Викторины по русскому языку для школьников с ответами, 7 класс

Викторина по русскому языку для 7 класса

Викторина

по русскому языку

«Язык мой – друг мой»

Подготовила и провела Бредихина Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей г. Уварово им. А.И. Данилова

«Язык мой — друг мой»

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-х классов

Цели:

Познавательный аспект: формировать коммуникативные способности учащихся, уверенность в необходимости знания русского языка в жизни.

Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, интеллектуально – эмоциональную чуткость к слову и речи

Воспитательный аспект: способствовать воспитанию любви и уважения к русскому языку

Правила игры: Играют 2 команды. Игра проходит по раундам. Всего 6 раундов. Одна из команд выбирает стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 15 секунд. По истечении 15-ти секунд по сигналу команды записывают свой вариант в бланк ответа и отдают ведущему. Таким образом команды набирают баллы.

Ведущий:

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб!

Родной язык!

Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы говорят о том, что язык может быть и великим даром, и источником страданий. Прочитайте, пожалуйста.

Язык царствами ворочает.

Язык до Киева доведет.

Без языка и колокол нем.

Язык – стяг дружины водит.

Язык мой — враг мой.

Бог дал два уха, да один язык.

Не ножа бойся, а языка.

Язык наперед ума рыщет, беды ищет.

А какие значения слова язык вы знаете?

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…

Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»

1 раунд. «Взвесь слово»

С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо взвешивать каждое слово на весах ума, сердца и разума».

Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово.

  1. Это слово произошло от немецкого выражения «Ich liebe Sie» (их либе зи) – лебезить

  2. Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана

  3. Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь

  4. Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника

  5. Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» — копилка

2раунд. «Старое – новое»

Л.В.

Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами».

О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

Задание: определить лексическое значение.

  1. Раньше — человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас — тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

  2. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

  3. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

  4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

  5. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

3раунд. Объясни фразеологизм

  • 1. Из кожи (вон) лезть (вылезать) Стараться изо всех сил, чрезмерно усердствовать

Где раки зимуют Проучить, показать кому-либо, чтобы впредь был неповадно. Выражение угрозы.

  • 2. По Сеньке шапка Получил то, что заслужил

Узнать всю подноготную Узнать правду.

  • 3. Тянуть канитель Заниматься проволчкой какого-либо дела, откладывая его выполнение на неопределённый срок.

Выносить (не выносить) сор из избы Распространять (не распространять) какие-либо компрометирующие слухи среди посторонних людей.

  • 4.Валаамова ослица 1. покорный, молчаливый человек. 2. Упрямая женщина. Из Библии. У Валаама была ослица. Когда он поехал, чтобы проклясть народ Израилев, перед ней явился ангел с мечом. Ослица стала сворачивать, а пророк её бил, так как не видел ангела. Тогда она заговорила человеческим голосом.

Бить баклуши бездельничать. Баклуши – это то, из чего делали деревянные ложки

  • 5. Терновый венец Терновый венец – мученичество, страдания. Из Евангелия.

Остаться с носом Остаться ни с чем, затратить впустую какие-то усилия.

Выражение возникло в глубокой древности, когда существовал такой обычай: при сватовстве жених должен был поднести невесте подарки. Они назывались «нос» (по глаголу «подносить»).

Если жених не понравился, т подношение не принимали: оно оставалось у жениха.

4раунд. «Иноязычные слова»

Сокровища родного слова, —

Заметят важные умы, —

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим фраз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

И не читаем книг своих.

Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами».

Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

1. Мыльня – баня

Представщик – актер

2. Любомудр – философ

Позорище – зрелище

3. Говядо – скот

Топталище – тротуар

4. Лечезнание – медицина

Силоделие – механика

5. Звонознание – акустика

Ветродуй – вентилятор

5раунд. «Диалекты»

Обратите внимание

В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?

Задание: определить лексическое значение диалектизма.

