Конспект нод по математике в подготовительной группе на тему: часы

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Часы и время»

Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Часы и время»

Цель: Формирование временных представлений.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными часами, учить определять время по часам с точностью до часа;
  • развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: разные часы, иллюстрация с изображением курантов, песочные часы на 1мин., макеты часов (на каждого ребенка), лабиринты

Дети проходят к столу

Скачать конспект

Отгадайте загадку и вы узнаете, с чем мы сегодня будем знакомиться.

На руке, и на стене,И на башне в вышине,Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода. (Часы)

Правильно, это часы. А как вы думаете, зачем они нужны? (ответы)

Молодцы! Посмотрите, какие разные могут быть часы. (беру с подноса)

Наручные (носят на руке) – мужские, женские, детские

Карманные (носят в кармане)

А вот эти часы будят нас по утрам. Думаете, как они называются? (будильник)

Есть часы на башнях – башенные. В нашей стране самые главные башенные часы – куранты. Знаете, где они находятся? (на Красной площади, на Спасской башне) (показываю картинку)

Посмотрите, а какие часы есть в нашей группе? (настенные, висят на стене)

Чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, цветом, местом расположения, разные по длине стрелки)

А чем похожи все часы? (на всех есть цифры, стрелки, показывают время)

Круг с цифрами называется циферблат (повторите это слово)

Обратите внимание

Стрелки показывают сколько времени в данный момент. Длинная (большая) стрелка двигается быстро и показывает минуты – минутная, короткая (маленькая) проходит по кругу очень медленно, она показывает часы – часовая.

У меня в руках макет часов. Большая стрелка показывает (смотрит) на 12, а маленькая на 10. Часы показывают ровно 10 часов. Который час показывают часы? (ответ). Хотите сами поработать с часами?

Сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и возьмите макет часов для работы.

Слушайте задание: установите минутную (длинную) стрелку на 12, а часовую на цифру 2. Который час показывают часы? (2 часа)

А теперь покажите на часах время, какое я скажу. 5ч, 7ч, 11ч (спросить у детей, где находятся стрелки)

А теперь я вам хочу предложить интересные задачи, слушайте внимательно. (показываю циферблаты)

  1. Олег проснулся в 8 часов и спросил у мамы, не пора ли отправляться в кукольный театр? Нет, спектакль начнется только через 2 часа. Во сколько начало спектакля? (8+2=10)
  2. Когда Костя пошел гулять, на часах было 5часов, а когда он вернулся, часы показывали 6часов. Сколько времени Костя провел на улице? (6-5=1)
  3. Тихий час начинается, когда на часах 1час, а заканчивается в 3 часа. Сколько времени длится тихий час? (3-1=2)
  4. Мультфильм начинается в 8 часов, а фильм о животных в 10 часов. Какая передача начнется раньше?
  5. Показываю три циферблата часов, на одном из которых всего одна минутная стрелка, установленная на 12. Какие часы показывают наибольшее время? (варианты ответов)

Молодцы!

А как вы думаете, одна минута это много или мало? (ответы)

Давайте мы с вами минутку поиграем. (Дети проходят на ковер)

Упражнение «Что делают часы?»

Говорят: часы стоят. (стоят, опустив руки)

Говорят: часы спешат. (быстрый шаг на месте)

Говорят: часы идут. (умеренный шаг на месте)

Но немножко отстают (замедляют движение шага)

Мы смотрели с Гришей вместе, (рука под козырек, повороты головы направо, налево сопровождаются взглядом)

А часы висят на месте. (руки вытягиваются вперед ладонями вверх, показывают на часы)

А теперь замрите и минутку помолчим. Игра «Молчанка» (показываю песочные часы на 1 минуту)

Важно

Если мы играем, то минута – это мало, а если ничего не делаем, кажется, много и долго.

Дети садятся за столы

Ребята, а теперь нас ждет увлекательное путешествие по лабиринту. Нам надо помочь Винни-Пуху добраться до подарка.

(каждому раздаю лабиринт, а потом вместе проверяем на большом лабиринте).

Вам интересно знать, что же подарили Винни-Пуху?

(Дети выполняют графический диктант и дополняют изображение циферблатом)

Вот такой подарок получил Винни-Пух. Теперь он будет знать, когда идти в гости, когда встречаться с друзьями и все будет делать вовремя.

Ребята, вы все молодцы.

Пришло время узнать, что тебе, Ксюша, понравилось на занятии больше всего? (ответ) (спросить несколько детей)

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/19733-konspekt-nod-po-matematike-v-podgotovitelnoiy-gruppe-chasy-i-vremya.html

Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Часы

Тема: «Часы, состав числа из нескольких меньших чисел»

Задачи:

1. Учить преобразованию геометрических фигур с использованием шаблона.

