Нанайская сказка «айога» текст распечатать

Айога

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была Айога. Все ее очень любили.

И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нет ни в этом, ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо.

То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется. Ничего делать Айога не хотела. Все любуется собой. Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси! Отвечает Айога:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю. Мать говорит ей тогда:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога, а сама все в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

Тут соседская девочка говорит:

— Я схожу за водой.

Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо.

Обратите внимание

Замесила мать тесто. Сделала лепешки из черемухи. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит матери:

— Дай мне лепешку!

— Горячая она — руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.

И отдала мать лепешку соседской девочке. Рассердилась Айога, пошла на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у нее шея, длинная-длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости: как это она, красавица, надкушенную лепешку съест! Так замахала руками, что руки у нее в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

Не удержалась на берегу, упала в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Га-га-га! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только свое имя не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. И кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Источник: https://mirckazok.ru/view_post.php?id=311

Читать онлайн «Айога» — RuLit — Страница 1

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Важно

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Источник: https://www.rulit.me/books/ajoga-read-465058-1.html

Айога (Нанайская сказка)

В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Важно

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

*Стойбище — стоянка, становище кочевников.

Источник: https://funread.ru/skazki/ayoga-nanayskaya/

Сказка «Айога»

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Читайте также:  Тексты песен о войне 1941-1945 года

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвётся! — отвечает Айога.

— А ты за крупный куст возьмись.

— Руки поцарапаю… Мать говорит ей тогда:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится, какая она красивая.

— Ты зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается!

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю! — отвечает дочка.

— Напёрсток надень из крепкой ровдуги.

— Напёрсток прорвётся!

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Вопросы для обсуждения:

• Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?

• О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?

• Что произошло с Айогой, почему она загордилась?

• Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?

• Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.

• За что была наказана эта девочка?

• Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)

• Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?

• Чему учит эта сказка?

• Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?

Источник: https://kladraz.ru/skazki-dlja-detei/skazka-aioga.html

Читать онлайн «Айога», автора Нагишкин Дмитрий Дмитриевич

Annotation

Сказка по мотивам нанайского фольклора в обработке Дмитрия Нагишкина.

Айога

Айога

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили.

И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо.

Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.

Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси, Айога!

Отвечает Айога:

— А я в воду упаду.

— А ты за куст держись!

— Куст оборвётся! — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись!

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень!

— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой!

— Иголка сломается!

— Толстую иголку возьми! — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!

— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

Тут соседская девочка говорит:

— Я схожу за водой, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Совет
Обратите внимание

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

[/su_box]

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу!

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну!

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Источник: https://knigogid.ru/books/3782-ayoga/toread

Нанайская народная сказка «Айога»

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Перспектива»

Составила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 15»

г. Мичуринска

Протасова Алла Алексеевна

Раздел «Мир народной сказки»

Тема урока: нанайская народная сказка «Айога»

Цель: понимание фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

Задачи:

  1. развивать коммуникативно-речевые умения (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения) и навыки, обеспечивающие свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

  2. формирование ценностных ориентаций средствами содержания прочитанных народных сказок, подведение к осознанию общечеловеческих ценностей многонационального российского общества; личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Планируемые результаты:

Личностные :

-умение находить в сказках отражение быта, традиций народов;

— умение самостоятельно определять мотивы действий героев;

-представление о личной ответственности за свои поступки ;

-принятие этических норм (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий

Метапредметные:

1. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

2.

Умение активно использовать речевые средства; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

Читайте также:  Носов «клякса» текст распечатать

1.Организационный момент (1-2 минуты)

цели и задачи деятельности учителя:

включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

1.1.Показать на числовом веере правильный вариант ответа:

Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, наличие вымысла, чудесные превращения, магия слова, воспитательная направленность?

1) Рассказ.

2) Миф.

3) Сказка. ( правильный ответ)

4) Небылица

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (4-5 минут)

Цель:

Проверка домашнего задания

Деятельность учителя:

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Оценивает 2-3 учащихся

Деятельность учащихся :

-отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры.

высказывают свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

2.1.Работа с выставкой прочитанных ранее книг народных сказок.

2.2..Демонстрируется кадр № 2 презентации.

Задание:

1.найти «лишнюю» иллюстрацию, объяснить причину своего выбора (побуждение к высказыванию своего мнения; выслушиваются ответы всех желающих)

Обратите внимание

2. выразительное чтение или пересказ ( по выбору учащегося) изображенных на иллюстрации отрывков нанайской сказки «Кукушка» (кадр № 3).

Коллективная оценка чтения или пересказа, акцентирование достоинств ответа каждого ученика (приветствуется подготовленное выступление пары или группы учащихся)

3. демонстрация кадра № 3 презентации и сопоставление иллюстрации обложки книги с рисуночным планом. Доказательство выборочным чтением: какой момент сказки изображен на иллюстрации? Место его в рисуночном плане сказки.

2. 3.План рассказа о герое

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился (ась)… Мне очень запомнился (ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился (ась)…).2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).3.

Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9.

Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг

3.Изучение нового учебного материала

Деятельность учителя:

Организует:

  • самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

3.1. Определение области, где жили нанайцы (кадр № 4 презентации)

3.2.Что вы можете рассказать о народе, сказку которого мы сегодня будем читать?

Просмотр презентации (кадры № 5-7):

Нанайцы – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду.

Собирали дикие ягоды, из которых варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы — среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие.

Мужчины заплетали волосы на голове в косу, женщины в 2 косы.

3.3. Работа с заголовком и иллюстрацией.

Как вы думаете, Айога- это кто-то или что-то?

