом.
И Маша сказала:
— Это мой металлолом.
— Ах, вот оно что! — сказала старушка. — Я этого и не знала. — И она ушла.
А Толик с Машей сначала удивились, почему так сказала старушка, а потом удивились, почему они так сказали старушке, потому что не важно, чья это кровать и чей якорь. Потому что это для всех.
И они так и сделали, как им сказала старушка с бананами.
Виктор Голявкин. Мы играем в Антарктиду
Мама куда-то ушла из дому. И мы остались одни. И нам стало скучно.
Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа.
Мы с Витькой влезли в палатку.
Мы были очень довольны, что вот мы с Витькой сидим в палатке, хотя и не в Антарктиде, но как будто бы в Антарктиде, и вокруг нас льды и ветер. Но нам надоело сидеть в палатке.
Витька сказал:
— Зимовщики не сидят так всё время в палатке. Они, наверное, что-нибудь делают.
— Наверняка, — сказал я, — они ловят китов, тюленей и что-нибудь ещё делают. Конечно, они не сидят так всё время!
Вдруг я увидел нашу кошку. Я закричал:
— Вот тюлень!
— Ура! — крикнул Витька. — Хватай его! — Он тоже увидел кошку.
Кошка шла нам навстречу. Потом остановилась. Внимательно посмотрела на нас. И побежала обратно. Ей не хотелось быть тюленем. Она хотела быть кошкой. Я это сразу понял. Но что мы могли поделать! Мы ничего не могли поделать. Надо же нам ловить кого-то!
Я побежал, споткнулся, упал, поднялся, но кошки уже нигде не было.
— Она здесь! — орал Витька. — Беги сюда!
Из-под кровати торчали Витькины ноги.
Я полез под кровать. Там было темно и пыльно. Но кошки там не было.
— Я вылезаю, — сказал я. — Здесь кошки нет.
— Здесь она, — доказывал Витька. — Я видел, она побежала сюда.
Я вылез весь пыльный и стал чихать. Витька всё под кроватью возился.
— Она там, — твердил Витька.
— Ну и пусть, — сказал я. — Я туда не полезу. Я целый час там сидел. С меня хватит.
— Подумаешь! — сказал Витька. — А я?! Я больше тебя здесь лазаю.
Наконец Витька тоже вылез.
— Вот она! — крикнул я.
Кошка сидела на кровати.
Я чуть было её не схватил за хвост, но Витька толкнул меня, кошка прыг — и на шкаф! Попробуй её достань со шкафа!
— Какой же это тюлень, — сказал я. — Тюлень разве может сидеть на шкафу?
— Пусть это будет пингвин, — сказал Витька. — Как будто бы он сидит на льдине. Давай будем свистеть и кричать. Он тогда испугается. И со шкафа прыгнет. На этот раз мы пингвина схватим.
Мы стали орать и свистеть что есть мочи. Я, правда, свистеть не умею. Свистел только Витька. Зато я орал во всё горло. Чуть не охрип.
А пингвин будто не слышит. Очень хитрый пингвин. Притаился там и сидит.
— Давай, — говорю, — в него что-нибудь кинем. Ну, хотя бы подушку кинем.
Кинули мы на шкаф подушку.
А кошка оттуда не прыгнула.
Тогда мы на шкаф закинули ещё три подушки, мамино пальто, все мамины платья, папины лыжи, кастрюльку, папины и мамины домашние туфли, много книг и ещё много всего. А кошка оттуда не прыгнула.
— Может быть, её нет на шкафу? — сказал я.
— Там она, — сказал Витька.
— Как же там, раз её там нет?
— Не знаю! — говорит Витька.
Витька принёс таз с водой и поставил его у шкафа. Если вздумает кошка со шкафа прыгнуть, пусть прямо в таз прыгает. Пингвины любят в воду нырять.
Мы ещё кое-что покидали на шкаф. Подождали — не прыгнет ли? Потом подставили к шкафу стол, на стол стул, на стул чемодан и на шкаф полезли.
А там кошки нет.
Исчезла кошка. Неизвестно куда.
Стал Витька со шкафа слезать и прямо в таз плюхнулся. Воду разлил по всей комнате.
Тут мама входит. А за ней наша кошка. Она, видимо, в форточку прыгнула.
Мама всплеснула руками и говорит:
— Что здесь происходит?
Витька так и остался в тазу сидеть. До того напугался.
— До чего удивительно, — говорит мама, — что нельзя их оставить одних на минутку. Нужно же натворить такое!
Нам, конечно, пришлось убирать всё самим. И даже пол мыть. А кошка важно ходила вокруг. И посматривала на нас с таким видом, как будто бы собиралась сказать: «Вот, будете знать, что я кошка. А не тюлень и не пингвин».
Через месяц приехал наш папа. Он рассказал нам про Антарктиду, про
смелых полярников, про их большую работу, и нам было очень смешно, что мы думали, будто зимовщики только и делают, что ловят там разных китов и тюленей…
Но мы никому не сказали о том, что мы думали.
Виктор Голявкин. Как я всех обмануть хотел
Мне про это рассказывать даже не хочется. Но я всё-таки расскажу. Все думали, я и вправду больной, а флюс у меня был не настоящий. Это я промокашку под щёку подсунул, вот щека и раздулась.
И вдобавок гримасу состроил — вот, мол, как зуб у меня болит! И мычу слегка; это я всё нарочно сделал, чтоб урок не спросили. И Анна Петровна поверила мне. И ребята поверили. Все жалели меня, переживали.