2. Закрепить знания о:

— часах;

— составлении числа из нескольких меньших чисел;

— пространственных отношениях на плане, схеме.

Демонстрационный материал: макеты часов; цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера; план групповой комнаты; приз — медаль.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера; шаблоны (геометрические фигуры); листы бумаги; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом возле доски, на которой помещен макет часов.

— Сколько времени показывают часы? (9 часов.)

— Как вы узнали? (Большая стрелка стоит на цифре 12, а маленькая — на цифре 9.)

— Обведите минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло? Куда за этот час передвинулась часовая стрелка? (На цифру 10.) Который час показывают часы? (10 часов.) Переведите минутную стрелку на цифру 1.

Сколько минут прошло? (5 минут.) Какое время показывают часы? (10 часов 5 минут.) Переведите минутную стрелку еще на 5 минут. За сколько минут прошла минутная стрелка от цифры 12 до цифры 2? (За 10 минут.

)

Воспитатель благодарит детей за ответы и приглашает пройти за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

— Сегодня мы будем делать ковер из цветных палочек. А ткать мы его начнем сверху вниз, с желтой палочки. Какое число она обозначает? (5.)

— Далее каждый ряд нужно выложить из трех палочек так, чтобы они составляли в каждом ряду число 5. Узор каждого ряда должен быть разным. Приступайте.

Воспитатель выкладывает из цветных полосок задание на доске.

— Как у вас получился каждый ряд?

Дети говорят, а воспитатель записывает их ответы на доске: 1 + 2 + 2 = 5; 2+1+2 = 5; 2 + 2+1 = 5; 1 + 1+ 3 = 5; 1+3+1= 5; 3 + 1 + 1 = 5.

Воспитатель благодарит детей за работу и приглашает выйти из-за столов и подойти к доске, на которой висит план групповой комнаты.

— Внимательно посмотрите на план группы и определите, где я спрятала приз. На плане он отмечен крестиком. Кто его найдет первым, тому он и достанется.

Дети с помощью плана определяют местоположение приза (медаль). Воспитатель благодарит детей за работу и приглашает пройти за столы, на которых лежат шаблоны (геометрические фигуры) и листы бумаги.

— Перед вами листы бумаги, на которых с помощью шаблонов мы создадим новые геометрические фигуры:

— нарисуйте с помощью квадрата прямоугольник;

— нарисуйте с помощью треугольника квадрат;

— нарисуйте с помощью треугольника прямоугольник;

— нарисуйте с помощью трапеции шестиугольник;

— обведите круг и заштрихуйте его сверху вниз прямыми линиями;

— обведите квадрат и заштрихуйте его справа налево прямыми линиями.

И т.п.

Воспитатель благодарит детей за работу на занятии.

Источник: https://razdeti.ru/razvivayuschie-uroki/uroki-matematiki/konspekt-nod-po-matematike-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-chasy.html

Конспекты занятии для детей

Тема: ЧАСЫ

Цели:

Познакомить детей с часами и их назначением;

Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;

Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под», «в»;

Развивать мелкую моторику мышц пальцев рук, логическое мышление.

Демонстрационный материал:  часы (настенные, наручные, будильник), мяч

Раздаточный материал: на листе изображение четырех циферблатов без стрелок.

           Ход занятия

Знакомимся с часами.

Воспитатель загадывает загадку:

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят равным ходом

От восхода до захода.

                                        (Часы)

-правильно, это часы.

-как вы думаете, зачем они нужны?

Воспитатель показывает разные часы.

—как можно назвать одним словом часы, которые висят на стене? (Настенные.)

-стоят на столе? (Настольные.)

-носят на руке? (Наручные.)

-чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-чем  все эти часы похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-цифры нанесены на циферблат. Движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка движется быстрее. Она показывает минуты. Короткая (маленькая) проходит по  кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута – короткий промежуток времени, а час – длинный.

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошел час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы  узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Ставим обе стрелки на 12. Сейчас они показывают ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку ставим на цифру 1, а длинную      минутную – на 12. Часы показывают ровно час.

Мы будем вращать короткую часовую стрелку, минутную длинную установим на 12.

Поставим часовую стрелку на 2 (3,4 и т.д.), а минутную на 12.

-который час показывают часы?

-поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали ровно 5 часов.

-который час показывают часы?

-как расположены стрелки?