1. Ноговицы – носки

Юница – девочка — подросток

2. Однокорытник – однокашник

Издёвленок – шутник, острослов

3. Хлопанцы – шлёпанцы

Шмыгало – подвижный человек

4. Провинка – ошибка

Седмица – неделя

5. Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)

Подлокотник – помощник (ср. подручный)

6раунд. Устаревшие слова

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят?

Задание: дать толкование слова.

1.Око – глаз

Чело – лоб

Выя – шея

2.Чрево – живот

Перст – палец

Перси – грудь

3.Вежды – веки

Ланиты – щеки

Уста – губы

4.Рамо – плечо

Длань – ладонь

Шуйца – левая рука

5.Десница – правая рука

Пясть – ладонь с пальцами

Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста)

Заключение. Подведение итогов.

Источник: https://infourok.ru/viktorina-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-2514058.html

Викторины по русскому языку

Викторина по русскому языку

— В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет.
(Обороноспособность)

— Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?
(Донья)

— Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?
(«Я»)

— Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки?
(«Выйти замуж»)

— Какой знак препинания часто ставят ребром?
(Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)

— Какой знак препинания часто болеет?
(Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)

— Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие?
(Первую «о»: полотно – плотно)

— Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом?
(Букву «е» на «и»: пенал – пинал)

— Какое местоимение может работать приставкой?
(Местоимение ВЫ : выпечка, выбегать, выходить, выглядывать, вырез …)

— Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?
(Вопрос дательного и винительного падежей: КУДА?)

— Может ли ударение превратить существительное в глагол?
(Да, может: зАпах – запАх, пЕкло – пеклО, пОсох – посОх …)

— Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине?
(Чек – замочек, кусочек …)

— Из какой части слова можно кашу сварить?
(Из пРИСтавок, ведь в них есть крупа рис)

— Назовите «математические» части слова.
(СуффИКС, корень. Математики их всегда ищут)

— Самая математическая часть речи – это …
(Имя числительное)

— Как из двух приставок образовать глаголы повелительного наклонения?
(При-при, за-при, ото-при)

— В каких словах есть тридцать приставок и ни одного корня?
(ЗО-на, ЗО-в)

— Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек?
(Приставка ПО: дружки – подружки)

— Какая приставка, попав в ЛОСЯ, превращает его в рыбу?
(Приставка СО: лось – лосось)

— Какая приставка, упав в ТРАВУ, сделает её совершенно непригодной в пищу животным?
(Буква «О»: трава – отрава)

— Если приставки придут прогуляться в сосновый БОР, то во что они его превратят?
(В забор, в убор, в пробор, в прибор, в сбор, в набор, в отбор, в собор, в перебор)

— Какие приставки могут быть именами существительными?
(Перед, воз, низ, под, раз, бес)

Источник: http://veselajashkola.ru/klass/russkij-yazyk/viktoriny-po-russkomu-yazyku/

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса. Занимательная викторина «Знание – сила»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса. Занимательная викторина «Знание – сила»

Цели: углубить знания учащихся по русскому языку, развивать интеллект, умение слушать, общаться, работать в команде.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, фразеологические словари.

Ход игры:

Класс делится на 3 команды, команды придумывают себе названия, выбирают капитанов. Два человека (можно из старших классов) – помощники, они будут подсчитывать баллы.

Первый тур.

Вступительное слово учителя, объявление целей и правил игры.

Командам по очереди задаются вопросы, в случае правильного ответа команда получает один балл, в случае неправильного ответа на данный вопрос переходит к следующей команде. Ответ засчитывается только если ученик поднял руку.

Вопрос 1

Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книга)

Вопрос 2

Всем знаком фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант.

(Ответ: от альфы до омеги)

Вопрос 3

Хоть и мала я, но взгляни:

Весь мир я отражаю.

Но одну букву замени –

Я по болоту зашагаю.

