Занятие по развитию речи в детском саду. старшая группа

Развитие речи в старшей группе по ФГОС: задачи, программы, методические пособия, примеры занятий и контроль результатов + фото и видео

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека.

И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.

Работа в этом направлении ведётся в рамках требований, разработанных ФГОС.

Требования ФГОС относительно развития речи в старшей группе

Для развития речи предпочтение отдаётся групповым формам работы

Чёткое и последовательное изложение мыслей играет огромную роль в формировании у ребёнка позитивного отношения к миру, окружающим людям. Более того, это показатель нормального психо-эмоционального развития. К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, малыш должен уметь

  • адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).

Для достижения поставленных целей, ФГОС определены задачи, реализацией которых занимается весь педагогический коллектив дошкольного учреждения (воспитатель — отрывочно на каждом занятии и непосредственно во время работы над речевым развитием, логопед — в специально отведённые часы, дефектолог — если у детей выявлены нарушения речевой деятельности). Выделяются следующие задачи развития речи:

  • расширение активного и пассивного запаса слов (то есть увеличение количества речевых единиц, используемых часто, и обогащение пассивного словаря, то есть категории слов, значение которых известно, но они не употребляются в неформальном общении слишком часто);
  • использование языка как средства культуры (знакомство с устным народным творчеством, чтение книг и т.д);
  • продолжение работы над развитием фонематического слуха, то есть тренировка навыка правильно ставить ударения в словах, улавливать эмоции собеседника по интонации;
  • привлечение детей к речевому творчеству (декламации стихотворений, заучивание ролей на утренниках, повторение за воспитателем стишков-потешек и т.д);
  • отработка навыков чтения (по слогам, возможно, с помощью кубиков);
  • наращивание понятийного аппарата (дети должны ориентироваться в таких понятиях, как слово, звук, слог, словосочетание и предложение).

Воплощение этих задач осуществляется с учётом трёх очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи (как и прежде) является речь окружающих взрослых, во-вторых, работа идёт параллельно с прививанием малышу любви к литературе и потребности в чтении и, в-третьих, основа занятий — родной язык, который является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром.

Формы работы

Участие в совместных постановках помогает развивать и творческие способности, и речь

Воспитатель, а также другие педагогические работники дошкольного учреждения формулируют задачи перед любым занятием по развитию речи, достигая их в рамках использования наиболее подходящей формы работы.

Ситуация общения

Для автоматизации использования освоенных речевых конструкций (например, разных форм приветствия — «привет, салют, добрый день, здравствуйте») взрослым придумывается такая форма общения, которая бы максимально полно отрабатывала поставленную задачу. Такие ситуации общения могут быть

  • лексическими (например, упражнение «Что не так?», цель которого научиться соотносить приветствие — добрый день/вечер/утро — с ситуацией общения, когда дети приходя в садик, домой, приветствуют гостей);
  • вербально-оценочными (например, упражнение «Улыбка», цель — показать важность при приветствии невербального компонента общения, то есть не просто сказать: «Привет» друг другу, а ещё и улыбнуться, чтобы человек понял, что приветствие адресовано именно ему);
  • прогностическими, или планируемыми (например, задание «Придумываем загадки» после просмотра набора картинок с животными — например, изображение лисы, которая по сюжету занятия, ни с кем не здоровалась, можно прокомментировать так: «Коварна, хитра, носит рыжую или чёрно-бурую шубку» — пометка для воспитателя: дети оценивают суть явлений, прежде всего, по яркости внешних признаков, поэтому не стоит давай картинки с норкой, лаской и пр., то есть тех зверей, которые мало различаются внешне);
  • описательными (например, упражнение «Из какой сказки эти вещи?», когда ребёнок описывает предметы, а остальные должны угадать, из какой они сказки);
  • пересказ (изложение сюжета услышанного от имени автора или одного из героев повествования);
  • составление рассказа из опыта (например, как прошли каникулы или как я и мама ходили в гости к бабушке).