Совет

Вначале  дети учатся определять время в течение полного часа; правильно ставить вопросы:

—сколько времени?

-который час?

2. Мини-пауза.

Выполняется детьми, сидящими за столом.

ДЯТЕЛ

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Мы в лесу слыхали стук

(наклоны головой вправо-влево)-

Тук-тук, тук-тук, тук-тук

(наклоны головой вперед),

Это дятел сел на сук

(наклоны головой назад)-

Тук-тук, тук

(поворот головы направо

с тремя наклонами вперед),

тук-тук, тук

(тоже с поворотом головы налево).

3. Игра с мячом «Назови число».

        Игра проводится в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай.

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить (или уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число и бросает мяч кому-либо из играющих.

Физкультминутка

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минутки встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево — вправо,

Мы наклонимся разок

Читайте также:  Развивающие задания для дошкольников

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

          Может тихо постоять.

            Отдохнули, а затем

           Начинать подскоки всем.

Прыгаем, как мячики,

Девочки и мальчики.

А теперь шагаем вместе.

На одном и том же месте.

Раз, два, не хватай,

Руки выше поднимай.

4. «Нарисуй правильно время на часах»

        Прочитайте детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

 Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

        Предложите детям нарисовать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

        «В три сметану ел из миски». (Три часа)

        «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

        «В семь играл с мышами  в прятки». (Семь часов.)

        «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Вопросы.

Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?

Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)

Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.).

5.   Подведение итогов.

Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-matematike-v-podgotovitelnoj-gruppe-chasy/

Конспект НОД по РЭМП на тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной группы

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по РЭМП

На тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной группы.

Цель:

Развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

• Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями, деталями часов (корпус, циферблат, стрелки, механизм)

• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа

• Поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения

• Воспитывать способность и умение беречь время.

Материал и оборудование: конверт, разрезные картинки на каждого ребенка, простые карандаши, отрывок из мультфильма «Фиксики», цифры 1-12, задания на каждого ребенка на определение времени с точностью до часа, «Найди пропущенное число», часы механические (настенные, наручные), электронные, песочные, часы с кукушкой; посылка.

Ход мероприятия:

Воспитатель: — Ребята, я с утра на своем столе нашла конверт с изображением вот таких непонятных человечков. Вы не подскажите, кто это? (Фиксики).

-А кто такие, Фиксики? (Фиксики — это маленькие человечки, которые прекрасно разбираются в технике и знают как устроены различные приборы и поддерживают их в рабочем состоянии незаметно для людей).

-Ну, хорошо, давайте откроем конверт и посмотрим, что передали для нас Фиксики. (Разрезные картинки и флешка).

Дети собирают разрезные картинки. Получились часы.

Часы- это прибор для определения времени.

Воспитатель: -Для чего нужны часы? По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, в школу, детский сад, когда обедать, когда ложиться спать,по времени мы выполняем определенные дела.

Воспитатель: -Вероятно на флешке записана ценная, познавательная информация о часах.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Фиксики» (история возникновения часов).

Воспитатель: — Да, прежде чем появились такие часы, которые сейчас есть в каждом доме, они прошли долгий путь изобретения.

Сюрпризный момент: вносится посылка от Фиксиков (внутри: настенные часы, наручные, песочные, электронные, часы с кукушкой). Дети вместе с воспитателем рассматривают часы.

Часы бывают разные, но все они показывают время.

Воспитатель: — Ребят, давайте посмотрим как устроены часы? (Часы имеют корпус, циферблат, часовой механизм, стрелки:)

-Что вы можете рассказать про стрелки на часах? (Стрелки разные: одна длиннее, другая короче. Длинная (большая) стрелка показывает минуты(минутная стрелка). Короткая (маленькая) показывает часы (часовая стрелка). Маленькая стрелка двигается медленно, а большая стрелка бежит гораздо быстрее.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/75372-konspekt-nod-po-rjemp-na-temu-znakomstvo-so-v.html

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: «В гости к Математике»

Образовательные:

систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение примеров; закреплять умение находить соседей заданного числа; формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; закрепить знания о временах года;

Развивающие:

развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников; обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.

Здоровьесберегающие:

Обратите внимание

создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.Образовательные области: о.

о «Коммуникация» —  развивать и совершенствовать связанную речь, умение строить ответ полным предложением; расширять и активизировать словарный запас детей. о.

о «Художественное творчество» — совершенствовать приёмы работы с цветными карандашами, содействовать развитию воображения.

