Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости.
Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа.
Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.
Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности.
Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:
1) работа над словом;
2) работа над словосочетанием и предложением;
3) работа над связной речью.
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека.
Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
1) обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
3) активизация словаря, т.е.
включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.
Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
1) Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
2) Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
3) Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе.
Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, — систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:
1) Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
2) Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
3) Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
4) Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
5) Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
6) Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
1) Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
2) Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
3) Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4) Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
5) Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Главные требования к речи учащихся:
— содержательность;
— логичность;
— точность;
— выразительность;
— ясность;
— правильность.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
В этом разделе, в высыпающемся меню, Вы найдете интересные методические разработки и дидактический материал по развитию речи в начальной школе.
Источник: http://utinye-uroki.ru/index.php/uroki-razvitiya-rechi
Как развить отчетливую речь: основные техники и упражнения
Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому.
Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению.
К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.
Основные техники и упражнения для развития речи
Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.
Разминка для артикуляционного аппарата
Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки.
Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз.
Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.
Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.
Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним.
Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь.
Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.
Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией
Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных.
Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут.
Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.
Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:
- Все бобры добры для своих бобрят.
- Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
- Колотил Клим в один блин клин.
- Гроза грозна, грозна гроза.
- Бороною боронили поле неборонованное.
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
- На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
- У села ли села лиса, у опушки ли леса.
- Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:
- Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
- Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
- На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
- Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».
Произнесение скороговорок
Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.
Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:
- Лара играла на лире.
- Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
- Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
- Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.
Чтение вслух
Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.
Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.
Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос.
Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно.
К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?
Исключение слов-паразитов
Наличие в разговорной речи слов «ну», «блин», «типа», «как бы» всегда негативно сказывается на том, как окружающие воспринимают содержание беседы. Избавившись от слов-паразитов, вы станете увереннее в себе и заметите, что к вашему мнению начнут больше прислушиваться.
Пополнение словарного запаса
Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по саморазвитию.
Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.
Тренировка диафрагмы
В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.
Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:
- Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
- Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
- Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.
Основные причины проблем с речью
Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.
У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.
Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой.
Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому.
Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.
Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.
Источник: https://HeadLife.ru/kak-razvit-rech/
Что могут сделать родители для стимуляции развития речи ребёнка дошкольного возраста?
Занятия с ребёнком для развития речи в домашних условиях.
Как определить уровень развития речи у ребёнка?
Существуют нормы развития речи, например в 1 год ребёнок должен говорить от 10 до 15 лепетных слов, а к 1,5
годам до 40 слов.Период от 1.5 до 2 лет наиболее бурный в развитие речи.В 2 года у ребёнка появляется фраза.Более
подробно об этапах развития речи от рождения до 17 лет можно прочитать в статье Этапы нормального речевого развития.
Но не всегда действительность совпадает с нормой. В первую очередь необходимо проверить слуховое развитие
ребёнка. Родители должны обратиться к детскому невропатологу, ведь речь это основа высшей нервной деятельности.
Причин задержки речевого развития может быть несколько это,и:
- травмы в родах;
- педагогическая запущенность;
- нарушение слуха.
Но часто, у ребёнка всё в норме и речь идёт, лишь о небольшой задержке речевого развития, которую ребёнок сам
наверстает с взрослением.
В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи
Самое главное, что могут и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,
превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать
каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и
т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно
сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав»
Развитие понимания речи.
Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —
существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над
фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия
, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем
может действовать, что чувствует.
Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),
одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»
и т.д.
), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,
«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,
«свинья/поросенок» и т.д.
), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия
действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых
ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых
понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).
Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких
направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который
постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство
с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных
играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для
использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже
хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,
констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где
мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что
развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает
в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.
Развитие активной речи.
Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности
подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит
он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны
руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем
и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-
бай!».
Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:
Игра «Бух»:
На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева
направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем
ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново
предметы слева направо и повторяем игру.
Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-
кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее
заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-
нибудь простые узнаваемые действия.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек
и картинок.
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.
Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
Например:
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….(ко- догоавривает ребёнок)
Козы?Нет,не козы!
На лугу, на лугу,
На лугу пасуться ….ко
Кони? Нет, не кони!
На лугу , на лугу,
На лугу пасутся….ко
Коровы?Правильно, коровы!
Пейти дети….. (молоко).
Будете здоровы!
Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.
Для этих целей подходят следующие игры:
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра
развивает тактильное восприятие.
Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.
Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения
пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →
Пальчиковая гимнастика.
Занятия дыхательной гимнастикой.
Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий
вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить
ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.
Формируем связную речь.
Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно
придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно
вперёд.
В итоге ,можно сказать, что любые занять по развитию речи с ребёнком дошкольного возраста должны проходить в
форме игры
Источник: https://logoznanie.ru/roditelyam/zanyatie-s-rebjonkom-dlya-razvitiya-rechi.html
Роль уроков развития речи на современном этапе гуманитарного образования
Автор: Чернышова Наталья Михайловна
В наши дни, когда особую актуальность приобретает идея гуманистической направленности образования, что предполагает повышение роли ученика в учебном процессе, когда на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, ценности мировой культуры, трудно переоценить роль предметов гуманитарного цикла среди других общеобразовательных предметов. В этой системе особую роль призваны играть русский язык и литература.
Огромно образовательно-воспитательное и практическое значение русского литературного языка. Овладевая литературным языком, учащиеся получают возможность изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности.
Литература призвана вести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую культуру.
Современная школа ставит перед собой задачу — подготовить уч-ся, грамотных в широком смысле слова, а это, в первую очередь, значит — вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.
Поэтому в своей работе по развитию связной речи учащихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
2. Формы и методы обучения уч-ся на уроках русского языка Умелое пользование содержательной, образной и красивой речью во все времена и у всех культурных народов, начиная с Древней Греции и Рима, ценилось высоко. Но в разные эпохи этому умению учились по-разному.
В наше время согласно программе развитие речи осуществляется в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой; овладение нормами русского литературного языка и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
В первом направлении я руководствуюсь правилом, что словарная работа — это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка и литературы. Поэтому на каждом уроке обращаю внимание учащихся на те слова, значение которых им не совсем понятно или неизвестно вообще.
Часто в качестве своеобразной «разминки» в начале урока провожу словарно-орфографическую работу с каким-либо словом, работаем не только над лексическим значением, но и над правописанием.
Например, 9 класс. Тема «Обобщение знаний о сложносочиненных предложениях»
Гармония (армо- ,соединяю, сочетаю, (греч.)
Гармонировать, гармоничный
И это же слово включаю потом в одно из заданий, выполняемых на уроке (графический диктант: Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков.
Большую помощь в этой работе всегда оказывают словари.
На уроке всегда стараюсь работать со связным текстом, проводить его комплексный анализ, что позволяет не только развивать речь уч-ся, но и дает им возможность прикоснуться к удивительному миру русской литературы, оценить речевое мастерство писателя.
Например, 5 класс. Тема «Буквы з и с на конце приставок».
Работаем с рассказом А.Курляндского «Геройский поступок». Читаю только часть рассказа, работаем над изучаемой орфограммой, а в качестве Д/з предлагаю создать свой вариант конца рассказа. На следующем уроке идет речь и об основной мысли произведения, обсуждаются варианты, концовки, зачитываю ребятам и авторский вариант.
Использую и такой вид работы, как литературно-музыкальные диктанты.
Например, 5 класс. Тема «Простые и сложные предложения»
Прослушиваем «Песенку Тортиллы» (муз. А.Рыбникова, сл.Б.Окуджавы)
После первого прослушивания задаю вопросы:
— Что значит «драться надо, так дерись»?
— Какой смысл вкладывает Тортилла в слова «Ты взрослеть не торопись, никогда не знай покоя, плачь и смейся невпопад»?
После второго прослушивания:
— Заметить и назвать обращения.
— Попытаться запомнить побудительные предложения.