(Ответ: капля – цапля)

Вопрос 4

Я цвет одинаковый часто имею:

И с г зеленею, и с к зеленею,

Но с к вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

(Ответ: лук – луг)

Вопрос 5

Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную)

Вопрос 6

Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)

Вопрос 7

Какое имя числительное приказывает? (три)

Вопрос 8

Решите звуковую пропорцию: в : ф = з : ? (с)

Вопрос 9

Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)

Вопрос 10

Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать.

В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Драться)

Читайте также:  Сказы бажова читать

Вопрос 11

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Вопрос 12

Определите способ образования слова подоконник. (Приставочно-суффиксальный)

Вопрос 13

Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)

Вопрос 14

В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова. (Этимологический)

Вопрос 15

Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)

Вопрос 16

Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)

Вопрос 17

Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм)

Второй тур.

Важно

Команды получают карточки, которые они должны заполнить за определенное время. За каждое слово – 1 балл.

«Раз» — состоит из слов.

«Два» — небольшой засов. «Три» — над рекой парит. «Раз» — рот раскрыв стоит. «Два» — на углу растет.

«Раз – не спеша читай.

Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, рассказ.

Третий тур.

На интерактивной доске – стишки, в которых не дописаны 6 фразеологизмы. Команды должны закончить фразы (по 2 пропуска) и объяснить значение фразеологизма. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

2.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь….

3. Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле…

4. Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес,…

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши…

Ответы:…не разольешь;…поперек;…волочили ноги;…медвежью услугу;…кто по дрова;…вянут.

Четвертый тур.

С помощью фразеологических словарей, которые раздадут помощники, найдите и выпишите как можно больше фразеологизмов со словами (капитаны тянут по 2 бумажки): голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука. Через определенное время капитаны выходят и зачитывают свои результаты. За каждый выписанный фразеологизм – 1 балл.

Пятый тур.

Задаются вопросы, отвечает та команда, которая первая поднимет руку. За правильный ответ – 1 балл, в случае неправильного ответа отвечает другая команда.

  1. Как с помощью наречий перечислить пять дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

  1. Почему для названия совокупности букв в нашем языке существует два слова: азбука и алфавит? Откуда произошли эти слова? ( Из названий первых букв: в русском языке «аз» и «буки», в греческом – «альфа» и «вита».)

  1. С «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне,

С «п», от вас не утаю,

Тоже в школе я стою. ( Карта, парта)

  1. Какое местоимение нужно прибавить к другому местоимению, чтобы получились овощи ? (Тыквы)

  1. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

(С помощью суффикса ищ – ножищи)

  1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогом? (Именительный)

  1. Составьте из всех букв, входящих в слова, названия блюд: крот + каша; бобр + редут; суд + тень. ( Картошка, бутерброд, студень)

Шестой тур.

Все команды получают за хорошее выполнение задания по 5 баллов.

Капитаны тянут карточки, командам дается время на обдумывание, необходимо разыграть сказку, остальные команды угадывают: Репка — на языке компьютерщиков (Тянут-потянут флешку…), Курочка Ряба – на бизнес-языке (Открыли дед и баба птицеферму…), Колобок – как судебный протокол (Попытка гражданина Зайцева совершить покушение на гражданина Колобкова…).

Седьмой тур.

Желающие из каждой команды могут прочитать наизусть стихотворение. (Не более трех человек от команды). За каждое стихотворение команда получит дополнительный балл.

Восьмой тур.

Совет

Все члены команды могут выйти и все вместе спеть одну песню. За исполнение песни команда также получает дополнительные 1-2 балла.

Подведение итогов. Подсчет и объявление баллов, награждение команд грамотами или медалями, сладкими призами. После викторины можно провести чаепитие.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-zanimatelnaya-viktorina-znanie-sila-75367.html

Викторина по русскому языку 7 класс

Викторина по русскому языку (7 класс).

Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, ещё, роскошь.

Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничегоне мешало. (ничто; в.п.)

2.Обоими руками, обеихконцов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами.

Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)

Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

  1. Те перья поднимите, те тоже.

  2. Те перья под ним, и те тоже.

  3. Те перья поднимите тоже.