А я делал вид, что мне очень больно.
Анна Петровна сказала:
— Иди домой. Раз у тебя так зуб болит.
Но мне домой совсем не хотелось. Языком промокашку во рту катаю и думаю: «Здорово обманул я всех!»
Вдруг Танька Ведёркина как заорёт:
— Ой, смотрите, флюс у него на другой стороне!
Виктор Голявкин. Был не крайний случай
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу. Анна Петровна сказала мне:
— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.
— А если я не запомню?
— Пиши, как запомнишь.
— А третий раз ни за что нельзя?
— В крайнем случае — можно.
Пришел я домой. Прочёл два раза.
Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.
— Этот случай не крайний, — сказал папа. — Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.
Правило я забыл. Пришлось наугад писать.
Анна Петровна прочла рассказ.
— Что же ты слово «окно» через «а» написал?
Я говорю:
— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.
Виктор Голявкин. Моя работа
Старший брат мастерил приёмник, а младший ходил вокруг и мешал.
— И я работать хочу, — просил он.
— Вот пристал, — сказал старший брат. — На тебе молоток и гвоздь.
Младший нашёл кусок фанеры и приступил к работе.
Тук-тук-тук — вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальце чуть-чуть не сделал дырку.
— А ну-ка, — сказал старший брат, — дай сюда. — И прибил фанеру к приёмнику.
— Вот и всё, — сказал старший брат, — готов приёмник.
Младший вышел во двор и привёл ребят.
— Это я сделал. Моя работа!
— Весь приёмник сделал?
— Не весь, конечно, но главную часть. Без неё приёмник бы не работал.
Источник: https://kladraz.ru/raskazy-dlja-detei/goljavkin-raskazy-dlja-shkolnikov.html
Рассказы Виктора Голявкина для детей слушать онлайн бесплатно
Этот раздел сайта содержит аудио рассказы Виктора Голявкина для детей. Их можно слушать онлайн или бесплатно скачать на свой компьютер. Все аудиокниги в хорошем качестве.
Краткая биография Виктора Голявкина:
Рассказы Виктора Голявкина для детей отличаются потрясающе тонким чувством юмора, доброжелательным дружелюбным тоном и подкупают своей искренностью, как детей, так и взрослых!
В.В. Голявкин родился тридцать первого августа 1929 года в Баку в семье музыкальных педагогов. Однажды маленький Виктор нарисовал шарж на одного из гостей и отец, оценив талант сына, подарил ему книгу по рисованию и ребенок начал каждую свободную минуту посвящать рисованию.
Во время Второй мировой одаренный молодой человек рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Потом он поступил в Самаркандское художественное училище и, наконец, в Ленинградскую академию художеств, позже участвуя в многочисленных художественных экспозициях.
Постепенно раскрылась и литературная грань дарования Голявкина – он начал писать миниатюрные рассказы, которые публиковались в детских изданиях «Костер» и «Мурзилка».
Его сборник коротких рассказиков «Тетрадки под дождем», который вы можете бесплатно слушать на нашем сайте, увидел свет 1959 г. Через год самиздатом была опубликована книга рассказов для взрослых.
Официально этот сборник вышел в 1968 году.
Забвение и признание добрейшего из писателей
Перед празднованием юбилея Л. Брежнева, журнал «Аврора» опубликовал рассказ Виктора Владимировича Голявкина «Юбилейная речь». Текст занял целую страницу, поэтому не заметить его не могли!
Несмотря на то, что рассказ был написан задолго до события, его сочли сатирическим выпадом на генерального секретаря СССР. Начался большой скандал, в результате которого было:
- уволено руководство «Авроры»
- тираж резко сократили
- выпуск номера с этим рассказом был снят с продажи и изъят из библиотек
- произведения автора не публиковались на протяжении довольно длительного периода.
Несмотря на все это, правда восторжествовала и спустя почти двадцать лет произведения Голявкина вернулись к читателю! Ранние сочинения Виктора Владимировича были выпущены официальными изданиями уже на закате жизненного пути писателя – в 1999-2000 годах.
Одаренный художник и искренний писатель покинул этот мир двадцать шестого июля 2001 года.
Рассказы Виктора Голявкина для детей – настоящая жемчужина любой онлайн библиотеки. Созданные с помощью простого языка, они поразительно легко читаются и воспринимаются на слух учениками младших классов.
Читать далее
Источник: https://ozornik.net/audioskazki/audio-rasskazy/viktor-golyavkin
Голявкин Виктор Владимирович. Рассказы для детей
Голявкин Виктор Владимирович родился 31 августа 1929 в Баку. Писатель, художник, книжный график.
Автор романа «Арфа и бокс» (1969), повестей «Мой добрый папа» (1964), «Рисунки на асфальте» (1965), «Ты приходи к нам, приходи», сборников коротких юмористических рассказов «Тетрадки под дождём», «Калейдоскоп» (всего несколько сотен рассказов), книги «Города и дети» (1967).
Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года.
——————————————————————————
Не везёт
Прихожу, значит, я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою, пою себе и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то пристанут ещё, почему ты мрачный, почему ты задумчивый. Отец говорит: “Чего он орёт?” А мама говорит: “У него, наверное, весёлое настроение, вот он и поёт”.
