Сказки о явлениях в неживой и живой природе для детей

Сказки для детей о явлениях в природе от 3-х лет

Поспорили как-то солнце, ветер и дождик, кто из них важнее.

Каждый из них доказывал, что он самый важный.

— Без меня, — говорит солнце, люди свет не увидят, работать не смогут. Я — мощный источник энергии для всех на земле. Даже существуют солнечные батареи, которые я заряжаю. А на батареях этих работает много приборов.

Давайте, так свой спор разрешим. Каждый из нас будет целый день один работать, а другие пусть не вмешиваются. И посмотрим, с кем из нас людям лучше будет.

— Давайте, — согласились ветер и дождь.

— Чур, первым я буду, — говорит солнце!

На том и порешили.

Засияло солнце в небе ярче от радости, что теперь оно одно командует Землей. Направило свои лучи даже в самые темные уголки.

Вышли люди на улицу, радуются солнечному денечку. Детвора в песочнице во дворе играет, бабушки на лавочки уселись, погреть больные от ревматизма ноги.

Обратите внимание

На дачных участках, где энергия питалась только от солнечных батарей, заработали поливалки, газонокосилки на огородах, нагрелась вода в душе и еще много приборов стало работать. Радуются дачники, поливают огороды, скашивают сорняки.

Время к обеду шло. Солнце еще сильней засветило.

Пошли дачники перед обедом искупаться в душ, а из него один кипяток льётся. Вся вода стала горячей.

Посмотрели они на свои огороды и увидели, что ростки цветочков, которые они сегодня посадили, засохли. Огурцы и помидоры сморщились. Земля стала сухая, вся в трещинах.

А в городе на детской площадке малыши заплакали: у них от сильного солнца головки заболели. И бабушки встали с лавочек и домой засобирались — уж очень жарко им стало.

В этот солнечный день всем людям плохо было. Многие перегрелись на солнце, а некоторые даже в обморок упали.

Во дворах вся трава пожелтела, высохла, как сено. На деревьях листочки завяли, будто осень наступила.

Побежала детвора к речке, чтобы остудиться. Прыгнули в воду, а вода-то горячая.  Заплакали дети и домой побежали.

Все люди только и говорили в этот день: «Хоть бы дождик пошёл и жару остудил!»

Услышал это дождик и говорит солнцу:

— Видишь, я людям нужнее, чем ты.

Теперь моя очередь Землю поливать и остужать.

Начал дождик изо всех своих сил лить на землю.

Выбежали все и взрослые, и дети из домов: руки и лица дождю подставляют, радуются, что охладиться можно.

Важно

В огородах цветочки листики расправили, овощи ожили. Деревья тоже листики распустили, начала новая зеленая травка из-под земли прорастать.

А дождик еще сильнее припустил. Уже потоки воды по улицам побежали, люди через них еле перепрыгивают. Затопило водой все дороги, машины ехать не могут, автобусы остановились.

В деревнях и на дачах все огороды залило полностью и овощи гнить начали.

В реках вода переполнилась и началось наводнение. Вода стала заливать дома людей. Некоторые люди даже на крышу залезли, чтобы не утонуть.

Уже никто и не рад дождю: столько бед он натворил.

Расстроился дождик. Он так старался, поливал землю, а от этого всем только хуже стало.

— Пора мне начать работать, — сказал ветер — Без меня тут никак не обойтись!

Задул ветер, разогнал тучи с неба и дождик сразу прекратился. Небо стало голубым и наступила хорошая погода. Люди вздохнули с облегчением.

От ветра заработали ветряные мельницы и стали молоть зерно, превращая его в муку.

На море яхты расправили поникшие паруса и поплыли, благодаря ветру по волнам вперед.

А ветер радуется, что пригодился людям и старается изо всех сил — дует все сильнее и сильнее. Но видно и он перестарался, так же, как солнце и дождик. От сильного ветра начался настоящий ураган. Ветки деревьев начали сильно раскачиваться и ломаться, а потом падать на прохожих. Даже деревья начали падать и придавили несколько машин.

По улицам невозможно ходить стало, ветер с ног людей сбивает. Да еще и крыши начали срываться и лететь вниз, на тротуар.