Оборудование:

два мольберта; видеописьмо,  картой; снежный ком; карточки с математическими примерам,  цифры; мешочек с ленточками; две корзинки; картинка – пазл (самолёт); демонстрационный материал «Корзина» и «Дуб», карточки с овощами и желудями; цифры на магнитах; большая шкатулка, маленькая шкатулка, книга, шоколадные медальки; простые карандаши; стаканчики под карандаши; цветные карандаши.

Предварительная работа:

Знакомство с   правилами составления и решением задач; игра на закрепление знаний времён года «Что когда бывает», дней недели «Мишкина неделя»; ориентация в пространстве и на листе бумаги (графический диктант); разгадывание загадок.

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Приходит видиописьмо  от Королевы из страны Математики.  «Дорогие дети, я приглашаю вас попутешествовать по стране Математике. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Карта с маршрутом путешествия поможет вам»

Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем можно путешествовать? А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, нужно выполнить задание.  

II. Основная часть.

а) Сообщение темы.

Проблемная ситуация: чтобы выбрать транспорт, нужно девочкам правильно вставить пропущенные цифры в числовой ряд, а мальчикам собрать картинку — пазл.

Дети: Получился самолёт.

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие на самолёте. Приготовились: руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт.

Вы хотите отправиться в гости к временам года? С какого времени года начинается новый год?

Первый остров «Зимний» (белого цвета)

Воспитатель: По курсу первый остров. Он называется «Снежный». Первое задание. Отгадайте загадку:

«Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Дом в снегу. Белы дома.

 Ночью к нам пришла ….. (зима)

-А какое время года было до этого?

— Какое будет следующее?

— Напомните зимние месяцы.

Воспитатель: Давайте поиграем. И для этого мне пригодится этот снежный ком. К кому попадет он в руки, тот отвечает! Готовы!

— назови число, которое находится после 6? (7)

— назови число, которое стоит перед числом 3 (2)

— назови число, которое больше на 1 числа 5? (6)

— назови число, которое  меньше на 1числа  8? (7)

— назови число, которое находится слева от числа 4? (3)

— назови число, которое находится справа от числа 1? (2)

Воспитатель:  Молодцы ребята, справились с заданиями. Нужно лететь на следующий остров. Посмотрите по карте, какого  цвета следующий остров?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель:  Какое время года  наступает после зимы? А с каким цветом можно сравнить весну?

Дети: зеленым.

Приготовились: руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт. Смотрим, вижу по курсу остров с зеленым флагом. Приземляемся.

Второй остров «Весенний» (зеленый по цвету)

Воспитатель:  Что вы видите?  (часы) У вас на столах лежат разные часы. Вам нужно разложить часы в определённом порядке.

-Поместите  часы треугольной формы в правый верхний угол.

-Часы круглой формы в центр листа.  

-Часы овальной формы в левый нижний угол.

-Поместите  часы прямоугольной  формы в правый нижний угол.  

-Часы квадратной формы в левый верхний угол.

-Где находятся  часы овальной формы? (в левом  нижнем углу)

-Какие часы расположили в правом нижнем углу? (часы прямоугольной формы)

-Где  находятся часы треугольной формы? (в правом  верхнем  углу)

 -Какой формы часы в центре листа? (круглой формы)

  -Какие часы в левом верхнем углу? (квадратной формы)

Третий остров «Летний» (красный  по цвету на карте)

Воспитатель: Ну что, ребята, вы умеете решать задачи?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня было 5 шаров красного цвета и 2 шара жёлтого.  Сколько шаров у меня было?

Воспитатель задаёт вопросы:

— Повторите задачу.

— Назовите условие задачи?

— О чём говориться в задаче? (о шарах)

— Что мы знаем о количестве красных шаров? (красных шаров 5)

— Что мы знаем о жёлтых шарах? (жёлтых шаров 2)

— Назовите вопрос задачи?

 — Что надо найти? (сколько шаров у клоуна)

— Каким действием мы это сделаем? (действием сложения)

— Какой это знак? (знак плюс)

— Как записать математически? (5+2)

— Сколько получилось шаров? (всего 7 шаров)

— Ответили на вопрос задачи? (Да)

Воспитатель: Мы справились с задание,  а теперь  давайте поиграем.

Важно

 Возьмите мой волшебный мешочек и достаньте то, что там  есть. Только не подглядывайте (дети по очереди достают ленточки  красного и жёлтого цветов).

 Ребята, поделитесь на две команды по цвету ленточек. Команды должны составить задачу по картинкам. Первая команда составляет условие задачи про белочку с грибочками, а вторая команда зайчик  (дети составляют условие задачи, проговаривают их). Теперь команды с помощью цифр составьте решение задач.