Отец говорит: “Наверное, пятёрку получил, вот и весело на душе человеку. Всегда весело на душе, когда какое-нибудь дело сделаешь”. Я, как это услышал, ещё больше заорал. Тогда отец говорит: “Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи свой дневник”. Тут я сразу петь перестал. “Зачем?” – спрашиваю.
“Да ладно уж, – говорит отец, – показывай, чего там, я вижу, тебе очень хочется дневник показать”.
Берёт он у меня дневник, видит там эту двойку и говорит: “Ты гляди, получил двойку и поёт! Этого ещё не хватало! Что он, с ума сошёл? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя случайно нет температуры?” – “Нету у меня, – говорю, – никакой температуры…” Отец развёл руками и говорит: “Тогда придется тебя выдрать за это пение…”
Вот как мне не везёт!
Как я писал стихи
Иду я как-то по пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю: получается в рифму. Вот, думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору стенгазеты.
Женька-редактор прищел в восторг.
– Замечательно, что ты стал поэтом. Пиши и не зазнавайся.
Я написал стихотворение о солнце:
Льется солнца луч На голову мне. Эх, хорошо
Моей голове!
– Сегодня с утра идет дождь, – сказал Женька, – а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и все такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы все равно бодры и все такое.
Стал я писать о дожде.
Правда, долго не получалось, но наконец получилось:
Льется дождь На голову мне. Эх, хорошо
Моей голове!
– Не везет тебе, – говорит Женька, – дождь-то кончился – вот беда! И солнце пока не показалось.
Сел я писать о средней погоде.
Тоже сразу не выходило, а потом вышло:
Ничего не льется На голову мне. Эх, хорошо
Моей голове!
Женька-редактор мне говорит:
– Смотри, вон солнце опять показалось.
Тогда я сразу понял, в чем дело, и на другой день принес такое стихотворение:
Льется солнца луч На голову мне, Льется дождь На голову мне, Ничего не льется На голову мне. Эх, хорошо
Моей голове!
Пятнадцать третьих
Все столпились возле бильярда.
– Довольно играть просто так, – сказал он. – Я играю на третье. К примеру, кисель дадут, или компот, или там шоколад, ну неважно что, ясно?
Всем было ясно. Стали играть. К обеду он выиграл пятнадцать третьих. Подали чай.
Все кричали: – Чай! Чай! Даже повар сказал: – Во как любят чай! Он залпом выпил один стакан, второй, третий, четвертый… – Стойте… – сказал он. – Сейчас… погодите… Залпом он уже пить не мог.
Все обступили его.
Он сидел перед стаканами, тяжко вздыхал, говорил “погодите” и отпивал каждый раз по глотку. Кругом шумели. Давали советы. Кто-то пощупал его живот.
– Живот не хватать, – сказал он, – нечестно… Но больше он уже пить не мог. Он стал бледен, таращил глаза и икал. Позвали вожатого.
– Что с ним такое? – спросил вожатый. – Да вот чаю попил, – сказал кто-то.
С трудом его подняли со стула. Взяли под руки. И повели.
В любом деле надо уметь работать
У нас в школе открылась секция бокса. Туда записывали самых смелых. Подающих надежды. Я сейчас же пошел записываться, потому что давно подавал надежды. Так все ребята считали. После того как я хотел Мишку стукнуть и промахнулся. И кулаком попал в стенку. И кусок штукатурки отбил. Все тогда удивились. “Вот так дал! — говорят.
— Вот это удар!” Я все ходил с распухшей рукой и всем показывал: “Видишь? Вот у меня удар какой! Не выдерживает рука. А то я, пожалуй, и стенку пробил бы!”
— Насквозь?! — удивлялись ребята. С тех пор за мной пошла слава сильнейшего. Даже после того, как рука прошла. И показывать было нечего.
И вот я пришел первым в секцию. И записался.
И еще ребята пришли. И Мишка тоже записался.
Начались занятия. Я думал, нам сразу наденут перчатки и мы будем драться друг с другом. Я всем дам нокаут. Все скажут: “Вот это боксер!” А тренер скажет: “Эге, да ты чемпионом будешь! Надо тебе шоколада больше есть. Мы попросим у государства, чтоб государство тебя бесплатно кормило.
Шоколадом и разными там сладостями. Раз такой редкий талант появился”.
Но тренер не дал перчаток. Он выстроил нас по росту. Сказал: “Бокс — дело серьезное. Пусть все об этом подумают. И если кто из вас по-другому думает, то есть что бокс не серьезное дело, пусть спокойно покинет зал”.
Зал никто не покинул. Построились в пары.
Как будто бы не на бокс пришли, а на урок физкультуры. Потом разучивали два удара. Махали руками по воздуху. Иногда тренер нас останавливал. Говорил, мы неправильно делаем. И начиналось сначала.
Один раз тренер сказал кому-то:
— Вон там, в широченных штанах, что ты делаешь? Я вовсе не думал, что это мне, а тренер ко мне подошел и сказал, что я бью левой рукой вместо правой, в то время как все бьют только правой, и неужели нельзя быть внимательней.
Я обиделся и не пришел больше. Очень мне нужно, думал я, заниматься какой-то глупостью.
С моим-то ударом! Когда я стенку могу пробить. Очень мне все это нужно! Пусть Мишка там занимается. И другие. А я приду, когда будут драться. Когда наденут перчатки. И тогда мы посмотрим. Очень мне нужно просто руками махать! Это прямо смешно.
Я перестал ходить в секцию.
Только Мишку спрашивал:
— Каково? Все руками машете?