Совет

В море ветер поднял сильные волны и яхты раскачивались на волнах так, что вот-вот утонут.

Солнце и дождик закричали ветру: «Остановись, прекрати дуть!» А ветер их не сразу услышал из-за своего шума. А когда услышал, огляделся по сторонам и понял, сколько бед натворил. Затих ветер и расстроился сильно.

Но солнце и дождик успокоили его:

— Нам всем надо не спорить, а дружить друг с другом. И помогать друг другу.

Если сильный дождь пойдет, ветер может разогнать тучи, а солнце осушить лужи.

Если из-за солнца засуха начнется, дождик польёт поля и леса.

И ветер согласился с ними. Потому что все в природе взаимосвязано.

А, чтобы на Земле был комфортный климат для людей нужны и солнце, и ветер, и дождик.

Источник: https://kukuriku.ru/razvivaemsya-onlajn/skazki/o-yavleniyah-v-prirode/

Тема 1. сказки о законах природы

Спирина Н.

Есть нечто выше чистоты и скверны,

Есть нечто выше злобы и добра…

Восходит солнце. Звезды до утра

Горят на небе в глубине безмерной.

Цветут цветы. Благоухает лес.

В приливах и отливах дышит море…

Великая Природа на земле

Не ведает ни радости, ни горя.

Далекая изъянам бытия,

Живущая космическим законом –

К тебе идут, надежду затая,

За счастьем старым и извечно новым.

Занятие 1.1. СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОЯВИЛАСЬ ПРИРОДА

Давным-давно самый мудрый и древний Архитектор по имени Космос трудился над созданием Миров.

А как он это делал?

То, что он делал, было похоже на то, как мы играем в конструктор. Великий Космос брал волшебное вещество и создавал из него звезды, планеты. И так и эдак переставлял их местами. Но чего-то все время не хватало. Они казались ему холодными, безрадостными.

И вот однажды ему пришла удивительная мысль: «Мир нужно оживить. Влить в него жизнь и вселить живые существа». И работа закипела с новой силой. Он снова создал звезды, в том числе и особую звезду – Солнце.

Она, по замыслу Космоса, должна была нести Свет и тепло для живых существ.

С большой любовью трудился Архитектор над созданием живой планеты. И вот, наконец, в творческих муках родилась… уникальная планета. Архитектор чувствовал себя счастливым, любящим отцом этой хрупкой, неспокойной планеты. Он дал ей красивое имя – Земля.

Получается, у нашей Земли есть отец, а кто же мать? Кто должен был растить и воспитывать новорожденную Землю?

Все правильно. При рождении Земли была и мать – Прекрасная Природа. С тех пор основная роль в жизни Земли принадлежала матушке Природе. Она воспитывала ее с любовью, но соблюдая строгие правила-законы, которые установил Великий Космос.

Подумай над словами: «Люби природу не как символ души своей; люби природу не для себя, люби для нее. Она – это мать. Будь же сыном» (М. Рыльский).

Только что рожденная Земля была очень активной, неспокойной. В недрах ее бушевал огонь, вырываясь на поверхность. В небе полыхали грозы. Но благодаря неустанной заботе матери-Природы она постепенно стала успокаиваться.

На ее поверхности стала образовываться тонкая твердая корочка, отделявшая жаркие недра от внешнего мира. Земная кора состоит из горных пород и минералов, они относятся к неживой природе и образуют Царство минералов. Самое древнее Царство на Земле.

На следующих занятиях мы познакомимся с ним поближе.

Можно ли сравнить эту корочку с нашей кожей?

Обратите внимание

Да, земная кора подобна нашей коже. Как и кожа, она защищает организм Земли от внешних воздействий, через нее выделяются некоторые вещества, например, вода.

А что у нас через кожу выделяется?

Выделения воды через тонкую земную кору привели к тому, что стали образовываться океаны.

Отец-Космос и мать-Природа с удовольствием наблюдали за развитием Земли и радовались, какой она становится красивой: загорелая кожа в виде суши песочного и коричневого цвета и голубых просторов океана.