Проектная деятельность

Кроме того, что в этой форме работы наиболее полно реализуются задачи речевого развития детей старшей группы, проектная деятельность позволяет наиболее целостно интегрировать все образовательные области, то есть обучение, развитие и воспитание.

Работа над проектами может быть индивидуальной (когда малыш, например, рисует иллюстрацию к сказке и описывает её) или групповой (то есть проект выполняется совместно с родителями или воспитателем). Например, составление альбома «Мы дружим с природой», где малыш и его родители должны найти интересный материал и презентовать его в устной форме.

Обычно индивидуальные проекты предваряются несколькими групповыми, что помогает сплотить детский коллектив. Хотя, конечно, нельзя не сказать и о недостатках: при работе в группе дети со спокойным темпераментом или средними способностями, как правило, не всегда столь же успешны, как активные ребята.

Обратите внимание

А в случае если проект выполняется вместе с родителями, взрослых сложно оградить от соблазна сделать всё за карапуза. В целом воспитатель выбирает форму в зависимости от целей, которые ставит перед этой работой.

Так, проект, приуроченный ко Дню победы «Мы знаем о войне», цель которого расширить кругозор детей, а также развивать монологическую речь, помогает детям понимать тексты патриотического характера. В этой работе целесообразно подключать родителей, которые смогут рассказать своему ребёнку о родственниках, сражавшихся на полях боёв ВОВ.

Если говорить о краткосрочных проектах, то это может быть рассказ о содержании картины по наблюдению: когда малыш получает картинку в начале занятия (это может быть герой сказки, на основании которой строится работа на уроке), а в конце он должен показать её группе и описать максимально детально, используя информацию из услышанного.

Игры

Ведущий вид деятельности у детей дошкольного (и младшего школьного) возраста — игра. Являясь мотивом для взаимодействия ребят друг с другом, она побуждает к коммуникации, то есть общению. Для развития речи используются

  • театрализации (цель — развитие диалогического вида речи, формирование представлений об интонации);
  • ролевые игры (цель — освоение принятой социальной роли и выработка специальной линии поведения в зависимости от ситуации общения, например, в игре «Больница» врач говорит серьёзно, мало и по делу, а вот пациент может быть более эмоциональным, нестабильным в своём поведении);
  • пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, пространственное мышление и быстроту реакции.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/razvitie-rechi-v-starshey-gruppe-po-fgos.html

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных», конспект занятия по развитию речи в старшей группе по фгос

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по ФГОС.


Цель:
обобщение пройденного материала по гласным звукам А, О. У, И, Ы.

Приоритетная область:речевое развитие.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, речь
  • Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове;
  • Продолжать учить определять количество слогов в слове;
  • Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков А, О, У, И;Ы
  • Учить звуковому анализу слов.

Оборудование:пеналы для звукового анализа слов, смайлики, схемы, сказочные герои: колобок, лиса, медведь, волк, заяц, бабушка, дедушка, дидактические картинки для нахождения гласного, дидактические картинки для деления слов на слоги.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел сказочный герой. Узнали его? Он долго путешествовал и вот решил вернуться домой, но на пути домой его ждут неожиданные сюрпризы и колобок хочет, чтобы вы отправились с ним и помогли ему добраться до дома. Поможем? Но прежде, чем отправиться в путь- дорогу он хочет, чтобы вы с ним поиграли.

Фонетическое упражнение « Узнай звук по мимике»

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука без голоса А.

Сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, столько раз произнеси звук А.

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука без голоса У.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши». Воспитатель предлагает ребенку внимательно послушать произносимые гласные звуки и хлопнуть в ладоши только когда услышишь звук У, топать ногами когда услышат другой звук.

А, У, И, Ы, У, У, У

Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука без голоса И.

Сколько раз взрослый хлопнет в ладоши, столько раз произнеси звук И.