Я все смеялся над Мишкой. Дразнил его. И все спрашивал: — Ну, каково? А Мишка молчал. Иногда говорил: — Никаково. Однажды он мне говорит: — Завтра спарринг. — Чего? — говорю. — Приходи,— говорит,— сам увидишь. Спарринг — это учебный бой. Мы, в общем, драться будем. То есть работать. По-нашему так.
— Ну, работай, работай,— я говорю.— Зайду завтра к вам, поработаем. Захожу в секцию на другой день. Тренер спрашивает: — Ты откуда? — Я, — говорю, — здесь записан. — Ах, вот оно что! — Я в спарринг хочу. — Ну, — сказал тренер. — Ну да, — сказал я. — Все ясно, — говорит тренер. Он надел мне перчатки. И Мишке надел перчатки. — Слишком ты боевой, — сказал он.
Я сказал: — Разве это плохо?
— Хорошо, — сказал он. — Очень даже.
Мы с Мишкой вышли на ринг.
Я размахнулся и как ударю! Но мимо. Я второй раз размахнулся — и сам упал. Значит, опять промахнулся.
Я смотрю на тренера.
А тренер говорит:
— Работай, работай!
Я встал и опять замахнулся, как вдруг Мишка мне как стукнет! Я хотел его тоже стукнуть, а он как трахнет мне в нос!
Я даже руки опустил. И не пойму, в чем дело. А тренер говорит:
— Работай, работай!
Мишка говорит тренеру:
— Мне с ним неинтересно работать.
Я разозлился, на Мишку кинулся и упал снова. Не то споткнулся, не то от удара.
— Нет, — говорит Мишка, — я с ним работать не буду. Он все время падает.
Я говорю:
— Я не все время падаю. Я ему дам сейчас!
А он мне в нос как даст снова! И я опять на пол сел. А Мишка уже перчатки снимает. И говорит:
— Нет, это просто смешно мне с ним работать. Он совсем не может работать.
Я говорю: — Ничего нет смешного… Я сейчас встану…
— Как хочешь, — говорит Мишка, — можешь и не вставать, это вовсе не важно.
Источник: https://playroom.ru/golyavkin-viktor-vladimirovich-rasskazy-dlya-detey/
:: Читать — Книга «Я жду вас всегда с интересом (Рассказы) (1980г.)» — Голявкин Виктор Владимирович — Авторы — ЛитЛайф — литературная социальная сеть
Виктор Голявкин
Я жду вас всегда с интересом (Рассказы)
Виктор Голявкин пишет рассказ…
(вступительное слово Глеба Горышина)
Эту книгу составляют рассказы, написанные Виктором Голявкиным за двадцать лет работы в литературе. Взрослым читателям известны также его роман «Арфа и бокс» и повесть «Мой добрый папа». Дети хорошо знают Виктора Голявкина по книгам «Тетрадки под дождем», «Рисунки на асфальте».
Лучшие рассказы Виктора Голявкина — детские, взрослые, смешные, юмористические — обязательно несут в себе духовный смысл, предоставляют возможность читателю любого возраста вглядеться в самого себя, попасть в сферу поступков, душевных движений, фантазий, ускользающих из общих правил поведения, может быть, и безрассудных, но вполне мотивированных подспудными, скрытыми причинами.
Персонаж его рассказов, маленький или взрослый, обязательно должен сунуть нос туда, где никто до него не бывал, нередко получить за это по носу, но при этом ощутить себя на мгновение первооткрывателем, то есть испытать свое собственное, а не подаренное кем-то счастье.
Дети у Голявкина, в общем, такие же, как все дети, но чуть-чуть особенные, их особенность в потребности фантазировать, то есть творить. Дети в его рассказах талантливые, хотя они и понятия не имеют об этом своем таланте.
Я знаю Виктора Голявкина еще с того времени, когда он был студентом Академии художеств. Он приехал в Ленинград из Баку. Там прошли его детство и отрочество.
Голявкин учился канонам искусства, правилам живописи и в то же время писал картины вопреки этим канонам, раскрепощенной рукой демонстрируя южное буйство красок, дерзко смешивая на палитре тона и оттенки, создавая свой собственный цвет.
Картины он щедро раздаривал, так же щедро, вдохновенно, не отрываясь от холста, их писал…
Он подавал надежды как живописец, восхищал товарищей, вызывал на свою голову гнев наставников. Казалось, что судьба его в искусстве предопределена. Однако вышло все по-другому. Голявкин стал писателем. Впоследствии сам иллюстрировал свои книги.
Голявкин делал первые шаги в литературу совершенно самостоятельно, без каких-либо подпорок.
Может быть, ему помогли здесь уроки, почерпнутые в живописи: фиксация мгновенного впечатления, то есть импрессионичность стиля; известная степень абстрагирования от изображаемой натуры, заострение рисунка, вольная, прихотливая игра цвета, света и тени. И обязательно — музыкальность слога, утонченное использование словесных обертонов, повышенное внимание к ритмике.
Голявкин создавал поэтику своей малой формы, я даже не решаюсь назвать это прозой; при его необычайной творческой активности рассказы появлялись один за другим.
Особенности дарования Голявкина впоследствии будут варьироваться, развиваться: каждый новый рассказ — это обязательно эксперимент, изобретательство, поиск не только жизненной ситуации, но и формы, окраски.