  4. Теперь я, подними те тоже.

  5. Теперь я, поднимите тоже.

  6. Теперь я, под ними те тоже.

  7. Те перья под ними, те тоже.

Расставьте ударения в словах

Досуг, прибывший, движимый, балуясь, добрались, начатый, мельком, начала, мельком, каталог, поднявший, по двое, премировать, диспансер

Сколько фразеологизмов в тексте?

— Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да.

Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам.

Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение— он сразу перестанет распускать руки!

— Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой.

Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.

Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

Кто быстрее, кто больше?

Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

Назовите слово по его лексическому значению.

1.Место стоянки судов (пристань)

2.Глава государства (президент)

3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4.Человек, совершивший подвиг (герой)

5.Руководитель предприятия (директор)

6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9.Больной, лечащийся у врача (пациент)

10.Титул древнеегипетских царей (фараон)

11.Группа морских островов (архипелаг)

12.Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17.Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21.Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22.Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24.Место на реке, где её можно перейти (брод)

25.Общая часть родственных слов (корень)

26.Отверстие вулкана (кратер)

27.Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28.Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32.Научный опыт (эксперимент)

33.Научное справочное пособие (энциклопедия)

34.Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35.Герой русских былин (богатырь)

36.Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39.Землеройная машина (экскаватор)

40.Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42.Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

«Разгадай кроссворд»

1т

Е
К
2л е к С и к 3а
И т Н
Ц Т
4р о 5д 6о м О н и м ы
И Н
7с А И
У Л М
Ф Е ы
8ф о н е т и К а
И Т
К 9о с Н о в а
с ы
Е

По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали: 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

Игра «Переводчик»

1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

Объясните значение слов

Бал —балл, искусный – искусственный.

Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао ( с.р.), пюре(с.р.), желе(с.р.), трюмо(с.р.), купе (с.р.), ателье(с.р.), пальто(с.р.), рояль(м.р.), тюль( м.р.), панно( с.р.), мозоль( ж.р.)

Вспомните высказывания о русском языке

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат (А.П.Сумароков)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский)

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен (А.И. Куприн)

Подведение итогов урока — викторины

Источник: https://globuss24.ru/doc/viktorina-po-russkomu-yaziku-7-klass

Викторина по русскому языку для 7-8 классов Учитель русского языка Сацко Елена Ивановна МБОУ СОШ №19 — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Викторина по русскому языку для 7-8 классов Учитель русского языка Сацко Елена Ивановна МБОУ СОШ №19Слайд 2
Описание слайда:

ТУР №1
Задание 1 Определите лексическое значение диалектизма. Что это такое? 1. ноговицы 2. издёвленок 3. хлопанцы 4. шмыгало 5. провинка 6. седмица 7. рех 8. подлокотникСлайд 3
Описание слайда:

Ответы на задание №1: 1. ноговицы — носки 2. издёвленок — шутник 3. хлопанцы — шлепанцы 4. шмыгало- подвижный человек 5. провинка -ошибка 6. седмица — неделя 7. рех – дыра, отверстие, прореха 8. подлокотник — помощникСлайд 4
Описание слайда:

Обратите внимание

Задание 2.
Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке. 1. око 2.чело 3. выя 4. чрево 5. перст 6. вежды 7. ланиты 8. уста 9. длань

Слайд 5
Описание слайда:

Ответы на задание №2: 1. око — глаз 2.чело — лоб 3. выя — шея 4. чрево — живот 5. перст — палец 6. вежды — веки 7. ланиты — щеки 8. уста — губы 9. длань — ладоньСлайд 6
Описание слайда:

Задание №3.
По лексическому значению определите, о каком слове идет речьСлайд 7
Описание слайда:

Ответы на задание №3: 1. дворник 2. гость 3. нахлебник 4. подписчик 5. подлый 6. роба 7. опешитьСлайд 8
Описание слайда:

Задание №4.
Называется слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. 1. мыльня 2. представщик 3. говядо 4. топталище 5. лечезнание 6. силоделие 7. ветродуйСлайд 9
Описание слайда:

