Айога
Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была Айога. Все ее очень любили.
И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нет ни в этом, ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо.
То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется. Ничего делать Айога не хотела. Все любуется собой. Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать:
— Пойди воды принеси! Отвечает Айога:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю. Мать говорит ей тогда:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога, а сама все в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
Тут соседская девочка говорит:
— Я схожу за водой.
Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки из черемухи. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит матери:
— Дай мне лепешку!
— Горячая она — руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.
И отдала мать лепешку соседской девочке. Рассердилась Айога, пошла на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у нее шея, длинная-длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко. Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости: как это она, красавица, надкушенную лепешку съест! Так замахала руками, что руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.
Не удержалась на берегу, упала в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Га-га-га! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только свое имя не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. И кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Источник: https://mirckazok.ru/view_post.php?id=311
Читать онлайн «Айога» — RuLit — Страница 1
В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
ВажноРазозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
— Айога-га-га! Айо-га-га-га!
Источник: https://www.rulit.me/books/ajoga-read-465058-1.html
Айога (Нанайская сказка)
В роду Самар жил один нанаец — Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет — ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит — и не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
ВажноРазозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
— Айога-га-га! Айо-га-га-га!
*Стойбище — стоянка, становище кочевников.
Источник: https://funread.ru/skazki/ayoga-nanayskaya/
Сказка «Айога»
В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвётся! — отвечает Айога.
— А ты за крупный куст возьмись.
— Руки поцарапаю… Мать говорит ей тогда:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится, какая она красивая.
— Ты зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается!
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю! — отвечает дочка.
— Напёрсток надень из крепкой ровдуги.
— Напёрсток прорвётся!
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Вопросы для обсуждения:
• Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?
• О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?
• Что произошло с Айогой, почему она загордилась?
• Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?
• Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.
• За что была наказана эта девочка?
• Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)
• Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?
• Чему учит эта сказка?
• Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?
Источник: https://kladraz.ru/skazki-dlja-detei/skazka-aioga.html
Читать онлайн «Айога», автора Нагишкин Дмитрий Дмитриевич
Annotation
Сказка по мотивам нанайского фольклора в обработке Дмитрия Нагишкина.
Айога
Айога
Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили.
И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо.
Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.
Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать:
— Пойди воды принеси, Айога!
Отвечает Айога:
— А я в воду упаду.
— А ты за куст держись!
— Куст оборвётся! — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись!
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень!
— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой!
— Иголка сломается!
— Толстую иголку возьми! — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!
— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.
Тут соседская девочка говорит:
— Я схожу за водой, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу!
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну!
— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!
И отдала мать лепёшку соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
…
Источник: https://knigogid.ru/books/3782-ayoga/toread
Нанайская народная сказка «Айога»
Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Перспектива»
Составила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 15»
г. Мичуринска
Протасова Алла Алексеевна
Раздел «Мир народной сказки»
Тема урока: нанайская народная сказка «Айога»
Цель: понимание фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.
Задачи:
-
развивать коммуникативно-речевые умения (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения) и навыки, обеспечивающие свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
-
формирование ценностных ориентаций средствами содержания прочитанных народных сказок, подведение к осознанию общечеловеческих ценностей многонационального российского общества; личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Личностные :
-умение находить в сказках отражение быта, традиций народов;
— умение самостоятельно определять мотивы действий героев;
-представление о личной ответственности за свои поступки ;
-принятие этических норм (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий
Метапредметные:
1. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
2.
Умение активно использовать речевые средства; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
1.Организационный момент (1-2 минуты)
цели и задачи деятельности учителя:
включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
1.1.Показать на числовом веере правильный вариант ответа:
—Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, наличие вымысла, чудесные превращения, магия слова, воспитательная направленность?
1) Рассказ.
2) Миф.
3) Сказка. ( правильный ответ)
4) Небылица
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (4-5 минут)
Цель:
Проверка домашнего задания
Деятельность учителя:
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Оценивает 2-3 учащихся
Деятельность учащихся :
-отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры.