С годами рассказы станут чуть попространнее, обрастут бытовыми подробностями, обретут большую определенность авторской мысли, появятся на свет свидетельствующие о зрелости мастера вещи: «В гостях у соседа», «Не хотите ли выстрелить из лука?», «Густой голос Выштымова», «Калейдоскоп», «Веселые ребята».
Голявкин стал писателем, но в нем сидит живописец: мир в его рассказах цветной, хотя сочинений, специально посвященных художникам, ремеслу живописи, он не пишет.
Он выявляет в своих героях, самых обыкновенных людях, художественные задатки, чаще всего герои и не догадываются о них, но подспудное стремление взять в руки кисть и что-то такое покрасить живет в каждом, а непосредственное, личное, действенное приобщение к красоте — это пусть незаметный, крохотный, но обязательно сдвиг в сторону счастья. Голявкину важно, чтобы его герой «встряхнулся», крепче встал на ноги, осанисто поднял голову.
Смех лечит от предрассудков, от самовлюбленности, от уверенного в себе невежества и от многих других широко распространенных недугов и недомоганий. Это общеизвестно и многократно подтверждено.
Голявкин потому так легко, так беззлобно, так дружелюбно смеется над человеческими слабостями и странностями, что умеет вглядеться в себя самого, проверить очередной свой сюжет на собственном опыте, заглянуть себе в душу — и посмешить почтенную публику, не возвышаясь над ней в качестве всезнающего творца, но и нимало не унижаясь, не панибратствуя с ней, не применяясь к ее языку и вкусам.
Рассказы Голявкина при всей необычности их формы, при склонности автора к эксперименту не только над словом, но и над смыслом, гротеску, фантасмагории, эдакому сюрреальному повороту, свободны от какого-либо снобизма.
И если в рассказе «В гостях у соседа» разъевшийся домашний кот попивает пиво и приговаривает: «Бывает, бывает…», то это в порядке вещей для Голявкина, для выработанной им художественной системы отображения действительности.
Комическое, смешное в рассказах Голявкина то и дело соприкасается с трагическим, грустным, как это бывает в жизни.
При этом рассказы Голявкина, написанные от первого лица, абсолютно свободны от какого бы то ни было субъективизма.
Его лирический герой совершенно чужд монологов и сентенций, он то и дело попадает во всяческие истории и передряги, однако благополучно выходит сухим из воды; он по натуре общителен, легко, без нажима, вписывается в предлагаемые обстоятельства, никого при этом не учит, не выставляет себя умнее, значительнее других, но обязательно соблюдает дистанцию, ценит свою «отдельность», принципиальную независимость, иногда и вопреки здравому смыслу. Автор знает слабости своего героя, нигде не приукрашивает, не абсолютизирует его положительные качества. Отсюда и особая доверительность интонации. И вместе с тем в многоликом, неравнозначном, казалось бы, раздробленном авторском «я» наличествует нечто общее, объединяющее, типическое.
Рассказы Голявкина — это прежде всего диалоги.
Если охарактеризовать голявкинский диалог в самых общих словах, то, прежде всего, он свободен от натурализма, от «подслушанных» автором разговоров, от жаргона.
Он может быть ритмизован, стилизован и в то же время никогда не ведется так просто, от нечего делать, по пустякам, но схватывает нечто существенное, назревшее в атмосфере переживаемого момента.
Для чего написан тот или другой рассказ? Что им хотел сказать автор?
Эти вопросы, я думаю, задавали не раз Голявкину читатели. Искать прямого, сформулированного ответа в книге Голявкина тщетно, какое-либо самоистолкование чуждо ему. Попытаться ответить за автора — тоже вряд ли получится толк. Творчество Голявкина понимают и принимают далеко не все.
Любой рассказ Голявкина, взятый отдельно от целой, выработанной писателем художественной и, соответственно, нравственной системы, будет далеко не полон. Голявкина нужно принимать целиком.
Творческая манера Голявкина — как и явления смежных родов искусств: живописи, музыки — не может быть воспринята чисто логически, тут нужно что-то еще, может быть, интуиция, во всяком случае, известная подготовленность к восприятию.
Впрочем, можно ответить на поставленные выше вопросы и так: Голявкин пишет для того, чтобы утвердить торжество добрых начал в жизни над злыми. В этом будет правда, но не вся.
Голявкин, как всякий серьезный писатель, конечно же, доброхот: он любит человечество, верит в неистребимые силы добра.
Но он бывает и строгим, и в добродушной его усмешке звучат железные ноты предостережения, сарказма, иронии.
Голявкин смеется, смешит читателей, развлекается, с видимым удовольствием пишет рассказ за рассказом, исподволь, без пощады — за ушко да на солнышко — разит всякую пошлость и глупость, он безудержно фантазирует, пародирует, экспериментирует в жанре рассказа, перекраивает заново форму и стиль.
Таков Голявкин. Он разный. Чтобы понять его, лучше всего попутешествовать по его рассказам.