Ответы на задание №4: 1. мыльня — баня 2. представщик — актер 3. говядо — скот 4. топталище — тротуар 5. лечезнание — медицина 6. силоделие — механика 7. ветродуй — вентилятор

Слайд 10
Описание слайда:

ТУР №2
Задание №1 Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш: Варе..ка Коври..ка Деревя..ка Костя..каСлайд 11
Описание слайда:

Ответы на задание №1: Варежка Коврижка Деревяшка КостяшкаСлайд 12
Описание слайда:

Задание №2. В каком слове (словах) русского языка подряд следует три буквы Е?Слайд 13
Описание слайда:

Ответы на задание №2: Например: длинношеее, короткошеее, тонкошеееСлайд 14
Описание слайда:

Задание №3. Какой русский писатель иногда подписывал свое произведение Нави Волырк?Слайд 15
Описание слайда:

Ответ на задание №3: Нави Волырк – Иван КрыловСлайд 16
Описание слайда:

Задание №4.
В каком из слов нет окончания? 1. степной 2. стеной 3. герой 4. долой 5. второйСлайд 17
Описание слайда:

Важно

Ответы на задание №4: 1. степной (-ой) 2. стеной – (-ой) 3. герой – (нулевое) 4. долой – (нет окончание, это наречие) 5. второй – (-ой)

Слайд 18
Описание слайда:

Задание №5.
Какие из слов произошли от одного корня? Пешка Опешить Спешиться Пешеход ПехотаСлайд 19
Описание слайда:

Ответ на задание №5: Все слова произошли от одного корня? Пешка Опешить Спешиться Пешеход Пехота (х//ш)Слайд 20
Описание слайда:

Задание №6. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок :Слайд 21
Описание слайда:

Ответы на задание №6: 1. Служил в церкви — Д. Пономарев 2. Выделывал кожу — С. Сыромятников 3. Шил тулупы — В. Скорняков 4. Лепил горшки — Е. Гончаров 5. Рубил избы — А. ПлотниковСлайд 22
Описание слайда:

Задание №7.
Как правильно обратиться к человеку в Испании? 1) пан 2) сеньор 3) месье 4) мистер 5) дон

Слайд 23
Описание слайда:

Ответ на задание №7: ДОНСлайд 24
Описание слайда:

Задание №8.
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: Кочерга — Простыня — Дно —Слайд 25
Описание слайда:

Ответы на задание №8. Кочерга — кочерёг Простыня – простынь (простыней) Дно — доньевСлайд 26
Описание слайда:

Задание №9.
Как будут называть жителей: 1. Архангельска 2. Копейска 3. Нижнего Новгорода 4. Перми 5. Тулы 6. Ростова-на-Дону 7. Вологды 8.КурскаСлайд 27
Описание слайда:

Совет

Ответы на задание №9: 1. Архангельска – архангелогородцы 2. Копейска — копейчане 3. Нижнего Новгорода — нижегородцы 4. Перми — пермяки 5. Тулы — туляки 6. Ростова-на-Дону — ростовчане 7. Вологды — вологодцы 8. Курска — куряне

Слайд 28
Описание слайда:

Подведение итогов.

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/viktorina_po_russkomu_yazyku_dlya_78_klassov_uchitel_russkogo_yazyka_sacko_elena_ivanovna_mbou_sosh_19

Игры и викторины по русскому языку «Звездный час с Буквоежкой» — 7 класс

«Звездный час» с Буквоежкой

       Участники: 2 команды учащихся 7 класса.

Подготовка:аудиозаписи для создания музыкального фона, призы и награды, ручки, чистая бумага, раздаточный материал: комплекты карточек, раздаточные таблицы и рисунки.

       Задачи: привитие интереса к русскому языку путем использования нестандартных заданий, игровых моментов; расширение словарного запаса уч-ся, развитие логики; воспитание чувства коллективизма.