высказывают свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
2.1.Работа с выставкой прочитанных ранее книг народных сказок.
2.2..Демонстрируется кадр № 2 презентации.
Задание:
1.найти «лишнюю» иллюстрацию, объяснить причину своего выбора (побуждение к высказыванию своего мнения; выслушиваются ответы всех желающих)
2. выразительное чтение или пересказ ( по выбору учащегося) изображенных на иллюстрации отрывков нанайской сказки «Кукушка» (кадр № 3).
Коллективная оценка чтения или пересказа, акцентирование достоинств ответа каждого ученика (приветствуется подготовленное выступление пары или группы учащихся)
3. демонстрация кадра № 3 презентации и сопоставление иллюстрации обложки книги с рисуночным планом. Доказательство выборочным чтением: какой момент сказки изображен на иллюстрации? Место его в рисуночном плане сказки.
2. 3.План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился (ась)… Мне очень запомнился (ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился (ась)…).2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).3.
Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9.
Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг
3.Изучение нового учебного материала
Деятельность учителя:
Организует:
- самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);
- оценочные высказывания обучающихся;
- Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
3.1. Определение области, где жили нанайцы (кадр № 4 презентации)
3.2.Что вы можете рассказать о народе, сказку которого мы сегодня будем читать?
Просмотр презентации (кадры № 5-7):
Нанайцы – один из малочисленных народов Дальнего Востока., живший в 17 веке. по реке Уссури. Нанайцы почти не знали земледелия, занимались ловлей рыбы и ей одной почти питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду.
Собирали дикие ягоды, из которых варили густой кисло-сладкий сок. Ездили на собачьих упряжках. Нанайцы — среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего косым разрезом; волосы черные, прямые и жесткие; борода и усы редкие.
Мужчины заплетали волосы на голове в косу, женщины в 2 косы.
3.3. Работа с заголовком и иллюстрацией.
Как вы думаете, Айога- это кто-то или что-то?
«Прогнозирование по иллюстрации»: ( кадр № 8)Посмотрите, это главная героиня сказки, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте описать эту девочку, определить черты ее характера.
(Маленькая красивая девочка, в национальной одежде, которая смотрит в чашу на свое отражение, красуется, любуется собой, по все видимости она себе очень нравится)
3.4. Задание-инструктаж:
-Прочитать текст самостоятельно, чтобы подготовиться к работе над ним.
Учитывая разную скорость чтения, задание для тех, кто закончит чтение раньше:
-Подготовьте ответы на вопросы:
( кадр № 9 презентации к уроку)
-
Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?2. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?3.
Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
4.Работа с текстом сказки
Деятельность учителя:
Организует:
- беседу, связывая результаты урока с его целями;
- взаимопроверку;
- оценочные высказывания обучающихся;
- самостоятельную работу обучающихся с учебником (постановка цели и план действий);
Деятельность учащихся :
- Отвечают на вопросы, доказывая выборочным чтением сказки
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
4.1.( кадр № 9 презентации к уроку)
Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?2.
Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?3.
Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?4.-Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки
5.Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
6. проверьте, все ли правильно в расположении иллюстраций на кадре презентации? (кадр № 10)
4.2.Выборочное чтение.
— 4.2.1. Выразительное чтение диалога (выбор подходящей интонации):
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
— Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвется, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится — какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Наперсток возьми…
— Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Давай за водой схожу, мать!
4.2.2.Найти в сказке и прочитать отражение быта, традиций народа
— определить мотивы действий героев;
4.2.3.Какие строки в сказке мы прочитаем
-с интонацией удивления.
— с утвердительной интонацией.
— с интонацией раздражения.
— с интонацией восхищения.
— с веселой интонацией
4.2.4.Найдите и прочитайте предложение со словом:
-Знаете ли вы, что такое очаг? (Очаг – устройство для разведения и поддержания огня)
-Что значит «покоробятся»? (Покоробятся – искривятся, станут неровными)
— Что значит «мялкой разомну»? ( мялка – приспособление, чтобы мять кожу)
-Как вы поняли значение слов :
Стойбище
Наперсток
Растопырила
Бултыхнулась
-Значение каких слов осталось непонятно?