— Объяснить значение слова «дивный», подумать над его происхождением.
Д/З на этом уроке: написать маленькое сочинение «Мудрые мысли черепахи Тортиллы» (Помните, что сложные предложения делают речь богаче!)
Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно – пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Но чтобы это произошло, важно заинтересовать ребенка, создать для него ситуацию успеха.
«Интерес к учению,- писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…».
В этом могут помочь нестандартные задания, которые не только позволяют совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи.
Например, при изучении темы «Словообразование» ребята с удовольствием играют в игру «Буриме», сочиняют сказку о городе Слованске, жителями которого являются части слова.
Эффективен и такой вид работы, как творческие диктанты.
Часто провожу на уроках и сочинения – миниатюры на заданную тему, использую и такой вид работы, как конструирование предложений по схемам, по заданному началу, по опорным словам.
При обучении русскому языку центральное место занимает совершенствование культуры речи. Этой работе я посвящаю много времени. В чем состоит эта работа? Прежде всего, в обогащении грамматического строя речи каждого учащегося.
Например, развиваю умение выражать различные отношения-пространства, времени, причины, следствия, уступки и т. д. — различными грамматическими формами.
Так учащийся должен понимать причинные отношения, выраженные не только существительным с предлогом (пел от радости), но и деепричастием (пел, обрадовавшись), причастием (пел, обрадованный), целым предложением (пел, потому что обрадовался) и. т. д., а также употреблять их в своей речи.
В сложном предложении он должен уметь пользоваться не только нейтральным союзом потому что, но и стилистически окрашенными: так как; ибо; ввиду того, что.
Уместно употреблять их в речи разговорной или художественной, научной, деловой, публицистической. Культура речи предполагает уместное употребление любых слов.
Поэтому для тренировки своим учащимся я предлагаю, например, такие задания:
Задание 1. Вставьте причинный союз из данных в скобках, обдумав, насколько уместен он в предложении данного стиля.
А. Человеческая личность должна быть крепка, как сталь,… На ней все строится.
1. Ибо. 2. Ввиду того, что.
Задание 2. Укажите, какой синоним нужно вставить, чтобы избежать повтора.
Окна маленькой сторожки пылали рубиновым … , как три глаза волшебника.
1. Отблеском. 2. Отливом. 3. Отсветом.
Особое внимание в своей работе уделяю урокам развития письменной речи. На мой взгляд, это особые уроки – уроки творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.
3. Развитие речи уч-ся на уроках литературы
При проведении работы по развитию речи на уроках литературы я опираюсь на знания и умения, сформированные в курсе русского языка, уделяя внимание не только идейному анализу художественного произведения, но и его эстетическому содержанию. Анализируя произведения, разбирая, как построен образ, из каких речевых деталей он складывается, учащиеся учатся языку, яркому, выразительному, правильному,
Наиболее эффективными видами деятельности учащихся на уроках по развитию речи, кроме различных видов сочинений, изложений, являются доклады и сообщения, развивающие ориентацию в поисках и отборе материала, вырабатывающие собственное суждение, умение написать рецензию на прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль.
Одним из важных приемов развития речи является устный диалог. Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.
Конечно же, в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя с одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.
Эффективны и следующие приемы работы:
Поэтические пятиминутки
В начале каждого урока по одному – два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.
Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру. Даже при пассивном слушании поэтических текстов, читаемых другими, ребятами приобретают навыки восприятия поэтического текста, что оказывает положительное влияние на изучение ими литературы в целом.
Дискуссионная беседа между героями литературного произведения
Дискуссия разворачивается между двумя героями произведения, в роли которых выступают учащиеся. Ребята образно представляют себя в роли персонажей произведения, вступивших в диалог, спор, дискуссию. Отстаивают точку зрения того героя, которого они представляют. Остальные учащиеся не просто пассивно слушают, а отвечают на поставленный перед началом дискуссии вопросов.
Например, при споре Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова ребята размышляют над вопросом: «На чьей стороне истина?»