А теперь давайте найдем на карте мира или глобусе сушу – материки и воду – океаны и моря. Чего больше на Земли: суши или воды? Кому и для чего нужна вода на Земле?

Земля вращается вокруг своей оси. Она без отдыха исполняет свой долг, и благодаря этому у нас происходит смена дня и ночи. В светлую часть дня люди работают, а ночью отдыхают.

Земля имеет ось наклона, и когда она делает полный оборот вокруг Солнца, на планете происходит смена времен года. В определенный сезон года мы можем сажать овощи, злаки, в другой – собираем урожай.

Так Земля постоянно служит людям и всем существам, живущим на ней. Это великий пример бескорыстного служения и хорошего выполнения долга.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

10 мая считается самым ранним сроком для начала пахоты земли под посев ржи. 15 мая – самый разгар сева.

18 мая пора высаживать капустную рассаду. Заниматься этим должны были исключительно женщины: «если посадит капусту или другие овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода».

19 мая пришел срок посадки огурцов и гороха. Горох советуют сажать вечером, чтобы воробьи, большие охотники до гороха, не видели, где его посадили.

Существовали и другие правила: «Горох, посеянный при северном ветре, выходит жестким и плохо разваривается, а посеянный при ветре западном или юго-западном бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он быстро зарастает сорными травами».

При остальных направлениях ветра заниматься посадкой гороха можно без опасений за его качество. Только не следовало забывать при этом о заговоре на урожай: «Сею, сею бел горох.

Важно

Уродился мой горох, и крепок, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!».

В этот день особое значение имеет роса: если роса большая, то и урожай только что посаженных огурцов будет большим.

Всё, что создала матушка-Природа, — это её дети (в том числе и человек), которые помогают друг другу и обучают.

Орлова В.

Живой букварь

Нас в любое время года Учит мудрая Природа! Птицы учат пению, Паучок – терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому же в их труде Все по справедливости. Отражение в воде Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте, И при всей огромности Обучает скромности. У природы круглый год Обучаться нужно. Нас деревья всех пород – Весь большой лесной народ – Учит крепкой дружбе!  
Читайте также:  Как кормить грудью

Занятие 1.2. ЗАКОН ЕДИНСТВА И РАЗНООБРАЗИЯ

Отец-Космос и мать-Природа решили, что пришла пора доверить юной Земле живых существ. Теперь настала очередь матери-Природы принять участие в сотворении ЖИЗНИ. И начали появляться в живой воде океанов сначала растения, а потом и животные. Каждое живое существо мать-Природа создавала из своего тела. Поэтому все, что создано Природой, и есть сама Природа.

Постепенно они освоили и сушу. Развитие растений и животных привело к появлению Царств Природы – Растительного и Животного Царств. Продолжало жить и более древнее таинственное подземное Царство Минералов.

Время от времени Земля болела, поднималась температура внутри нее, опять начинали извергаться вулканы, Животное и Растительное Царства несли страшные потери.

Многие их представители исчезали навсегда с лица Земли. Например, динозавры, мамонты. Иногда с Землей сталкивались огромные камни-Метеориты. Земля от их ударов содрогалась, появлялись раны.

И это вновь печально сказывалось на живых существах.

Но юная Земля вместе с матерью-Природой мужественно противостояли болезням и ударам, залечивали раны, восстанавливали ряды растений и животных, которые после каждой беды становились все более совершенными. Трудности их закаляли и делали более приспособленными, живучими внутренне и красивыми внешне.

Опыт для размышления.

Оборудование: воздушные шары, картинки с древними (динозавр, тиранозавр, птеродактиль, древовидные папоротники) и современными (крокодил, тритон, варан, орел, соловей, косуля, лев, слон, сосна, дуб, роза) растениями и животными, клей для резины.

Надуй четыре шарика. Аккуратно приклей к шарикам картинки сначала с древними представителями растительного и животного Царства, а затем современными.

Все шарики сделаны из одного и того же материала. Из какого? (Резины). Мы надули шарики.

Теперь внутри каждого шарика находится ЧТО? (Воздух). Значит, все воздушные шарики имеют один и тот же состав – резина и воздух внутри.