Клоун: Молодцы ребята, вы справились с заданиями и вам пора отправляться на следующий остров. До свидания!

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, посмотрите по карте, к какому острову  нам дальше лететь?

Дети:  К острову зелёного цвета.

б) Знакомство с новым материалом.

Четвёртый остров «Осенний»

Воспитатель: Приземляемся на остров с флагом желтого цвета.

Воспитатель: Ну, вот ребята мы и прибыли на остров чудес. Нам нужно выполнить задание. Садитесь за столы, возьмите лист бумаги в крупную клетку и простой карандаш. Нам надо написать  графический диктант:

Читайте также:  Алексеев «геннадий сталинградович» читать

2 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 влево, 6 вверх, 1 влево.

Дети: Получилась змея.

Воспитатель: Я предлагаю вам отблагодарить Королеву  за такое путешествие и нарисовать ей рисунки с нашими задачами, которые вы придумаете сами. Можно нарисовать игрушки, животных, птиц, рыбок.

в) Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют рисунки с изображением условий задач.

 (Воспитатель собирает рисунки, складывает их в конверт).

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, ну вот, нам пора возвращаться в детский сад.

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно?  Какие задания были трудные?

— Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-nod-po-formirovaniyu-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenij-v-podgotovitelnoj-gruppe-v-gosti-k-matematike.html

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

МБДОУ детский сад «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе на тему: «Что мы знаем о часах»

разработала

воспитатель

Заморохова С.И.

2016 год

Интегрированное занятие по познавательному развитию на
тему: «Что мы знаем о часах»

(ФЭМП + ознакомление с окружающим)

Задачи:

— познакомить детей с
историей возникновения часов, и их разновидностями; — вызвать интерес к понятию
«время»;

— воспитывать интерес к разным часам.

— закрепить знания по
ориентировке во времени по часам, счет в пределах второго десятка, названия и
последовательность частей суток, дней недели; активизировать словарь по теме;

— закрепить знания
прямого и обратного счета в пределах 10;

— формировать
доброжелательное и равноправное отношение между сверстниками;

Оборудование:

 часы настенные,
наручные, песочные, будильник, секундомер, циферблат с подвижными стрелками;
карточки с цифрами от 1 до 12; модель солнечных часов, фонарик электрический, модель
водяных часов, парафиновая свеча.

Активизация словаря:

время, будильник, водяные часы (клепсидра), песочные,
механические, электронные, секундомер и др.

Методические приемы:

1. Художественное слово.

2. Игра «Назови соседей» (дни недели)

3. Подвижная игра «Ходят стрелочки по
кругу»

4. Познавательный рассказ воспитателя о
часах.

5. Опыт с водяными часами.

6. Демонстрация принципа действия
солнечных часов.

7. Чтение стихотворения о часах

8. Зарисовка часов.

9. Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать
в круг и взяться за руки:

Воспитатель:
«
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой
друг. Дружат все друзья вокруг.

Воспитатель: Ребята, а давайте
познакомимся. Меня зовут Светлана Ивановна, а теперь вы, не отпуская рук,  по очереди говорите: «Здравствуйте, меня
зовут…» и называйте свое имя и фамилию. (У
каждого ребенка на груди висит бейдж, с обозначением имени)

Воспитатель: — Дети, отгадайте загадку:

-Ног нет, а хожу, рта
нет, а скажу — когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

— Что это?

Дети отвечают: часы

Воспитатель:- Молодцы. А вот еще одна:

-Мы день не спим, мы ночь не спим, И
день и ночь стучим, стучим.

Дети: тоже часы.

Воспитатель: — А
теперь давайте присядем и подумаем, зачем людям нужны часы, для чего их
придумали? (ответы детей)

Воспитатель: — А как
вы думаете, что такое часы?  (ответы детей)

— «Часы это прибор для
измерения времени»

Воспитатель: — А для
чего нужно измерять время?

Дети: Что бы во время
ложиться спать, во время вставать, во время кушать, во время приходить на
работу, в детский сад; узнать,  когда
приходит Новый год и др.

А что такое время?  Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)

Воспитатель: — Время
было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово
«время» происходит от старого русского слова «вертемя» Что вы слышите в этом
слове? Повторите его (дети повторяют)

Воспитатель: — В этом
слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется.

Воспитатель: — Время
не возвращается, а идет только вперед.

Совет

Воспитатель: — Ребята,
люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать
который час, достаточно посмотреть на предмет, который все знают — часы.

Воспитатель: — Давайте
их рассмотрим.