Воспитатель: — Покатился колобок по лесной тропинке и встретил на своем пути лису. Лиса отпустит колобка, если он выполнит задание. Поможем колобку?

Задание: Прослушай ряд слов и назови лишнее.

  • Аня, август, осень, апельсин;
  • Оля, овощи, уши, окна;
  • Ира, ива, Инна, утка;
  • Усики, утка, осень, ушки;
  • Бойцы, кузнецы, певцы, малина.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Покатился колобок дальше, а ему на встречу медведь. Медведь приготовил задания, если колобок справится, то медведь его отпустит.

Задание: Определи количество слогов в слове. Прохлопай в ладоши

  • Дом Гуси машина
  • Лук луна корова
  • Сыр часы

Физкультминутка (музыкальная звукоподражание «У дедушки Макдональда»).

Воспитатель: Давайте сравним, какое слово длиннее. «Прошагать слово» (дети шагают, определяют количество шагов, выясняют какое слово длиннее). Вы помогли справиться с заданием, и колобок покатился дальше.Катился, катился и встретился ему на пути волк. Волк тоже приготовил для колобка задание.

Задание: «Определи место звука в слове».

Воспитатель: Я произнесу слова, а вы определите место звука (начало, середина, конец слова)

А О У И

  • Август Оля уши Ира
  • Рука Кот пишу рис
  • Мак пальто сапоги

Воспитатель: Молодцы, помогли колобку, справились с заданием. Волк отпустил колобка, и он покатился дальше. Катился, катился и встретил зайца. Заяц приготовил для колобка задания.

Задание: «Найди гласный звук в слове». Назови, какой гласный звук спрятался в твоем слове (детям на столы разложены предметные картинки).

О А У И

Слон шкаф стул гриб

Зонт мак жук

Дом кран лук

Крот рак

Кот шкаф

Стол

Нос

Хвост

Мост

дом

Воспитатель: Ребята, молодцы! Помогли колобку справиться с заданием.

И вот колобок уже рядом с домом, но чтобы попасть в дом ему надо выполнить последнее задание, поможем?

Упражнение: Выполнить звуковой анализ слова ДОМ

  • Сколько всего звуков в слове?
  • Назови первый звук в слове.
  • Назови последний звук в слове.
  • Почему первый и третий звуки обозначили синим?
  • Сколько гласных звуков в слове? Назови их.
  • Сколько в слове слогов?
Читайте также:  Ушинский «волк и собака» читать

Воспитатель: Колобок вам говорит вам большое спасибо, вы помогли справиться со всеми заданиями и добраться до дома к бабушке и дедушке.

-Ребята, колобку очень понравилось и он расстается с вами с очень хорошим настроением.

Какое у вас настроение после нашего путешествия, поднимите смайлик. Спасибо.

Скачать Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Приключения Колобка в стране гласных»

Источник: http://portal2010.com/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-priklyuc/

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Материал предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

Автор: Епифанова С.Д.

, воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи

Тема: «Путешествие на ковре-самолёте в страну сказок»

Цель занятия: развитие творческих способностей детей на этапе подготовки к школе.

Задачи:

Образовательная:

— научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи;

— закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи) через театрализованные игры;

— обогащение и активизация словаря.

Развивающая:

— развитие просодических компонентов речи (интонации и выразительности);

— развивать воображение, речь детей.

— развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц.

Воспитательная:

— воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз.

Продолжительность — 30 минут.

Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.

Материал к занятию:

Иллюстрации к сказкам, выполненные воспитателем.

Кукла Баба Яга (б.Яга)

Силуэтные изображения персонажей русской народной сказки «Лиса и журавль» (Теневой театр)

Д/игра «Что в этой сказке не так»

Шапочка «Сорока»

Куклы «Би-Ба-Бо»

Пальчиковый театр

Карточка- шифр

Предварительная работа: чтение русских народных сказок (по теме занятия), разучивание стихов для главных персонажей: сорока, лиса, волк, заяц, ёж.