А чем отличаются наши шарики? (Цветом, формой, картинками на них).

Совет

Точно так же и Природа создавала живые организмы из одних и тех же веществ (например, воды; кости и раковины состоят из кальция) и вдыхала в них ЖИЗНЬ. Именно поэтому все живые существа на Земле едины. Вспомни «заветные слова» Маугли: «Мы с тобой одной крови».

Вместе с тем, живые организмы имеют разную форму, цвет, способности (например, передвигаться, питаться), поэтому мы наблюдаем разнообразие в Живой природе.

Из этого опыта следует важный закон Природы:

Вся природа на Земле представляет собой

единство и разнообразие.

Пребывание в тишине.Подумай об изученном законе природе: единство в разнообразии «Все мы дети одной матери – матери Природы».


Прочитай стихотворение Н. Спириной и ответь на вопрос: существует ли единство человека и звезд, Космоса? Нарисуй, как ты это себе представляешь. Поделись своими мыслями с товарищами.

Спирина Н.

Все вмещая – бесконечность звезд,

Солнца луч и близкую нам землю,

Мы от сердца к сердцу строим мост

И в себе Вселенную объемлем.

И встречая каждую звезду

Как далекого родного брата,

Устремляясь духом в высоту,

Человек становится крылатым.

И познав Единое во всем,

В Нем он видит Корень и Основу,

От Которой отошли давно мы

И к Которой снова мы придем.

Групповое пение (игра).Все вместе поют куплет и изображают идущих динозавров:ведущий – Большого динозавра, а остальные – Маленького. После слов «И ВОТ…» Маленькие динозавры замирают, а Большой проговаривает припев, выбирая тех, кто не замер, и грозит им пальцем.

Песня про динозавров

По пустыне раскалённой

Динозавр шёл огромный не спеша:

ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП.

А за ним во всю стараясь,

Жарким потом обливаясь,

Динозаврик, упираясь, семенил:

Чоп-чоп, чоп-чоп, чоп-чоп.

И ВОТ…

Большому динозавру надоело

Семенение ма-а-леньких ножек

Ма-а-аленького динозаврика,

И он сказал:

«Если ты будешь ещё семенить

Своими маленькими ножками,

То я выверну тебя наизнанку».

И вот …

По пустыне раскалённой

Динозавр шёл огромный не спеша:

ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП.

А за ним, вовсю стараясь,

Жарким потом обливаясь,

Динозаврик, упираясь, семенил:

Чоп-чоп, чоп-чоп, чоп-чоп.

И ВОТ…

Припев:

Большому динозавру совсем надоело

Семенение ма-а-леньких ножек

ма-а-аленького динозаврика,

И он вывернул его наизнанку».

(Те, чьё шевеление заметил Ведущий, поворачиваются и продолжают двигаться задом наперёд).

И вот …

По пустыне раскалённой

Динозавр шёл огромный, не спеша,

ЧОП-ЧОП, ЧОП-ЧОП.

А за ним во всю стараясь,

Жарким потом обливаясь,

Динозаврик, упираясь, семенил:

Поч-поч, поч-поч, поч-поч.

22 мая – Международный день биологического разнообразия

Занятие 1.3. ЗАКОН КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ

Групповая деятельность.Проведем конкурс красоты среди растений и животных, живших в разные периоды истории Земли. Перекидывайте друг другу воздушные шарики, с наклеенными картинками растений и животных. Рассматривайте картинки и выбирайте, какие растения и животные, на ваш взгляд, более красивые. Почему вы так считаете?

Древнее растение: папоротникообразные _____современные: цветы

Древнее животное: динозавр ______ современное: кошка

Древняя птица: птеродактиль _____ современная: снегирь

Подведите итог: Любовь – могучий двигатель, благодаря которому Отец-Космос создал Землю, а Мать-Природа заселила ее прекрасными и удивительными формами жизни. А красота есть та цель, к которой Природа стремится.

Отсюда следует второй закон Природы:

Все в природе подчиняется законам Красоты и Гармонии.