(Показывает циферблат со
стрелками
) Что мы видим: круг с числами по кругу, который называется как?
Циферблат;  и двумя или тремя стрелками.
Но, часы, такими как сейчас были не всегда.

Сейчас я расскажу вам,  как появились часы.

-Первыми часами.
Которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая
палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень.

Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом
разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или  вечер.

(Воспитатель демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине
карандашом.

Роль солнца исполняет фонарик)

Такие часы показывают
время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

— Люди придумали водяные часы (клипсидры), которые
сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким
отверстием внизу наливают воду.

На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды
вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо
постоянно подливать в них воду.

Не случайно с тех пор говорят о времени:
«Сколько воды утекло!»  Хотите, я покажу,
как можно самим сделать водяные часы.

(Воспитатель демонстрирует изготовленные заранее
водяные часы из пластиковой бутылки. А потом демонстрирует процесс изготовления
водяных часов с помощью детей. Затем наливается вода, уровень вылитой воды
отмечается маркером.)

— «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет,
а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два
стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок
из верхнего пузырька сыплется в нижний.

Высыпался песок, значит, прошло 3 или
10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Такими часами измеряют
не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь,
например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях.

По этим часам
больные получают лечебные процедуры.

(дети
рассматривают песочные часы
)

Воспитатель: —
Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу
разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает,
а вместе с ним тают полоски.

Обратите внимание

Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и
часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только
течет, но еще и сгорает.

(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и
показать, как тает время)

Воспитатель: — Сейчас
люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами.  В настоящее время используются  часы —  циферблатные
механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов?
Назовите их.

(настенные, напольные, настольные, наручные,
часы-медальоны, карманные и др.)

Воспитатель: — А вот
послушайте стихотворение о часах (читает
стихи)

 А как называются часы, которые будят нас по
утрам? (Будильник) А как вы думаете,
какими были первые будильники? (Крик
петуха
)

Рассматривание часов
на проекторе.

Воспитатель: А теперь
послушайте Сказку о часовых  (Авторы разработчики программы «Радуга»)

Сказка
о часовых

В
стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.

Самую
маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны.

Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены.
Они всегда брали с собой на тренировки специальный
прибор — секундомер и старались опередить
Секунду.

Но это было
нелегко — уж очень она бы­стро
прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда  60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута дела­ла шаг. Она так не
торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за
каждый ее шаг
успеть что-то сделать. Минута не
спешила, и все-таки
она шла достаточно быстро.

Важно

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал
один. А
уж сколько раз успевала Секунда
прыгнуть на одной ножке
за это время! Час не суетился по
пустякам. Но люди
говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь
братцев — дней недели
— вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит?
Некоторые часы для
забывчивых людей показывают и день
недели
, и да­же месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас ме­сяц и год?

Так что на наших часах мы видим только, как
пры­гает неугомонная Секундочка,
шагает Минута и важно выступает Час.
Как сделает шаг, так часы бьют. Вот та­кая
история, друзья.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Ходят стрелочки
по кругу»

На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до
12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит  стихотворные строки:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки и садятся на
корточки рядом с ближайшей карточкой после окончания слов.)

Воспитатель:  называет
время
— Пять часов.

Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5
и 12.

Воспитатель — Молодцы, вы хорошо умеете
определять время по часам.

А
теперь скажите, сколько часов в сутках, из каких частей состоят сутки? С чего
начинается день?

Дети отвечают (4: утро, день,
вечер, ночь)

Воспитатель
— Да. Так происходит смена частей суток, недели, месяцев и года.

Давайте
поиграем в игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его
соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник;
(проигрывается 7 раз)

Воспитатель:
А напомните мне, с чего начинается утро. (Дети:
с умывания, с завтрака, с зарядки)

Читайте также:  Советы для родителей

Воспитатель:
Давайте мы с вами сделаем зарядку.  (Включается музыка идет физкультминутка 2
мин)

Воспитатель:
А вы умеете считать до 10? (Дети считают
в парах, называя цифры по очереди, первый говорит «1», второй «2» и т.д.)
А
обратно от 10 до 1? (Дети считают в
парах, называя цифры по очереди, первый говорит «10», второй «9» и т.д.

Совет

Воспитатель:
А теперь давайте присядем за столы. — На столах лежат цветные карандаши,
мелки, фломастеры. Бумага. И нарисуем  часы – кто какие захочет.

Дети рисуют.

Воспитатель: — сегодня вы узнали
много нового. Поделились своими знаниями, поиграли, нарисовали отличные
рисунки.