         Слова ведущего: Ребята, сейчас к нам придет Буквоежка, который придумал много занимательных заданий. Они уже у меня, а наш гость будет оценивать ваши ответы.

(Входит Буквоежка, костюм его украшен цветными буквами, ребусами.)

Буквоежка: Спешите, ребята,

                      Открыта палата,

                     Палата ума для ребят.

                     Бросайтесь, как тигры,

                     На новые игры,

                     На войско задач и шарад.

                     Смелей, хитроумцы

                    С упрямыми лбами,

                     Без всякого спроса

                     Хватайте на память

                     Все то, что понравится в ней!

( Буквоежка усаживается на свое место и внимательно следит за играющими. За каждый конкурс он вручает жетоны или определенное количество конфет – по числу баллов.)

1 конкурс

«Буквазаб» («Буква за буквой»)

«Чудесные превращения»   (3 б.)

Когда ж прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.                         (Уха – муха)

  1. 2.С «К» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С «П» — от вас я не таю –

В каждом классе я стою.           (Карта – парта)

     3. С «Ч» над морем я летаю,

         С «Г» в машинах я бываю.       (Чайка – гайка)

     4. С «Р» в тетради я пишу,

         С «Т» на небо поспешу.             (Ручка – тучка)

     5. С «Б» мучительной бываю,

         С «М» одежду пожираю,
         С «Р» актеру я нужна,

         С «С» для повара важна.             (Боль – моль — роль – соль)

     6. Когда-то был кавалеристом,

         Но кто-то «Л» на «Р» сменил,

         И вдруг в планеты угодил.                               (Улан – Уран)

     7. С буквой Ч для вас я друг, приятель.

         А стоит Ч сменить на Г,

         как перед вами встанет неприятель.   (Врач — враг)

     8. Хоть мала я, но взгляни:

         Весь мир в себе я отражаю.

         Но К на Ц перемени –

         Я по болоту зашагаю.       (Капля — цапля)

     9. С буквой Н я по ночам в небесах гуляю.

         С буквой П частенько вам

         Видеть помогаю.     (Луна — лупа)

     10.Несет меня с трудом старик,

         Но если Ю прибавить, вмиг

         К нему придет на помощь тот,

         Кто без труда меня несет.         (Ноша — юноша)

     11. С твердым Л- огородное растение

           И приправа к пище.

           С мягким — отверстие,

           Прикрываемое крышкой.       (Лук — люк)

       12.С Ы мы лечим вас что есть мочи,

           С У ноги вам промочим.       (Лыжи – лужи)

2конкурс

«РАЗ! ДВА! ТРИ!»   (10 б.)

«РАЗ» — состоит из слов.

«ДВА» — небольшой засов,

«ТРИ» — над рекой парит.

«РАЗ» — рот раскрыв, стоит,

«ДВА» — НА УГЛУ РАСТЕТ,

«ТРИ» — ты берешь в поход.

«РАЗ» — не спеша читай,

«ДВА» — поднимает лай,

«ТРИ» — у костра сидит,

«РАЗ» — на доске висит.

Ответы:

Фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

3 конкурс.

«Поменяй местами».

Слова ведущего:Если вдруг все слоги

                               Местами поменять,

                               То ничего мы с вами

                               Не станем понимать.

Попробуй в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение. ( Первой команде – 3б., 2 – 1 б.)

                       Вот мы див – ви     му-ма,

                         А у   мы -ма     ло -мы.

                         Ма – ма   ет -мо   му -ра,

                        Бы – что   то –чис     ло –бы.

Ответ:

     Вот мы видим маму,

     А у мамы – мыло.

     Мама моет раму,

       Чтобы чисто было.

4 конкурс.

«Долой кляксы!»

Слова ведущего: Буквоежка дал нам фотографии, на которых видно, как дерзко ведут себя кляксы. «Помогите нам выбраться», — говорят слова. А какие – угадайте сами. В каждом слове клякса закрыла целый слог. (6б.)

( На месте точек надо нарисовать кляксы.)