Посиди в тишине и подумай: Что такое Красота? Где ты видел Красоту? Поделись мыслями с друзьями.



Источник: https://infopedia.su/10×1557.html

Явления живой и неживой природы. 2 класс. Примеры

Материал по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»

Что такое явление природы?

Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.

Природа бывает живая и неживая.

Погодные явления неживой природы зимой

Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.

150 опытов с природными явлениями. ГДЗ 2 класс в электронном виде — 50 руб. Скачать
Читать.

Сезонные явления природы

 Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Примеры зимних явлений в неживой природе

Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.

Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.

Наблюдаемые природные явления в неживой природе, происходящие вокруг нас:

· Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.

· С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.

· Метели и вьюги заметают дороги.

· Солнце стоит низко над землей и слабо греет.

· На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.

· Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.

Читайте книгу Голубева А. Явление собачки к снеговику.

· В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.

· Растут на крышах большие сосульки.

Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс. 

К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»

Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.

Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным.

  Примеры изменений, происходящих зимой, в живой природе, которые мы  наблюдаем:

· Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.

· Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.

Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.

· Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.

· Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.

· Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку на белую.

· Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.

· Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.

· На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.

· На праздник приходят, к нам, Снегурочка и Дед Мороз.

· Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.

· Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.

Явления природы, весной, в неживой природе

Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.

Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.

Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:

  • Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
  • Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
  • Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
  • Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
  • На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.

Необычные явления неживой природы. Читать книгу: «Удивительные явления природы». О чем умолчали учебники. Читать

Какие весенние явления в живой природе?

Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.

Сезонное явление весной – зацвела черемуха.

Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:

  • Просыпается живая природа, просыпаются медведи и ежи.
  • Появляются первые насекомые и цветы – верба, подснежники и одуванчики.
  • На деревьях набухают почки и появляются листочки.
  • Весь окружающий живой мир весной переодевается.
  • Растительный мир одевает зеленый и цветущий наряд.
  • Животные, начинают линять — меняют свои зимние шубы на летние.
  • Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.

  • Дачники перекапывают землю, выполняют весенние работы.
  • Люди начинают сеять овощи и сажать деревья.
  • В городах население занимается уборкой улиц, проводит субботники.
  • Школьники делают кораблики и скворечники.
  • С юга прилетают перелетные птицы.

 Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют — йети.

 Про это, удивительное явление живой природы, можно прочитать в книге авторов Лариной О. В. и Мошенской Г. Н. Эта книга написана для семейного чтения. Она будет, очень, интересна и детям, и взрослым.

В ней рассказывается о самых интересных явлениях  природы. Издание будет полезно в написании реферата, подготовки доклада или презентации по теме окружающего мира.

Электронную версию книги «Удивительные явления природы», можно приобрести на сайте   «ЛитРес» . Стоимость 100 руб.

 Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза — случайно или, что он — внеземного происхождения.

Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ — коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей.

Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.

Обратите внимание

 Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами.

Читайте также:  Алексеев «выходное платье» читать

Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет.

И, все это, делает его, еще более загадочным…

Источник: https://kronshtadtkniga.ru/yavleniya-zhivoj-i-nezhivoj-prirody-2.html

Рассказы о явлениях природы для детей

Дождь — это вода, содержащаяся в облаках, в воздухе, то есть, в атмосфере. Но не просто в воздухе, а именно в сконденсированном виде в составе облаков и туч, откуда потом дождь выпадает на землю и увлажняет ее. Капельки воды всегда присутствуют в атмосфере.

Они делают воздух влажным, позволяют нам дышать свободно.

Существует даже показатель погодных условий — влажность воздуха. Как возникает дождь? Вода с земной поверхности постепенно испаряется под действием солнечных лучей и их тепла.

Я не один раз наблюдал, как быстро пустеет миска воды, которую оставил в солнечном месте летом. Водяной пар поднимается вверх, ветра переносят его с места на место.

Когда облакам более “нет сил” держать в себе большие водные массы, дожди проливаются на землю.

Поэтому дождь повторяется снова и снова. Его миссия — нести живым существам воду, очищенную в высоких слоях атмосферы.