Воспитатель исполняет роль Бабы-Яги.

Ход занятия:

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие, оно волшебное, сказочное.

II. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Ответы детей: Да, очень.

Воспитатель: А почему вы их любите?

Ответы детей: Сказки очень добрые. Они хорошо заканчиваются. В сказках добро побеждает зло и т.д.

Воспитатель: А хотите побывать в какой-нибудь сказке?

Ответы детей: Хотим!

Воспитатель: Давайте сядем на ковер-самолет и отправимся с вами в страну сказок. Закройте глаза и представьте, что мы с вами взлетели на нем и полетели в страну сказок

Звучит музыка.

Дети подражают гулу самолета (тихо-громко) У-У-У

III. Путешествие в сказочную страну.

Воспитатель: Ребята, что вы видите?

Дети: Мы пролетаем над морями, над лесами, над высокими горами…..

Воспитатель: Ребята, вы видите лесную полянку. Давайте спустимся.

Дети «приземляются» и подходят к воспитателю.

Ребенок — сорока (одета шапочка)

Сорока: Вам письмо от бабки злой. А зовут её ….. (пауза) Дети: Ягой!

Воспитатель: Что же пишет нам Яга? Прочитаю вам друзья.

Письмо

Я живу в лесной избушке,

А вокруг кричат кукушки.

Волки песни мне поют

И все злой меня зовут.

Скучно мне в лесу одной,

Оттого характер злой.

Я жар-птицу в клеть поймала

И ее околдовала.

Приходите дети в гости

Песни петь, стихи читать,

И тогда я доброй стану.

А жар-птицу отпущу

И ее вам подарю.

Стану ласковой старушкой,

Будем чай пить, есть ватрушку.

Воспитатель:

Ребята, отправимся в гости к баба-яге?

А не то уж быть беде,

Надо жар-птицу выручать,

Ну и в сказке побывать.

Воспитатель: Давайте пойдем тихо. Может, что-нибудь увидим, услышим?

Воспитатель:

Мы попали в край чудес,

Перед нами сказок лес

«Лесные разговоры»

1. «Лиса и волк» С.Я,Маршак (маски)

2. Ты куда спешишь, косой?

Я спешу к себе домой

А скажи-ка где твой дом?

Под раскидистым кустом

Видишь, вроде этого

Заяц прыг и нет его (Театр /би-ба-бо/)

3. — Что же ты ёж такой колючий?

— Это я на всякий случай

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи (Пальчиковый театр)

Воспитатель:

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И наверно видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит, капает — вот беда.

В темноте пошарил лапой

И вскочил — кругом вода.

Поспешил медведь наружу,

Заливает, не до сна.

Вылез он и видит лужи,

Тает снег, пришла весна

IV. Физминутка.

Воспитатель:

Ребята, давайте заведем весенний хоровод

Хоровод

V.Встреча с Бабой — Ягой

Воспитатель:

Вы так хорошо танцевали. У меня на руке осталась весенняя капелька, она так блестит на солнышке. Её лучик указывает нам путь к Баба-Яге.

Подходим к избушке. Рассматриваем. Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: (кукла в руках воспитателя)

Меня зовут все бабкой Ёжкой,

Живу одна в лесной сторожке.

Всегда гостям я очень рада,

Детишки, вы моя отрада.

Вы все мне честно говорите,

Не торопитесь, не спешите,

И если будете стараться,

То с вами рада я встречаться.

-Здравствуйте дети, вы меня узнали?

Дети:

Да узнали? Вы Баба-Яга.

Баба-Яга:

-Из какой я сказки к вам пришла?

Дети называют: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Терешечка»

Баба-Яга:

Вы любите сказки?

Дети: Да!

Баба-Яга:Я тоже их люблю!