С помощью дискуссионной беседы между героями литературного произведения происходит приобщение учащихся к исследовательской работе над текстом, формируется умение строить развернутые речевые высказывания, умение противостоять своему оппоненту не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Важно, чтобы ребята пришли к осознанию того, что главное в дискуссии – найти истину, а не удовлетворить своё самолюбие.
Разыгрывание и анализ речевых ситуаций
В начале урока, перед обсуждением ключевого вопроса по данной теме, трем-четырем учащимся, желательно малоактивным, выдаются карточки-задания, в которых содержится определенный материал для раздумий (высказывание известного лица, трактовка литературных явлений, мемуарное свидетельство и т.д.), ставится вопрос, требующий оценки, выражения собственной позиции.
Выступающий следит за ходом обсуждений, самостоятельно входит в дискуссию в нужный и удобный момент. Высказываясь, учащийся может цитировать материал карточки или пересказывать его своими словами либо ссылаться на него, сопровождая собственными рассуждениями. Так, на уроках по изучению пьесы А.М. Горького «На дне» возможны такие речевые ситуативные задания, касающиеся трактовки образа Луки:
Лука обращается со словами утешения не ко всем ночлежникам. Как вы думаете, чем определяется его выбор?
В режиссерском экземпляре «На дне» К.С.Станиславский сделал такие замечания о поведении Луки: «хитро поглядывая», «коварно улыбается», «проскользнул», «видно, что врет», «вкрадчиво, мягко» и т.д. Какое представление о Луке отразилось в этих режиссерских замечаниях? Согласны ли вы с трактовкой этого образа Станиславским?
Разыгрывание речевых ситуаций позволяет учащимся развивать свои актерские способности; тренировать дикцию, тембр речи. Кроме того, ребята стараются соблюдать нормы речи при выступлении, делают её более понятной и убедительной. Устный анализ психологического портрета литературного героя
Ребятам предлагает дополнить литературный портрет собственным описанием, характеризующим психологическое состояние героя и на этой основе подготовить связное устное выступление. В заключение учащиеся выступают с устными высказываниями по теме: «Роль портрета в раскрытии образа героя».
Возможен другой вариант данного заседания: учащимся предлагается по описанию внешности и по репликам героев определить: кто это?
Данный способ устного анализа психологического портрета помогает учащимся глубже осмыслить внутренний мир героя, способствует эффективному развитию устной речи учащихся. Умение давать словесное описание человека пригодится ребятам и в дальнейшей жизни.
4. Развитие речи уч-ся во внеурочное время
Только во время учебных занятий решить столь важную задачу – развитие речи учащихся – достаточно сложно. Внеклассные мероприятия дают дополнительное время и раскрывают иные возможности развития устной речи.
Они способствуют углублению и расширению приобретенных на уроках знаний, тем самым помогая учащимся усваивать программный материал, расширять кругозор, воспитывать языковое чутьё, любовь к литературе, повышать общую языковую культуру учащихся.
Во время внеклассной работы с учащимися нужно проводить различные мероприятия: как групповые, так и индивидуальные. Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету являются: «литературно – музыкальные гостиные», «литературные вечера»,
КВНы, викторины, экскурсии, выпуск литературных газет, предметные недели по русскому языку и литературе, написание докладов и рефератов, чтение дополнительной литературы.
Вышеперечисленные виды внеклассной работы способствуют развитию устной речи учащихся, обогащают её, развивают самостоятельность и творческие способности ребят.
Я убеждена, что участниками таких внеклассных мероприятий могут быть практически все ребята.
Когда они будут волноваться, радоваться, общаться, то в плане гражданского, нравственного, эстетического становления личности учащихся будут позитивные изменения.
Без сомнения, подобные встречи с миром литературы и русского языка не проходят для ребят бесследно: способствуют выполнению основной цели работы преподавателя — развитию интереса к предмету, воспитанию бережного отношению к слову, к богатствам языка и стремлениям овладеть этими богатствами, овладеть в той мере, в какой это необходимо для будущей успешной производственной и общественной деятельности.