Вариант 2. Сочинение о явлении неживой природы — ветре

Ветер — это движение воздуха, воздушных масс, поток воздуха в движении. Ветер имеет огромную силу. Он может быть легким и приятно касаться кожи лица человека. Такой люди ласково называют ветерком. А может поднимать предметы, кружить их, играть с ними. Очень сильный и резкий ветер называется ураганом.

Его мощи достаточно, чтобы сорвать с дома крышу, поднять железную машину и перенести ее на другое место.

Откуда вообще берется ветер? Он возникает из-за разницы в давлении между различными воздушными областями. Поток воздуха движется от зоны большего давления к зоне меньшего давления. Еще и ускоряется в дороге.

Важно

Ветер перегоняет дождевые облака с места на место, таким образом, он приносит людям дождь. Движение ветра отвечает за перенес охлажденных и теплых воздушных масс, то есть, влияет на климат определенной местности, где живут люди. В каждом крае есть привычные ветры, то есть ветры, которые здесь преобладают. Например, холодный ветер с севера.

Они и создает в этом крае климатические условия для жизни всего живого.

Вариант 3.Сочинение про листопад как явление природы

Каждой осенью в наших краях листья опадают с деревьев и кустов. Это явление листопада возникает потому, что осенью и зимой в нашей стране очень холодно. Человек не выйдет на улицу без теплой куртки, шапки и пальто, потому что голая кожа человека очень нежная и без защиты не выдержала бы мороза.

Также и растения не могут при низких температурах получать достаточно питания от природы, чтобы обновлять зеленые листья, кору и развивать цветка. Кормить те старые листья, которые уже есть на ветвях, растениям тоже становится нечем. В стволах растений из-за холода останавливается движение питательных веществ, которые кормят листья и цветы.

Любой зеленый листик, который вырос бы зимой, нежный и незащищенный толстой корой, сразу стал бы жертвой морозов. И растение не имело бы сил его восстановить.

Происходит такое в первую очередь из-за недостатка воды — зимой вода в замерзшем грунте тоже замерзает. Корни растений не имеют возможности ее достать и впитать.

Поэтому деревья и кусты выбирают зимний отдых и засыпают, сбросив старые листья — освободив пространство для нового, весеннего зеленого убранства.

Сочинение про птиц, «О чем думают птицы»

Сочинение «Зачем беречь природу?»

Сочинение про вулкан, об извержении вулканов

Сочинение на тему «Насекомые

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=399

Художественные произведения о природе для младших школьников

Детство — пора, когда все впечатления особенно яркие и значительные. Прочитанная в эти годы книга, производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Книга учит быть гражданином, развивает эстетическое восприятие, представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности, обогащает знаниями и представлениями о природе и мире.

Книги о природе занимают важное место в работе с детьми младшего школьного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая литература носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

Художественные произведения

Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

При знакомстве ребят с художественными и научно-популярными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [1, с. 16].

Основоположниками детских книг о природе являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.

Виталия Валентиновича Бианки признают классиком русской природоведческой литературы для детей. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, «лесная газета» и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В.

Совет

Бианки помогают педагогу в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка «Первая охота» В.

Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты».

Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Педагоги используют произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В.

Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного .

Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает младших школьников. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой («Как муравьишка домой спешил», «Приключения Пика», «Лесные домишки», «Бешенный бельчонок» и др.).

Одной из задач, которую ставит Бианки — воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

  • Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми («Золотой луг», «Силач», «Шепот в лесу», «Именины осинки».
  • «Колокольчик», «Лисичкин хлеб», «Чудесный доктор», «Деревья в плену», «Осинкам холодно»). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: «Ярик», «Орлиное гнездо», «Ребята и утята», «Пиковая дама», «Курица на столбах», «Борец и плакса», «Первая стойка».
  • У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе — «Ярик», «Ужасная встреча», «Сват», «Первая стойка», «Кладовая солнца» и др.
  • Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства он полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
  • Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично.

Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным.

При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как «Военная собака», «Верный Трой», «Томка»; кошка описана в таких произведениях, как «Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»; образ медведя в рассказах «Медведь-рыбак», «Медвежата», «Медвежонок».