Па….ма                           Па….ма

Пру….на                           Пру….на

О….на                               О….на

Че….ха                            Че.…ха

Со….ка                             Со.…ка

Ко….на                            Ко.…на

Ответ:

Панама, пружина, осина, чепуха, сорока, корона.

5 конкурс.

«Меню».

Названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова. (4Б.)

  1. 1)Крот + каша
  2. 2)Бобр + редут
  3. 3)Суд + тень
  4. 4)Тоска + пар + шов

Ответ.

1. Картошка            2. Бутерброд       3. Студень       4. Простокваша

                                                         6 конкурс. ПАРАЛЛЕЛЬНО

Конкурс капитанов.

Из букв, составляющих названное слово, придумать как можно больше других слов – имен существительных в единственном числе. ( За каждое слово – 1 балл)

МЕТРОПОЛИТЕН

     Ответ.

Пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, трон, троп…

7 конкурс.

«Головы и хвосты». (5 Б.)

Из каждой пары слов остались только голова первого и хвост второго. Нужно угадать, что должно стоять посередине!

  1. 1.ГО…НИК
  2. 2.КЛУ…АЛ
  3. 3.ПАРО….ГЛАС

1. род (город, родник),   2. бок (клубок, бокал), 3.воз (паровоз, возглас), 4. рак (дурак, ракита), 5. том   (атом, томат).

                               Объявляются победители.

Буквоежка: Спешите, ребята,

                     Открыта палата,

                     Палата ума для ребят.

                     Бросайтесь, как тигры,

                    На новые игры,

                     На войско задач и шарад.

                     Смелей, хитроумцы

                     С упрямыми лбами,

                     Без всякого спроса

                     Хватайте на память

                    Все то, что понравится в ней!

БУКВОЕЖКА уходит, простившись с ребятами.

Источник: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/konspekty-i-stsenarii/2975-igry-i-viktoriny-po-russkomu-yazyku-zvezdnyj-chas-s-bukvoezhkoj-7-klass

Викторина по русскому языку для учащихся 7-8 класса

«Своя игра».

Интеллектуальная викторина по русскому языку для учащихся 7-8 класса.

Цели игры: повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка; развивать логическое мышление и устную речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету; формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Правила игры:

  1. Создаются 2 команды.
  2. Игровое поле — слайд, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.
  3. Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой.
  4. На обсуждение вопроса дается 30 секунд.

  5. Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос.
  6. На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка.
  7. При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются.

  8. Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. Этой команде предоставляется право сыграть в финале.

Интеллектуальная викторина сопровождается демонстрацией презентации «Своя игра».

Категории:

Лексика + фразеология 10 20 30 40 50
Фонетика 10 20 30 40 50
Морфемика + словообразование 10 20 30 40 50
Морфология 10 20 30 40 50
Орфография 10 20 30 40 50
Синтаксис + пунктуация 10 20 30 40 50

Вопросы для категории «Лексика + фразеология»:

10 баллов. Что изучают лексика и фразеология?

Лексика (греч. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») — это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») — раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

20 баллов. «Чудесный квадрат»

По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя. А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!

30 баллов. Назовите антонимы в пословицах:

Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает. (Ученье — неученье, свет — тьма, сытый — голодный, мир — война, строит — разрушает, старый — новый, друг – недруг, спорит – поддакивает.)

40 баллов. Вспомните фразеологизмы со словом голова.

(Человек с головой, горячая голова, быть на голову выше, в певую голову, выдать с головой, голова кругом идёт, повесить голову, из головы вон, как снег на голову, ломать голову, поднять голову, сложить голову, с ног до головы, потерять голову, разбить наголову, с больной головы на здоровую.)

50 баллов.

Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Жара – … , … (зной, холод). Работа – … , … (дело, безделье). Грусть – … , … (печаль, радость). Аккуратный – … , … (опрятный, неряшливый). Бранить – … , … (ругать, хвалить).