Я жду вас всегда с интересом
Источник: https://litlife.club/br/?b=205387
Виктор Голявкин. Весёлые рассказы для детей о школе — PDF
04/26/15 Русский 4 Занятие 25 Имя Задание 1: Прочитайте стихотворение. Найдите и подчеркните одной чертой имена существительные в именительном падеже. Овощи. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с Подробнее
Урок 17 2 класс Предлоги и приставки ( повторение) Гром стреляет, как из пушки. Хлещет дождь по спинам луж. Под дождем сидят лягушки Принимают теплый душ. (До)бежал суслик (до)норки, прыг и нет его. (С)прыгнул Подробнее
Рисунки А. Андреева Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Вот утром папа пошёл на работу. Подробнее
Михаил Зощенко «Показательный ребёнок» Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка, под названием Бубенчик. Вот утром
Москва 2013 ЗАТЕЙНИКИ Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: Нам Подробнее
ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст, Подробнее
Чтение. Носов Н.Н. Рассказы. Заплатка У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: — Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! Подробнее
Как волк своё получил дна'жды но'чью лиса' пошла' в ау'л 1 за ку'рицей. Она' пошла' туда' потому', что о'чень хоте'ла есть. В ау'ле лиса' укра'ла* са'мую большу'ю ку'рицу и бы'стро-бы'стро побежа'ла в
Пузырь из жвачки Папа одного мальчика умел выдувать крупные пузыри из жвачки. Мальчик его сам научил. У папы здорово получалось. Как-то пришли к мальчику на день рождения дети. Друзья со двора, из класса. Подробнее
Урок номер 14 второй класс Образование новых слов. СУФФИКС. На реке зимой толстый лёд, а весной тонкий. В лесу на курьих ножках стоит. Я ласково зову, а Была гора, а стала Была нора, а стала В цирке фокусы Подробнее
Уильям МакКлири ИСТОРИЯ ПРО ВОЛКА МАЙКУ Глава Первая Как-то раз один папа укладывал своего сына спать. Майкл, которому уже исполнилось пять лет, попросил рассказать историю на ночь. Хорошо, согласился Подробнее
Автор сценария Артур Бикматов СОШ 3 САМЫЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ Действующие лица: Вова — мальчик 12-13 лет, способный, но ленивый. Витя друг и одноклассник Вовы, отличник. Маша одноклассница Вовы. Оля одноклассница
Н. Носов «Фантазёры» «Русинка» 1 класс ФАНТАЗЁРЫ Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, Подробнее
Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки. Подробнее
2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался Подробнее
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался Петя.
Подробнее
Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой Подробнее
Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с Подробнее
Ìèøêèíà êàøà Îдин раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду. Это очень хорошо, Подробнее
03/10/13 Русский 2 Занятие 19 Имя Задание 1: Прочитайте стихотворение. Утомились малыши Учат правила «ЖИ-ШИ»! Что за правило такое, Не оставит их в покое?! Вот возьмём карандаши И заставим враз, пиши!
Сказки от Хочушек Игрушек 1 Предисловие «Сказка ложь, да в ней намек» Здравствуйте, Дорогие читатели! Эта книга небольшой сборник сказок, которые помогут справиться с одной очень вредной Капризулькой- Подробнее
Илья Члаки Цикл «Закон природы» АДАМ И ЕВА (Певуны) 2 Действующие лица: Она Он 3 Есть хочу. Не слышишь? Терпи. Терплю. Но все равно хочется. Давай, я тебя поцелую? Давай. Он целует. Хорошо. Еще? Еще. Он Подробнее
Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики, Подробнее
Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.
Подробнее
Как пёсик c кошечкой мыли пол История эта произошла ещё в ту пору, когда пёсик с кошечкой жили под одной крышей. Домик их стоял на опушке леса, и они очень старались устроить всё, как у взрослых людей. Подробнее
Носов Николай Бобик в гостях у Барбоса Николай Николаевич Носов Бобик в гостях у Барбоса Жил-был пёс Барбоска. У него был друг — кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил Подробнее
«Он живой и светится…» Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Подробнее
26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова. Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/35733190-Viktor-golyavkin-vesyolye-rasskazy-dlya-detey-o-shkole.html
Виктор Голявкин
Годы жизни: 31 августа 1929 — 27 июля 2001 г.
Виктор Голявкин на писал много весёлых умных книг для детей.
Книги автора: «Мой добрый папа», «Карусель в голове», «Как я под партой сидел» и другие.
Не приставай
Он спросил меня:
– Что волны делают?
Я понятия не имею, что они делают. Так ему и ответил. А он:
– Бегут они или как?
– Что ты пристал, – говорю, – с ерундой какой-то? Наверное, они бегут…
– Да нет, – говорит, – это лошади бегают, а не волны.
– Постой, постой, – говорю, – как, в песне поется: “..а волны бегут и бегут за кормой»? Что против песни скажешь?
– Ну ладно, – говорит, – предположим. А ещё что они делают?
– Плывут, – говорю. – Ещё скачут…
– Плавают, – говорит, – рыбы, а скачут опять же лошади.
– В таком случае, – говорю, – они перекатываются.
– Да ты когда-нибудь море видел? Ничего там не перекатывается. Это шарик перекатывается!
– При чём тут шарик! – говорю. – Волны перекатываются, это каждый знает. Одна волна перекатывается через другую.
– Накатывается, а не перекатывается. Одна на другую накатывается. Как же они друг через друга могут перекатываться, если они друг друга никогда догнать не могут?
– Кто сказал, что не могут?
– А по-твоему, могут?
– Постой, постой, – говорю, – если они друг через друга перекатываться не могут, оттого что догнать друг друга не могут, то выходит, они накатываться друг на друга тоже не могут, раз им друг друга не догнать?
– Постой, постой, – говорит, – совсем запутался, что там такое наворотил?
– Это ты наворотил со своими волнами, а не я. Волны просто разбиваются о скалы – вот и всё. Сдались тебе эти волны!
– А если скал нет?