А вам понравилось занятие?

Дети делятся впечатлениями.

.

Источник: http://svetlanazamorohova.blogspot.com/2016/01/blog-post_55.html

№ 3333 Конспект НОД по математике в подготовительной группе на тему: Счет до 13

СКАЧАТЬ (с картинками)

Тема: «Счет до 13»

Задачи:

1. Учить:

— счету до 13;

— зрительно распознавать геометрические фигуры.

2. Совершенствовать умения:

— составлять число из двух меньших чисел;

— находить последующее и предыдущее числа.

3. Продолжать упражнять в рисовании фигур округлой формы в двух и шести клетках в тетрадях.

Демонстрационный материал: цветные полоски, имитирующие палочки Кюизенера; иллюстрации с человечками, состоящими из геометрических фигур; 3 карточки с разным количеством предметов на каждой.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у них по одной палочке Кюизенера. Воспитатель проводит игровые упражнения.

— Вы разноцветные числа. Слушайте мою команду:

— соберитесь в ряд числа от 1 до 10;

— встаньте в круг число 5 и число, идущее за ним;

— встаньте в круг число 8 и число, находящееся перед ним;

— встаньте в круг число 3 и его соседи;

— подойдите ко мне числа 7 и 9;

— нужное число, встань между ними.

И т.п.

Воспитатель благодарит детей за выполненные упражнения и приглашает их пройти за столы, на которых лежат палочки Кюизенера.

— Давайте построим разноцветный мост из палочек. Каждый ряд моста должен состоять из двух палочек. Начинать строить мост будем сверху вниз, с палочки, которая обозначает число семь. Какого цвета эта палочка? (Черная.) Приступайте.

Воспитатель выкладывает из цветных полосок задание на доске.

— Как у вас получился каждый ряд?

Воспитатель записывает ответы детей на доске: 1+6 = 7; 2 + 5 = 7; 3 + 4 = 7; 4 + 3= 7; 5 + 2 = 7; 6+1 = 7.

— А сейчас разделитесь на 2 команды. Пусть каждая команда подойдет к своему столу. У вас на столах лежат иллюстрации с необычными человечками. Почему они необычные? (Составлены из геометрических фигур.)

— Перечислите, из каких фигур состоят ваши человечки? Сколько в составе вашего человечка кругов? Квадратов? Треугольников?..

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает подойти к доске. На ней — 3 карточки с разным количеством предметов.

— Сколько групп предметов на доске? (3 группы.)

— Сколько предметов в первой группе? (11.)

— Сколько предметов во второй группе? (12.)

— Сколько предметов в третьей группе? (13.)

После счета предметов на карточках воспитатель рассказывает детям, как образовано число 13 (аналогично занятию 51).

— Одинаковое количество предметов в каждой группе? Почему? Что больше? Что меньше? Назовите соседей числа 12. Какое число идет за числом 11? Какое число стоит перед числом 11?

Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и предлагает пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задание: рисуют овалы маленькие и большие и делают штриховку.

Источник: http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-3333-konspekt-nod-po-matematike-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-schet-do-13/

Образовательный портал

Конспект итоговой НОД по математике (образовательная область познание) в подготовительной группе.

Немцева Марина Валерьевна, воспитатель, 

МБДОУ ЦРР — ДС № 29 «Стриж» города Смоленска

Цель:выявить знания детей на конец года по математике.

Программное содержание:

·       Развивать умение работать вместе, уважать мнение партнера, не перебивать другого.

·       Развивать логическое мышление, память, внимание.

·        Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет).

·        Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.

·        Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и на 2.

·        Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

·        Закреплять знания геометрических фигур, умение составлять изображение из данных фигур.

·        Упражнять в составление числа из двух меньших.

Интеграция:познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация, здоровье, художественное творчество, труд.

Оборудование: картинки: колобка, ежа за грибом, заяц на поляне, белка в дупле, 6 уток – 4+2, мышка в норке, медведь с бочкой мёда – пчёлки и цветы, волк за ёлкой, лиса возле берёзки; наборы «учись считать», геометрические фигуры, листы бумаги для коврика, угощение.

                                           Ход НОД:
Воспитатель — Ребята, вы любите сказки? А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую.

Обратите внимание

Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним начало сказки: «Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: -Испеки мне, старуха, колобок.

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться…» (показ картинки)

— Что было дальше?

Дети — Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель — Катится, Колобок, катится и вдруг видит, грибок растет, а за ним кто-то прячется. Кто спрятался за грибом? Правильно – Ёж.
Ёж — Колобок, Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня Ёж, лучше задай мне задачки.