Встану рано поутру, дров натаскаю, печку истоплю, похлёбку сварю, пол подмету, у окошка сяду и пряжу пряду. А вечером сказки по лесному телевизору смотрю, да так много насмотрелась, что всё у меня в голове перепуталось. Вы мне поможете разобраться?

Д/и «Что в этих сказках не так?»

VI.Отгадывание загадок

Баба-Яга:

Молодцы (хвалит детей)

А теперь я проверю, знаете ли вы загадки:

1.Нет ни речки не пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца.

2. А дорога далека,

А корзинка нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок.

3. По тропе шагают бодро,

Сами воду тащат ведра.

Молодцы!

— А пословицы вы знаете?

— Из какой сказки эта пословица? «Как аукнется, так и откликнется?»

Дети:

Мы знаем эту сказку. Эта сказка называется «Лиса и журавль».

Воспитатель:

Баба-Яга¸ ребята тебе эту сказку по лесному ТВ покажут.

Баба-Яга:

У меня тоже есть подружка Лиса? Как вы думаете, какая она?

Дети:

Хитрая, рыжая, вредная и т.д.

Баба-Яга:

— Вот я вам сейчас про неё расскажу (Потешка с рисунками).

— А теперь вы мне расскажите эту потешку (веселая, грустная).

Карточки-подсказки, дети говорят разными голосами (сделать 4 карточки)

Баба-Яга:

А я все равно вас обхитрила

И жар-птицей заманила,

А вот моя птичка-

Золотая невеличка.

Пусти, сидит, красуется,

Детками любуется.

Я ее вам подарю,

Потому что всех люблю.

Вам подарочки от птички-

Золоченые яички.

VII.Итог

Баба-Яга (заключительная ария):

Хорошо вы отвечали

И всё верно называли.

И поэтому я вас

Отпускаю сей же час!!

Воспитетель:

Садимся на ковер-самолет,

Отправляемся в полет.

Ждет любимый детский сад

Наших умненьких ребят. (Дети садятся и улетают. УУУУУУУУУУ)

Воспитатель: Аулова М.А.

2016г.

Источник: https://botana.biz/prepod/doshkolniki/odam2iol.html

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития

Воспитатель: Л.М. Барсукова

г. Губкинский 2014

Программное содержание:

  • Развивать понимание смыслоразличительной функции звука.
  • Называние слов с заданным звуком (С; С*).
  • Расширять словарный запас.
  • Развивать способность к пантомиме.
  • Воспитывать доброжелательность.

Материал:

Шарик с изображением клоуна, предметные картинки, игрушки зверушки.

Ход занятия:

-Как, по-вашему, ребята, можно ли на дороге найти загадку? (ответы детей)

-Вот послушайте, что я вам расскажу. Иду я сегодня в детский сад и вдруг вижу… загадка:

Кто носит шляпу на ноге?

-Полюбовалась я этой загадкой и собралась было дальше идти, как вдруг летит навстречу вторая загадка:

А кто носит свой дом на спине?

-Вот так дорога, думаю, загадка на загадке! А ну, под ноги гляну- не на загадке ли стою!? И правда, на загадке:

Вдвоем одно несут, вперегонки бегут. (ноги)

-Что это за дорога такая и куда она ведет? Я думаю, что ведет эта дорога в Играй- городок. Ну, что, отправимся вместе в Играй- городок?! Я загадки нашла, а вы отгадали. А вот наши знакомые Тигренок и Кролик, (дети здороваются с игрушками)

Спрашиваю у зверят, во что это они играли? Тигренок на ухо сообщает, что игра называлась «Маленький клоун».

Заранее приготовить шарик, на котором нарисован клоун в большом колпаке, не надутый шарик в кулаке.

-Спрятался ловко в моем кулаке Маленький клоун в большом колпаке.

Ну-ка, сама на него погляжу,

Если хотите и вам покажу,

Только сначала вам нужно назвать Несколько слов со звуком «С»,

Скажем, пять.

Дети называют пять слов. Воспитатель подносит шарик к уху, прислушивается, что скажет клоун.