5. Заключение
Важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
— построение всего образовательного процесса на основе знаний педагога о социально-психологических, возрастных особенностях учащегося, его образовательных интересах и потребностях;
— многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
— осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
— системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
Источник: https://open-lesson.net/3379/
Урок 6. Развитие речи
Звукарь — Уважаемый родитель! Если вы не так давно начали обучать своего ребенка чтению, то эта информация будет вам полезна. Занимаясь с малышом по букварю, вы разучиваете с ним буквы, учите его читать слоги. Чтобы вашему маленькому ученику было интересно учиться читать, мы создали … перейти к Звукарю
Букварь — первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные… перейти к Букварю
Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. … перейти к пособию
Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом … перейти к статье
Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и … перейти к играм с буквами
Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не … перейти к урокам по чтению слогов
Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов «Игры с буквами», «Уроки чтения слогов». Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих… Перейти к урокам по чтению слов
Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа «Мама моет раму». Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?… Перейти к описанию книжки-игрушки
Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают… Перейти к урокам чтения
Источник: http://games-for-kids.ru/language-development/urok-6-razvitie-rechi.php
31. Уроки развития речи в специальной (коррекционной) школе V вида. Тематика, цели, задачи, структура и планирование
Специальные
уроки развития речи имеют своей целью
формирование и совершенствование у
школьников с общим недоразвитием
речи полноценных форм общения и языковых
средств с учетом их взаимодействия.
Указанная
цель предусматривает решение ряда
задач:
формирование, развитие и активизация
словарного запаса, т. е. развитие
лексической основы речи; практическое
овладение основными закономерностями
грамматического строя речи; обучение
связной речи (устной и письменной);
восполнение
пробелов в речевом развитии школьников
и подготовка их к овладению грамотой,
грамматикой и правописанием, а также
чтением в соответствии со школьной
программой.
Эти задачи решаются
одновременно на уроке в процессе работы
по определенной теме.
Обучение на уроке
происходит путем специальной организации
речевой практики и использования речевых
упражнений, направленных на восполнение
лексико-грамматических обобщений в
качестве .исходной основы, формирующей
и развивающей самостоятельную речевую
деятельность детей.
Программа по
развитию речи имеет три раздела:
«Работа над словом»,
«Работа над
предложением»,
«Работа над связной
речью».
В программе дается
тематика для уроков развития речи,
предусматривающая уточнение и накопление
конкретных представлений об окружающем
мире, о предметах и явлениях, с которыми
учащиеся сталкиваются в быту, учебе,
при знакомстве с природными явлениями
и общественной жизнью, с трудом и
отношением к труду людей, а также
обобщение нравственного опыта детей,
их поведения, любви к родному краю,
Родине.
«Работа над словом»
-
Большое внимание следует уделять словарной (лексической) работе на протяжении всех лет обучения. Упражнения носят практический характер. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются.
-
По каждой теме уточняются и накапливаются конкретные представления и понятия, ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления, действия, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении в одном или нескольких значениях.
«Работа над предложением»
-
Даются типы (модели) предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение года.
При формировании и закреплении навыка построения того или иного предложения одновременно уточняются значения морфологических закономерностей входящих в него слов, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), прилагательным (род, число, падеж) и, т.
д. Типы предложений из класса в класс усложняются.
«Работа над связной речью»
-
На основе обогащения и уточнения словарного запаса и практического овладения предложением ведется работапо овладению учащимися смыслом высказывания, развитию навыков и умений в точном выражении мысли, умения устанавливать последовательность действий в рассказе, выявлять причинно-следственные отношения.
32.
Образовательно – воспитательное и
коррекционно – развивающее значение
чтения.
Общеизвестна роль
художественной литературы в
идейно-политическом, нравственном,
эстетическом и трудовом воспитании
школьников.