Воспитатель — Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ёжик может съесть его.

Задания Ёжика.

·        Три яблока из сада Ёжик притащил,

Самое румяное Белке подарил. С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

·        Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру. Тут следом явились подружки – Три сереньких мышки-норушки. Кот спал в это время на крыше, Про этот не ведая пир. А ну, сосчитай, сколько мышей

Съели оставленный сыр? (5)

·        8 зайчат по дорожке идут.

За ними в вдогонку двое бегут. Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

·        Сколько орехов в пустом стакане? (0)

·        Если съесть 1 сливу, что останется? (косточка)

·        У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)

·        Сколько хвостов у четырех котов? (4)

Воспитатель — Отпустил Ёжик Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки, на которой встретил Зайку (показ картинки Зайца) Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

— Не ешь меня, Зайчик, ты мне лучше вопросы трудные задай. Поможем отгадать вопросы?

Вопросы Зайца.

·        Посчитайте от 5 до 10, от 2 до 7, от 4 до 8, от 9 до 6, от 7 до 3.

·        Какое число следует за числом 6, 9, 3.

·        Назовите число предшествующее числу 2, 8, 4.

·        Какое число больше числа 3 на 1, 6 на 1.

·        Какое число меньше числа 10 на 1, 2 на 1.

·        Какое число находится между числами 4 и 6, 7 и 9.

Воспитатель —Отпустил Заяц Колобка. Катится Колобок дальше, видит, дуб стоит, на дубе дупло. Кто живет в дупле? Правильно – Белка (показ картинки Белки)

Белка — Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня Белка, лучше задай мне наитруднейшую задачку.

Задание Белки – составить и решить задачу по картинке. Посмотрите внимательно на картинку и составьте по ней задачу. Не забудьте, что в задаче должны быть условие и вопрос.

(несколько детей рассказывают, какие задачи они составили)

« — На пруду плавали 4 утки, к ним приплыли еще 2 утки. Сколько всего уток плавает в пруду?» — Сколько? (6) — Как вы узнали? (к 4 прибавили 2 получили 6) — Запишите решение этой задачи на доске.

(ребёнок на доске записывает 4+2=6)

Воспитатель —Отпустила Белка Колобка, и покатился Колобок дальше. Докатился Колобок до горки, а горка оказалась норкой. Кто в норке живет? Правильно – Мышка (показ картинки Мышки)
Мышь — Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, лучше подари мне игру.

Физкультминутка «Колобок».

Колобок, Колобок,                               дети на корточках идут по кругу Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился                        бегут на носочках друг за другом

И назад не воротился.

Встретил Мишку, Волка, Зайку —      изображают медведя, волка, зайца

Всем сыграл на балалайке.                 показывают игру на балалайке
У Лисы спел на носу —                        танцуют присядку
Больше нет его в лесу.                        разводят руки в стороны.

Воспитатель — Колобок поблагодарил Мышку и покатился дальше. Катится Колобок, катится, видит  — медведь. Что медведь делает?
(показ картинки медведя)

Медведь — Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, давай я лучше помогу твоих пчел на нужный цветок посадить.

Выполняется задание Медведя «Каждой пчелке свой цветок».

Воспитатель — Покатился Колобок дальше.

Видит елку, а за елкой…
(показ картинки Волка)
Волк — Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, лучше в игру мою поиграй « Продолжай – не зевай».

3 – это 2 + … 4 – это 2 + … 5 – это 4 + … 6 – это 3 + … 7 – это 5 + … 8 – это 7 + …

Воспитатель — Снова покатился Колобок дальше. Катится Колобок дальше и видит стройную березку, а возле берёзки сидит… Лиса.

Лиса — Колобок, Колобок, я тебя съем! -Не ешь меня, задай лучше мне наисложнейшее задание.

— Хорошо. Был у меня любимый коврик, но дождик смыл с него весь узор. Укрась мой ковёр новым красивым узором и я тебя отпущу.

Задание Лисы.

·        В левый верхний угол положи зелёный квадрат.

·        В правый нижний угол положи красный квадрат.

·        В правый верхний угол положи синий треугольник.

·        В левый нижний угол положи красный треугольник.

Воспитатель — Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила, и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям. Вот и сказке нашей конец. Получилась у нас математическая сказка?

Понравилась вам наша сказка? И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу, и он решил вас отблагодарить за помощь, которую вы ему оказывали (угощение от Колобка).

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/faq/3534-2013-10-02-17-18-45.pdf

Ссылка на основную публикацию