-Кажется, он говорит, что маловато слов и хочет чтобы дети назвали слова со звуком «С*» (называют)

-Пора показать клоуна. Прошу закрыть глаза и дружно, хором сосчитать до пяти.

-Ребята, вам понравилась игра?

Спасибо вам, Тигренок и Кролик, за новую интересную игру.

Важно

А теперь встаньте в круг. Возьмите шарики (мысленно), но шарик у нас с дырочкой, слышите, когда я его сжимаю, воздух выходит с-с-с. А теперь вы жмите свои шарики, пусть из них выйдет воздух. И вместе с Тигренком и Кроликом возвращаемся на стульчики.

-Ребята, а живого клоуна вы видели?

-За что мы любим клоунов?

А как по-другому можно назвать клоуна? (комик, весельчак, шут, скоморох)

-Ну, молодцы, ребята. Вам нравится в Играй- городке? Но с чем же мы пришли в гости к Тигренку и Кролику? Что-то мы не подумали, о том, что в гости ходят с подарками, гостинцами и сюрпризами. А знаете что? Давайте-ка подарим нашим друзьям новую игру. Она называется «Угощаю». Вставайте-ка в круг.

Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, положит его на ладошку и угостит своего соседа. К примеру: мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю ребенка. Он поблагодарит, наверное? И съест. А своего соседа угостите чем-нибудь другим. Как только вы все съели, угостите зверят.

Вот уже и зверята наелись сладостей.

Тигренок:

-Спасибо, вам, ребята. А у нас в запасе есть еще одна игра, она называется «Слово на ладошке»

Я найду слова везде:И на небе и в воде,На полу, на потолке,

На носу и на руке,

Читайте также:  Логические игры с детьми 5-6-7-8 лет

Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в Слово!

-У Тигренка есть корзинка в которую они с Кроликом «собирают» Слова. Давайте поищем слова… ну, скажем, в воде!

Дети кладут в корзинку по слову: рыба, водоросли, ракушки, камешки и т.п.

-А в кармане они есть? А на полу? На потолке?

-По-моему, мы хорошо поиграли в Играй- городок, но не пора ли нам возвращаться в детский сад? Конечно пора! Давайте попрощаемся с друзьями. До свидания!

-До свидания, ребята. Приходите к нам еще и приготовьте новую игру.

Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/8627.html

Занятие по развитию речи в старшей группе «Кто работает в детском саду»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: « Кто работает в детском саду».

Программное содержание.

1. Учебная. Закреплять представления детей о том, что такое профессия, расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского.

2. Развивающая. Развивать речь, внимание.

3. Воспитательная. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

4. Материал: картинки с профессиями, мяч.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций , составление небольших рассказов “Кем я буду, когда вырасту?”, чтение стихов, экскурсии.

Ход занятия

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня волшебная книга. Да она не простая. В этой книге живут загадки. Сейчас я вам загадаю их, а вы попробуете отгадать.

Встаем мы очень рано.Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу

(Водитель)

Кто в дни болезни

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

(Доктор)

Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить,

Стариков уважать

(Учитель)

Средь облаков, на высоте,Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем.

(Строители)

С огнем бороться мы должны,С водою мы напарники Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее

Кто же мы? – (Пожарне)

– Молодцы, загадки верно отгадали. О ком были эти загадки? Назовите одним словом (профессии).
– Правильно.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о профессиях.

Беседа по картинкам.

– Посмотрите, у меня есть картинки. Кто изображен на картинке? (Маляр). Почему ты так считаешь? А ты как думаешь? Что еще есть на картинке?
– А на этой картинке кто изображен? Как ты догадался?

В мире много профессий и каждая из них интересна по своему: одни связаны с опасностью и приключениями, кто-то руководит, кто-то выполняет приказы… Но каждая из них по-своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить.