На XXIV и XXV съездах КПСС особо
подчеркивалась все возрастающая в
последнее десятилетие социальная
функция литературы.
Так, на XXIV съезде
отмечалось, что «с продвижением нашего
общества по пути коммунистического
строительства возрастает роль литературы
и искусства в формировании мировоззрения
советского человека, его нравственных
убеждений, духовной культуры».
И хотя в начальных
классах школы литература не изучается
как особый предмет, тем не менее при
определении значения уроков классного
чтения необходимо прежде всего учитывать
место литературы в жизни общества, ее
влияние на формирование человека как
личности.
Независимо от того, в каком
классе читается художественное
произведение, какое оно по объему,
остаются в силе положения, согласно
которым литература представляет собой
богатейший источник познания жизни и
инструмент огромного воздействия на
все стороны человеческой личности.
«Благодаря литературе мы как бы живем
множеством жизней, роднящих нас с прошлым
человечества и со всем миром окружающей
нас современности. Благодаря литературе
мы становимся как бы участниками всего
бесконечно сложного и разнообразного
исторического пути развития человеческого
общества.
И понятно, что, вбирая в себя
этот опыт, накопленный человечеством,
мы растем не только потому, что обогащаемся
прежде всего знаниями об этом пути
людей, которые жили до нас или живут
вокруг нас, вял растем и потому, что
воспринимаем те высокие цели и идеалы
исторического общественного развития,
видим во всей их жизненной непосредственности
героические картины борьбы за эти цели
и идеалы, подвиги, совершенные во имя
этих целей, силу и высоту человеческого
духа, проявленные в этой борьбе».
Значимость уроков
классного чтения и состоит прежде всего
в том, что на них в комплексе решаются
познавательные и воспитательные задачи,
расширяются знания детей об окружающей
действительности, прошлом и настоящем
нашей Родины, ее народа, формируются
элементы коммунистического мировоззрения,
положительные моральные качества,
учащиеся развиваются умственно и
эстетически, овладевают основами
самостоятельного приобретения знаний
из книг и т. д. В этом нас убеждает анализ
книг для чтения «Родная речь»1. В книгах
в определенной взаимосвязи выступает
содержательная сторона и методический
аппарат (задания и вопросы по анализу
текстов, система самостоятельных работ
и т. п.). Для осуществления
образовательно-воспитательных задач
в их единстве необходимо, чтобы вся
работа на уроках чтения была для учащихся
одновременно процессом познания и
воспитания. Поэтому важно не только что
читать, но и к а к работать над текстом.
Реализация образовательно-воспитательных
задач на уроках чтения в равной степени
предполагает овладение учащимися
определенным комплексом знаний умений
и формирование у них личностных качеств,
необходимых советскому человеку.
Идейно-тематический
принцип построения книг для чтения
позволил авторам в определенной системе
включить произведения, всесторонне
представляющие жизнь нашей страны, в
том числе ее природу в разные времена
года, величие полей, рек, лесов, богатство
недр, грандиозность строек, борьбу
советских людей за мир во всем мире,
труд и страстное желание сделать жизнь
на Земле еще более прекрасной и
справедливой.
Тематика произведений,
включенных в книги для чтения, такова,
что постоянно расширяются и от класса
к классу углубляются знания учащихся
о своей стране и советском народе.
Тема Родины, ее
славного прошлого и героического
настоящего является центральной в
книгах для чтения.
Понятие «родина»
формируется у учащихся постепенно в
процессе чтения произведений, которые
углубляют у школьников конкретные
представления о природе родного края,
о труде людей и их профессиях, об условиях
жизни советского человека, об отношении
людей к природе и труду, к своей стране,
о взаимоотношениях между членами
коллектива, между людьми разных
национальностей, населяющих нашу Родину
— Союз Советских Социалистических
Республик, о сотрудничестве нашей страны
с прогрессивными странами мира и т. д.
Таким образом, Родина раскрывается для
учащихся многоаспектно и на конкретном
материале, доступном детскому восприятию
и обобщению.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2378507/page:19/