– Тогда они не разбиваются, вот и всё.
– А куда же они деваются?
– Как – куда? Никуда… в песок уходят
– А из песка?
– Там в песке остаются.
– Тогда море бы высохло. Целиком в песок ушло.
– Значит, не все волны в песок уходят. Ветер утихает, и море успокаивается. Волн нет, и море себе спокойно
Он почесал свои уши и говорит:
– Почему же оно всё в песок не уходит? Почему всё море не высыхает?..
– Слушай, – говорю, – не лезь не в своё дело. Оставь море в покое! Что ты к нему пристал! Так пристал, гляди того, море высохнет… Не приставай ко мне! Слышишь? Не приставай.
Хочу лошадь
– Эх, – говорит Васька, – была бы у меня лошадь, сел бы я на неё да поскакал бы во весь дух из города до самого поля и дальше, дальше в лес, помчался бы по лесной дорожке, выскочил бы на полянку и дальше!
Лечу стрелой, а рядом поезд несётся.
Перегнал бы поезд и дальше скачу, скачу себе, скачу без остановки…
– Ну и до какого же места ты доскакал бы? – спрашивают ребята.
– А ни до какого, до того же самого.
– Как это понять?
– А очень просто. Земля круглая, так по кругу обратно и вернулся бы.
– Ишь ты, – смеются ребята. – Вот на ракете – вжик! А не на лошади.
– А я хочу на лошади, – говорит Васька.
– Вот чудак, – смеются ребята, – зачем тебе лошадь? Машину бы гоночную! И – вжик!
– А я лошадь хочу, – говорит Васька.
Ребята говорят:
– А ещё мотоцикл неплохо. Стоящая, между прочим, вещь. Сел – вжик!
– Лошадь хочу, – твердит Васька.
– Самое лучшее велосипед, – говорят ребята, – крути себе педалями – и вжик!
– Мне лошадь надо, – говорит Васька.
– А самолёт? Ка-ак – вжик!
– Эх, лошадь бы мне, – вздыхает Васька, – я бы за гриву крепко держался, ни за что на свете бы не упал, скакал бы, всё скакал без передышки семь дней и семь ночей и назад возвратился… А вжик я не хочу, потому что мне лошадь охота…
(Рассказы «Не приставай» и «Хочу лошадь» из журнала «Мурзилка» 1990 года.)
Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!
Источник: https://murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/viktor-goljavkin/
Голявкин Виктор — все книги автора в fb2 формате
Скачать книгу (размер 828Kb , формат fb2) Жанр : Советская классическая проза , Язык : ru Аннотация: В книгу Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом» вошли короткие лирические, юмористические, гротесковые новеллы, написанные автором в течение последних двадцати лет литературной работы. В большинстве случаев рассказы сюжетны, и сюжет у Голявкина довольно острый и требует …
Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: Дорогие ребята! Наверное, многие из вас кое–что читали из этой книги раньше. Здесь повесть о двух весёлых приятелях — «Наши с Вовкой разговоры». Повесть о мальчике, который попал в необыкновенный город на море. И весёлые рассказы. Есть рассказы о Нике, у которого часто всё не так …
Скачать книгу (размер 3742Kb , формат fb2) Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: Приключенческая повесть о шестилетнем мальчике, восхитившем первоклассников своей начитанностью и деловитостью.
Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: Рассказы для детей известного ленинградского писателя.
Скачать книгу (размер 218Kb , формат fb2) Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: Рассказы для детей известного ленинградского писателя.
Скачать книгу (размер 1780Kb , формат fb2) Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: В сборник вошли самые забавные рассказы известного русского писателя Виктора Голявкина. Некоторые из них были написаны почти полвека назад, но до сих пор нравятся мальчишкам и девчонкам разного возраста.
Жанр : Детскиая проза , Язык : ru Аннотация: Весёлые и поучительные рассказы и повести известного детского писателя для детей младшего школьного возраста. Автор тепло, с добрым юмором рассказывает о жизни современных детей, об их проблемах, увлечениях, интересах.
Скачать книгу (размер 827Kb , формат fb2) Жанр : Русская классическая проза , Язык : ru Аннотация: В книгу Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом» вошли короткие лирические, юмористические, гротесковые новеллы, написанные автором в течение последних двадцати лет литературной работы. В большинстве случаев рассказы сюжетны, и сюжет у Голявкина довольно острый и требует …
Скачать книгу (размер 827Kb , формат fb2) Жанр : Русская классическая проза , Язык : ru Аннотация: В книгу Виктора Голявкина «Я жду Вас всегда с интересом» вошли короткие лирические, юмористические, гротесковые новеллы, написанные автором в течение последних двадцати лет литературной работы. В большинстве случаев рассказы сюжетны, и сюжет у Голявкина довольно острый и требует …
Скачать книгу (размер 120Kb , формат fb2) Жанр : Прочая детская литература , Язык : ru Аннотация: Веселые, ироничные и добрые рассказы известного детского писателя Виктора Голявкина включены в программу внеклассного чтения для начальной школы. Читая рассказы, и дети и взрослые получат огромное удовольствие от общения с умным и мудрым человеком — автором этой книги. …
Источник: https://booksfb2.com/?cat=5894
Краткая биография Виктора Голявкина самое главное 4 класс
Виктор Владимирович родился в 1929 году в Баку. Его отец преподавал музыку, и потому в них часто играла музыка. Сам же Виктор Владимирович как-то нарисовал карикатуру на присутствующих гостей. Увидев это отец, купил для него книгу по рисованию. Так Виктор Владимирович проявил свою тягу к творчеству.