Будь ты врач, учитель, строитель или повар. Вы скоро вырастите, будите большими. После детского сада пойдёте в школу. После школы вам ещё предстоит учиться. И перед вами будет стоять выбор: кем быть? Выбрать прфессию которая нравится – не просто. Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг.

Профессий на свете много и все они важны.

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра с мячом “Кто, где трудится?”

Кто трудится в магазине? (Продавец) В детском саду? (Воспитатель) В школе? (Учитель) В автомастерской? (Автомеханик) В столовой? (Повар) В детской поликлинике? (Врач – Педиатр) В парикмахерской? (Парикмахер) На строительстве? (Строители) и т.д.

А сейчас давайте порассуждаем :

– Ребята, как вы думаете:– Если бы не было врачей, то …. некому было бы лечить людей.– Если бы не было учителей, то … некому было бы учить детей.– Если бы не было воспитателей, то … некому было бы воспитывать детей.– Если бы не было поваров, то … некому было бы готовить еду.– Если бы не было строителей, то … некому было бы строить дома.

Физкультминутка.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – профессию изобрази.

– Отдохнули, присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, в нашем городе маленькие дети ходят в детские сады.

Как вы думаете, для чего нужны детские сады?

Дети: Чтобы дети приходили сюда играть со своими друзьями, когда мамы и папы на работе.

Воспитатель: Как называется наш детский сад?

Дети: “Сказка”.

Воспитатель: Что было бы, если бы все детские сады закрылись?

Дети: Мы бы сидели дома и очень скучали бы по своим друзьям. Вместе всегда весело.

Воспитатель: А вы любите свой детский сад?

Дети: Мы любим свой детский сад.

Много игрушек в детском саду,Наши игрушки стоят на виду:Кот в сапогах, длинноухие зайки,И барабан, и балалайки.Куклы нарядные в косах сидят,Куклы на зайцев и мишек глядят.Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у товарищей не отнимаем.Наши игрушки стоят на виду, —

Все у нас общее в детском саду.

Воспитатель: Много людей трудится для того, чтобы детям в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, спокойно работали.

Люди каких профессий трудятся в нашем детском саду?

Дети: Воспитатель, помощник воспитателя, повара, музыкальный руководитель, заведующая, старшая медсестра, логопед и т.д. (Дети перечисляют профессии работников детского сада).

Воспитатель: Моя профессия называется “воспитатель”. Кто знает, почему она так называется?

Дети: Воспитатель воспитывает детей.

Воспитатель: А как я вас воспитываю? Я вас учу одеваться, мыть правильно руки, учу культурно вести себя за столом, учу играть… Что еще я вас учу делать?

Дети продолжают рассуждать, что они делают вместе с воспитателем.

Воспитатель: Правильно. Воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы каждый день для вас был интересным, чтобы вы узнавали что-то новое, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми. А кто каждый день мне помогает?

Дети: Помощник воспитателя.

Воспитатель: Как вы помогаете помощнику воспитателя?

Большой помощью няне является работа дежурных. Что должны делать дежурные?

Дети перечисляют обязанности дежурных по столовой.

Воспитатель: Дежурные заботятся обо всех детях: ведь детский сад похож на семью, а в семье все заботятся друг о друге. Поэтому, когда дети выходят из–за стола и говорят “спасибо”, они благодарят не только помощника воспитателя, поваров, но и дежурных за их заботу.

Воспитатель: А как трудятся наши повара?

Вы на улице гуляли.Нагуляли аппетит.Вкусно повара готовят,

Будешь ты здоров и сыт.

Воспитатель: Но кто же самый главный в детском саду?

Дети: Заведующая.

Воспитатель: Что вы знаете о работе заведующей детским садом? Как ее зовут?

Дети: Нашу заведующую зовут Татьяна Михайловна.

Воспитатель: Заведующая заботится, чтобы в детском саду была красивая мебель, посуда, игрушки, постельные принадлежности и многое другое.

– Что делает медицинская сестра в детском саду? Как ее зовут?