«Прогнозирование по иллюстрации»: ( кадр № 8)Посмотрите, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.

(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)

3.4. Задание-инструктаж:

-Прочитать текст самостоятельно, чтобы подготовиться к работе над ним.

Учитывая разную скорость чтения, задание для тех, кто закончит чтение раньше:

-Подготовьте ответы на вопросы:

( кадр № 9 презентации к уроку)

  1. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?2. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?3.

    Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

4.Работа с текстом сказки

Деятельность учителя:

Организует:

  • беседу, связывая результаты урока с его целями;
  • взаимопроверку;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);

Деятельность учащихся :

  • Отвечают на вопросы, доказывая выборочным чтением сказки
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

4.1.( кадр № 9 презентации к уроку)

Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?2.

Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?3.

Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?4.-Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки

Важно

5.Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

6. проверьте, все ли правильно в расположении иллюстраций на кадре презентации? (кадр № 10)

4.2.Выборочное чтение.

— 4.2.1. Выразительное чтение диалога (выбор подходящей интонации):

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.

— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

4.2.2.Найти в сказке и прочитать отражение быта, традиций народа

— определить мотивы действий героев;

4.2.3.Какие строки в сказке мы прочитаем

-с интонацией удивления.

— с утвердительной интонацией.

— с интонацией раздражения.

— с интонацией восхищения.

— с веселой интонацией

4.2.4.Найдите и прочитайте предложение со словом:

-Знаете ли вы, что такое очаг? (Очаг – устройство для разведения и поддержания огня)

-Что значит «покоробятся»? (Покоробятся – искривятся, станут неровными)

— Что значит «мялкой разомну»? ( мялка – приспособление, чтобы мять кожу)

-Как вы поняли значение слов :

Стойбище

Наперсток

Растопырила

Бултыхнулась

-Значение каких слов осталось непонятно?

4.2.5. Найти и прочитать отрывки сказки к кадрам № 11, 12, 13 презентации

Учитель оценивает ответы 2-3 наиболее активных учащихся

5. Физминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках. И как мишка косолапый,

и как заинька-трусишка, и как серый волк- волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

6. Закрепление.

цели и задачи деятельности учителя:

Наводящими вопросами подводит обучающихся к пониманию фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирования понятий о добре и зле, нравственности.

Читайте также:  Ольга берггольц «я говорю с тобой под свист снарядов» текст читать

Деятельность учащихся :

  • находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • находить и уточнять в словаре значение неизвестного слова.
  • Регулятивные умения:
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

6.1.Работа в парах. Взаимный контроль

1.Читают текст. Находят в тексте и подчеркивают характеристики героев

2.Слушают, определяют , делятся впечатлениями о героях сказки:

Выберите нужные слова-признаки. Кто в этой сказке:

6.2.Высказывают свое мнение. Сравнивают девочек-героинь сказки

6.3. Конкурсное чтение диалогов сказки

1.Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

2. Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Важно

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива…

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

— Айога-га-га! Айо-га-га-га!

6.4.Ответы на вопросы учебника к тексту

В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

Роль иллюстраций учебника

Оценка ответа товарища (2-3 чел оценить)

Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки?

7.Задание на дом

цели и задачи деятельности учителя:

-что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания (определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания)

Варианты для выбора:

1.Страница с творческими заданиями по произведения раздела для коллективного рукописного журнала «Сказка-ложь, да в ней намек…»

2.Придумать устно свою сказку к пословице «Жизнь дана на добрые дела».

3. Составить аннотацию народных сказок похожих по сюжету или идее

4.Подобрать пословицы и поговорки о нормах взаимоотношения в семье

8.обобщение

1.Как вы думаете, почему авторы учебника из огромного множества выбрали именно эти народные сказки?

2. Какую похожую сказку татарского народа мы читали ? (Три сестры)

Какая из сестер оказалась не похожа на Айогу? (Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)

Совет

Назови отрицательные черты характера двух других сестер и Айоги (Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)

3.Отличаются ли нормы поведения ненцев от норм поведения других народов? Что они ценят в людях? (доброту, трудолюбие, почитание старщих)

4. О чем просят задуматься герои сказок? (подведение к осознанию общечеловеческих ценностей многонационального российского общества; личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей)

5. В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

6. Можно ли говорить о том, что идея сказки — представления о нормах и правилах взаимоотношений в семье, между поколениями ? (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения)

7.На числовом веере (набор цифр) покажите порядковый номер варианта ответа:

В сказке прослеживается стремление воспитать в детях ценности:

  1. уважение родителей;

  2. забота о старших и младших;

  3. физическое здоровье и стремление к здоровому образу жизни,

  4. нормы поведения с окружающими

9. рефлексия

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

-Самооценка :

  • Я (не) бываю похож на Айогу…
  • После урока мне захотелось…
  • Я понял, что не надо….
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • Сегодня я сумел…

Использованная литература:

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.  с. 135—225 — (Стандарты второго поколения).

2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.2 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2011

3.Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения 2 класс. М.: Просвещение,2009

Источник: https://infourok.ru/nanayskaya-narodnaya-skazka-ayoga-2338173.html

Айога

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили.

И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо.

Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.

Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

— Пойди воды принеси, Айога!

Отвечает Айога:

— А я в воду упаду.

— А ты за куст держись!

— Куст оборвётся! — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись!

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень!

— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой!

— Иголка сломается!

— Толстую иголку возьми! — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!

— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.

Тут соседская девочка говорит:

— Я схожу за водой, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Совет
Обратите внимание

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

[/su_box]

— Дай мне лепёшку, мать!

— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу!

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну!

— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=162401

Ссылка на основную публикацию