Вопросы для категории «Фонетика»:

10 баллов. Что изучает фонетика? Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук») – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

20 баллов. Загадки – шутки.

1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.) 2. Что стоит посередине земли? (Буква М.) 3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)

30 баллов. Решите народную скороговорку-загадку.

Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок? (Три палки и четыре галки.)

40 баллов. Как называется наука, изучающая нормы произношения? (Орфоэпия.)

50 баллов.

Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? (Башня – пашня, борт — порт, бочка — почка, быль — пыль, жар — шар, жалость – шалость.)

Вопросы для категории «Морфемика + словообразование»:

10 баллов. Что изучают морфемика и словообразование? Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

20 баллов. Назовите значимые части слова.

Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова. Значимые части слова: приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

30 баллов. Игра «Третий лишний».

Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

  1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
  2. Водитель, вода, водить.
  3. Запах, пахать, пахарь.
  4. Море, измор, морской (берег).

(Рисовая, вода, запах, измор.)

40 баллов. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

(Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение двух основ или слов, переход слов из одной части речи в другую.)

50 баллов. Составьте слово!

  1. Приставка такая же, как в слове полёт.
  2. Корень такой же, как в слове дарить.
  3. Суффикс такой же, как в слове дружок.
  4. Окончание такое же, как в слове лес.

Вопросы для категории «Морфология»:

10 баллов. Что изучает морфология?

Морфология (от греч. morphe — «форма», logos — «учение») — это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

20 баллов. Перечислите известные Вам части речи. (Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие. Служебные части речи: предлог, союз, частица.)

30 баллов. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. (С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.)

40 баллов. Ответьте на шуточные вопросы:

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ОНО, ТОТ) 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – МЫ) 3) Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)

50 баллов. К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?

(Быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.)

Вопросы для категории «Орфография»:

10 баллов. Вопрос – аукцион. Что изучает орфография? Орфография (греч.

, от orthós — «правильный» и gráphõ – «пишу») — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

20 баллов.

Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны.

1) а, а, а, а.

2) а, о, о, а.

3) а, а, о, о.

4) а, а, а, а. (Ответ: а, а, а, а.)

30 баллов. Назовите слова исключения, назовите орфограмму.

1. Ц . рк, ц . фра, панц . рь. 2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . ц.

(Орфограмма «Гласные и и ы после ц». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть.)

40 баллов. «Какие слова спрятались?» Переставьте слоги так, чтобы получилось новое слово. Мабуга, уникчеб, варьсло, народи, насос, равако, мидорпо, гакни.

(Бумага, учебник, словарь, родина, сосна, корова, помидор, книга).

50 баллов. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.

Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).

(Правописание приставок раз — (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.)

Звучит песня Радионяни.

Вопросы для категории «Синтаксис + пунктуация»:

10 баллов. Что изучают синтаксис и пунктуация?

Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») — система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.

20 баллов. Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.

  1. [ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», — а. 4. [О, …]!

(1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», — а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!)

30 баллов. «КОТ В МЕШКЕ». Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!»)

40 баллов. Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах:

  1. [ О и О ]. 2) [ — = ] и [ — =]. 3) [ О а О]. 4) [ О, О].

(Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). Ошибки в схемах: 2 – нужно поставить запятую перед союзом И в сложном предложении, 3 – следует поставить запятую перед союзом А.)

50 баллов. Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу.

Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?

П Ь Е Н В
Р И О М Н
У Е Т Т Е
Я О Ч И А

(Повторение – мать учения. Отсутствует тире. Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым».)

Вопросы для финала (стоимость всех вопросов – 10 баллов).

Задача – шутка.

В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единицу? (Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать).

Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? (Ответ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.)

Волшебная буква. Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: — Дай-ка и я попробую.

Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: — Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.

Назовите эту волшебную букву!

(Ответ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).

Вопрос и ответ.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.) 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (Тень.) 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (Яма.)

Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно

(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Источник: http://kzbydocs.com/docs/613/index-27801-2.html

Ссылка на основную публикацию