Дети: Ольга Васильевна.

Сторожит здоровье ваше
Медицинская сестра.

Она смотрит горлышки,Делает прививки,Температуру измеряет,Дает вам витаминки,Чтоб крепкими, здоровыми

Пошли скорее в школу вы.

Воспитатель: Кто помогает вам справиться со своими проблемами, быть более общительными, внимательными, умными, приглашает вас к себе в один удивительный кабинет?

Дети: Психолог. Ее зовут Татьяна Сергеевна.

Воспитатель: Кто проводит с вами в детском саду музыкальные занятия, праздники, утренники?

Дети: Музыкальный руководитель.

Воспитатель: Как ее зовут?

Дети называют имя отчество музыкального руководителя.

– Чему вы учитесь на музыкальных занятиях?

Дети: Петь, красиво танцевать. Эльвира Юрьевна знакомит с композиторами, учит играть на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Кто из работников детского сада помогает вам стать сильными, ловкими, выносливыми, учит бегать, прыгать, играть с мячом?

Дети: Инструктор по физическому воспитанию Светлана Николаевна.

Воспитатель: Кто содержит нашу территорию в чистоте и порядке?

Дети: Дворник.

Воспитатель: Как вы помогаете дворнику?

Дети: Мы расчищаем дорожки от снега, подметаем веранду, собираем осенние листья, не сорим на своём участке.

Воспитатель: Молодцы, вы оказываете большую помощь дворнику.

Ночью, когда все мы уходим домой, кто охраняет наш детский сад?

Дети: Сторож.

Воспитатель: Сторож не спит всю ночь! Как это трудно! Но зато, когда мы приходим в детский сад, то видим, что здесь порядок.

– Почему у вас всегда чистые полотенца, постельное белье? Это результат работы прачек, которые каждый день стирают белье, а потом его гладят, складывают.

Совет

Обсудив все профессии работников детского сада, предложить детям подумать и сказать, чья же работа важнее? Нужнее? Интереснее?

Подвести к выводу: “Одинаково важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше”.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshey-gruppe-quot-kto-rabotaet-v-detskom-sadu-quot-432904

открытое занятие по развитию речи

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе – Прекрасная Страна слов

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Упражнять в координации речи с движениями.

Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».

Учить фантазировать, развивать образное представление.

Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

Воспитательные задачи: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубо; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения: игра – путешествие

Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский)

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

Фея. Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что – то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака.

Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза.

Читайте также:  Кассиль. у классной доски читать полностью

Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это – солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.

Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Ответы детей

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

Фея. А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их. ( Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? ( Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его( дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

Какие интересные слова! Скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Обратите внимание

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Фея. Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея. А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея. Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Фея провожает детей и прощается.

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/otkrytoe-zaniatie-po-razvitiiu-rechi/

Растем и развиваемся!

22nd Май 2012     Автор: admin

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии

по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла»

в старшей группе

Программные задачи:

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.

Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки. Карточки со схемами.

Ход занятия:

Воспитатель (В): Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Станьте, пожалуйста, полукругом.

Игра «На что это похоже». Воспитатель показывает карточки с изображёнными на них схемами, дети высказывают свои варианты. Например:

или

В: — Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели. А у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем!

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: зазвать вежливые слова».

В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).

Важно

Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать.

Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – «родственники».

В: Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово.

Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла.

Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д. За правильные ответы дети получают фишки)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.).


Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т.д.). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство.

Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.

В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). Вот, ребята, с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки. Игра повторяется три раза с заменой предметов.

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало».

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло. Повторить два раза.

В: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами?

Совет

Дети перечисляют свойства стекла, затем благодарят Стеклянную Королеву за интересное путешествие.

В: А теперь давайте посчитаем, у кого сколько фишек? (Победители получают медали).

Источник: http://razvitoy.ru/otkrytoe-zanyatie-po-razvitiyu-rechi/

Ссылка на основную публикацию