Когда настала Вторая мировая война, он часто рисовал шаржи на Гитлера и фашистов. Затем стал учиться на востоке СССР в художественном училище. По окончании, поступил в ленинградскую академию художеств. Годы спустя, Виктор Владимирович принимал участие в различных выставках художников.
В скорости, он увлекся написание небольших историй, который опубликовывали в журналах «Мурзилка», «Костер». А в 1959 году впервые была выпущена в продажу его книга «Тетрадки под дождем». Чуть позже опубликовали книгу с взрослыми рассказы.
Все эти краткие рассказы были в дружелюбной форме с тонким чувством юмора. Удивительно, но в 1981 году, когда весь советский народ собирался отметить юбилей Брежнева, в журнале «Аврора» на всю страницу было опубликован рассказ Голявкина под названием «Юбилейная речь». Естественно, такой рассказ был написан в манере свойственной автору.
В нем было смешное, невинное содержание, в которой пересказана хвалебная речь, предназначенная Брежневу. Этот выпуск журнала наделал немало шума, его полностью сняли с продажи, забрали с библиотек, а руководство самого журнала уволили. Далее бытовал слух, что рассказ Голякина был написан задолго до этого, и потому к Брежневу не имеет никакого отношения.
А сам же Голявкин после такого скандального случая не мог публиковаться длительный период.
А в 2000 году издана книга с написанными первыми его рассказов. Умер Голявкин Виктор Владимирович талантливый художник и писатель в 2001 году.
Биография Виктора Голявкина о главном
Советский выдающийся представитель творческой интеллигенции Голявкин Виктор Владимирович появился на свет в конце лета 1929 года в столице Азербайджана, в цветущем Баку.
Будущий деятель литературы вырос в интеллигентной семье, его родители занимались музыкальной педагогической деятельностью.
С пелёнок будущего писателя и его маленьких братьев окружали знаменитые произведения классической музыки.
Атмосфера в доме, пропитанная шедеврами великих музыкальных гениев, готовила сыновей Владимира Сергеевича Голявкина к проявлению себя на музыкальном поприще.
Отец братьев, Владимир Сергеевич, всячески поддерживал в своих детях любые их начинания и стремления.
Маленький Виктор стал рисовать эмоциональные шаржи и карикатуры на приходящих в их дом гостей.
Разглядев в рисунках Виктора зачатки художественного таланта, отец тут же купил сыну шикарное издание об искусстве живописи. С этого времени Виктор искал любую возможность как можно больше прочитать об изобразительном искусстве и о художниках. Сам Виктор рисовал каждую свободную минуту.
После начала войны, отец Вити в числе первых отправился на фронт, оставив его за главу семьи. Мальчику не исполнилось и двенадцати лет. С ненавистью к фашистским оккупантам, мальчик изображает злые шаржи на немецких захватчиков и фюрера.
Когда закончилась война, Виктор отправился в Самарканд, и подал документы в художественное заведение. Вместе с училищем юный художник перебирается в Ташкент, а после и в Душанбе.
В 1953 году Виктор с отличием окончил заведение в Душанбе и перебрался в Ленинград продолжать обучение в Академии художеств.
Талантливый молодой человек не только рисует захватывающие картины, одновременно с этим он сочиняет коротенькие повести для детей.
Первые рассказы Голявкина печатались в детских изданиях «Костёр» и «Мурзилка». Первая книжка для маленького читателя «Тетрадки под дождём» была издана в 1959 году.
Позже, в 1960 г., в самиздате начали появляться произведения писателя для взрослых. Официально первая взрослая книга была опубликована Лениздатом в 1968 году.
Мастер пера Виктор Голявкин, лучше всех обладал мастерством создания ёмких и объёмных по своему содержанию коротеньких рассказов. Все сочинения писателя отличаются остроумием и добродушным юмором с долей иронии.
Одна из публикаций Виктора Голявкина, «Юбилейная речь», вызвал бурю протеста в правительственных кругах.
Рассказ был опубликован в 1981 году в юмористической колонке издания «Аврора». В том же году население страны Советов народ с широким размахом отмечал 75 годовщину генсека Л. И. Брежнева.
Ироничный рассказ получил среди широких масс название «второго залпа Авроры».
Наделавший много шума номер журнала с рассказом «Юбилейная речь» сразу же убрали с прилавков и общественных библиотек, резко сократили тираж издания, главного редактора и ответственного секретаря попросили уволиться «по собственному желанию».
Такая неожиданная аналогия надолго закрыла Голявкину дорогу в редакции официальных изданий.
Взрослые книги Виктора Голявкина, созданные в ранние годы творчества талантливого писателя, были опубликованы и стали доступны для широкого читателя на склоне жизни, в 1999-2000г.
Почти до последних лет жизни Виктор Владимирович продолжал создавать свои короткие, но такие меткие и искренние рассказы, пронизанные милосердием и человечностью.
Много зная о жизни и человеческих отношениях, Голявкин создал книги, которые учат детей с самого детства познавать правила человеческого общежития.
Талантливый художник и не менее талантливый писатель умер в июле 2001 года. Виктор Владимирович Голявкин покоится на Комаровском поселковом кладбище.
Для детей 4 класса кратко
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Гаршин Всеволод↑ БиографииШварц Евгений →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/golyavkin-viktor