4.2.5. Найти и прочитать отрывки сказки к кадрам № 11, 12, 13 презентации
Учитель оценивает ответы 2-3 наиболее активных учащихся
5. Физминутка
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках. И как мишка косолапый,
и как заинька-трусишка, и как серый волк- волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
6. Закрепление.
цели и задачи деятельности учителя:
Наводящими вопросами подводит обучающихся к пониманию фольклора как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирования понятий о добре и зле, нравственности.
Деятельность учащихся :
- находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- находить и уточнять в словаре значение неизвестного слова.
- Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
6.1.Работа в парах. Взаимный контроль
1.Читают текст. Находят в тексте и подчеркивают характеристики героев
2.Слушают, определяют , делятся впечатлениями о героях сказки:
Выберите нужные слова-признаки. Кто в этой сказке:
6.2.Высказывают свое мнение. Сравнивают девочек-героинь сказки
6.3. Конкурсное чтение диалогов сказки
1.Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые…
— Я их на солнце высушу…
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет. Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
2. Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
ВажноРазозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красива…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
— Айога-га-га! Айо-га-га-га!
6.4.Ответы на вопросы учебника к тексту
В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
Роль иллюстраций учебника
Оценка ответа товарища (2-3 чел оценить)
Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки?
7.Задание на дом
цели и задачи деятельности учителя:
-что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания (определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания)
Варианты для выбора:
1.Страница с творческими заданиями по произведения раздела для коллективного рукописного журнала «Сказка-ложь, да в ней намек…»
2.Придумать устно свою сказку к пословице «Жизнь дана на добрые дела».
3. Составить аннотацию народных сказок похожих по сюжету или идее
4.Подобрать пословицы и поговорки о нормах взаимоотношения в семье
8.обобщение
1.Как вы думаете, почему авторы учебника из огромного множества выбрали именно эти народные сказки?
2. Какую похожую сказку татарского народа мы читали ? (Три сестры)
Какая из сестер оказалась не похожа на Айогу? (Самая младшая сестра, которая сразу бросила все свои дела и отправилась на помощь маме.)
Назови отрицательные черты характера двух других сестер и Айоги (Неуважение к старшим, безразличие, эгоизм)
3.Отличаются ли нормы поведения ненцев от норм поведения других народов? Что они ценят в людях? (доброту, трудолюбие, почитание старщих)
4. О чем просят задуматься герои сказок? (подведение к осознанию общечеловеческих ценностей многонационального российского общества; личной ответственности за свои поступки, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей)
5. В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?
6. Можно ли говорить о том, что идея сказки — представления о нормах и правилах взаимоотношений в семье, между поколениями ? (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения)
7.На числовом веере (набор цифр) покажите порядковый номер варианта ответа:
В сказке прослеживается стремление воспитать в детях ценности:
-
уважение родителей;
-
забота о старших и младших;
-
физическое здоровье и стремление к здоровому образу жизни,
-
нормы поведения с окружающими
9. рефлексия
Цель:
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
-Самооценка :
- Я (не) бываю похож на Айогу…
- После урока мне захотелось…
- Я понял, что не надо….
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- Сегодня я сумел…
Использованная литература:
1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. с. 135—225 — (Стандарты второго поколения).
2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.2 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2011
3.Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Уроки чтения 2 класс. М.: Просвещение,2009
Источник: https://infourok.ru/nanayskaya-narodnaya-skazka-ayoga-2338173.html
Айога
Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили.
И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо.
Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.
Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать:
— Пойди воды принеси, Айога!
Отвечает Айога:
— А я в воду упаду.
— А ты за куст держись!
— Куст оборвётся! — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись!
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень!
— Изорвутся, — говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой!
— Иголка сломается!
— Толстую иголку возьми! — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень!
— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама — ни с места.
Тут соседская девочка говорит:
— Я схожу за водой, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу!
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну!
— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!
И отдала мать лепёшку соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест! Так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали; и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=162401