О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах «Олешки», «Лесной котенок», «Про зайчат», «Волчишко», «Друзья», сборник «Про больших и маленьких» («Про зверей», «Про охоту», «Про ребят и зверят»), о птицах — «Хитрая мама», «Четыре утки», «Пунька и птицы», «Сорока», «Яшка». Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Обратите внимание

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. Одним из циклов для детей является цикл «Про животных», «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона» и др.

Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру.

Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос» и другие. Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. В частности произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Воспитательное значение поэзии А.С.

Пушкина для детей огромно: его стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романов «Евгений Онегин» и «Цыганы», «Зимняя дорога» развивают нравственную и эстетическую восприимчивость.

Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно с детьми при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней («Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Соловьи»). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: «Перед дождем», «На ручей, рябой и пестрый…» и др.

Важно

Говоря о книгах о природе, которые педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии.

Читайте также:  Уроки развития речи

Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Можно использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели…», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака…» и др.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы.

Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в своей неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». У А.А.

Фета великолепные произведения о природе «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет…», «Мама! Глянь-ка…» и многие другие [5, с. 89].

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы — «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.

«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Осень», «Весна» — эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы нашей русской природы переданы в таких известных детских стихотворениях выдающегося поэта Есенина, как «Береза», «Поет зима, аукает», «Нивы сжаты», «Черемуха» и другие.

Источник:

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Произведения о природе как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Предъявление к учащимся начальной школы новых требований к усвоению образовательной программы начального общего образования повлекло за собой «формирование у студентов специальных компетенций, востребованных современной школой». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Совет

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. При этом передача задача учителя транслировать обучающимся «знания об окружающем мире, социальном опыте, накопленном в процессе культурно-исторического развития общества».

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные;
  • познавательные.
  • Подробнее хотелось бы остановиться напознавательных универсальных учебных действиях, которые для успешной самореализации должны быть сформированы уже в начальной школе.

Источник: https://65-school.ru/bez-rubriki/hudozhestvennye-proizvedeniya-o-prirode-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Тепло для друга

Знаю, что у многих за окном золотая осень, а у нас пока лишь немного похолодало. Жду осенней листвы и пишу уютные осенние сказки. Никак не могу без них. Рисунок Кати Колесниковой. Такой классный Ёжка у неё получился, что так и хочется взять на руки! Профиль Кати в Иинстаграме @kata.draws

Тепло для друга

Это была первая Ёжкина осень. Сначала вечера стали холоднее и солнышко решило раньше ложилось спать. Затем подул ветер, и бабушка-ежиха достала свои спицы и клубки, села в кресло-качалку у окна и принялась за вязание.

Ёжка смотрел, как мелькают разноцветные нитки в бабушкиных лапках и спрашивал:

— Бабушка, а что это будет?

— Шарфик, шапка и свитерок для тебя, — отвечала бабушка. Читать далее

Сказку написала для проекта #узнай_с_нами в Инстаграме. Но она прямо просится в блог. Хороших вам осенних выходных и прекрасного настроения!

Источник: http://maminiskazki.ru/skazki/neobyknovennye-prevrashheniya-v-prirode

«Зимние явления в неживой природе»

«Зимние явления в неживой природе»

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега), поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).
  2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
  4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
  5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин на зимнюю тематику
  2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
  3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
  4. Рисование снежинок.
  5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. — модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,Солнце светит мало.Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети:…

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П

представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима.

Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Обратите внимание

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Ответы детей

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

— Как называется рассказ? Кто автор?

— О каких снежных пушинках идет речь?

— О каких снежных пушинках говорит автор в рассказе? (он говорит о снежинках)

— На что были похожи снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

— Где побывали ученые? (в облаках)

— Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

— Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

— Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)

— Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

— А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка «Зимний сон»

Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,В полночь звезды падают с небес.Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,В сказочном сиянии луны.На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,Гасят окна сонные дома.И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые — исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства.

А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).

А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожалуйста»). Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный).

Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Важно

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)

Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная).

Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы.

(чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега).

Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара.

Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Источник: http://doshkolnik.ru/zima/17785.html

Ссылка на основную публикацию