Читать онлайн «Повести и рассказы» автора Голявкин Виктор — RuLit — Страница 27
Когда я ходил в школу, в первый класс, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился: вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!
И вот однажды я спросил одного мальчишку, может ли он нарисовать такой же замечательный пароход. Я тут же нарисовал большой пароход с трубами, всё как полагается. Потом я подрисовал море синим карандашом, а красным карандашом — флаг на мачте, и получилось совсем хорошо: плывёт по морю пароход, а на мачте у него развевается красный флаг.
Мальчишке понравился мой корабль, но он мне сказал:
— Я могу лошадь нарисовать.
И он нарисовал лошадь.
Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я больше не хвалился своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда!
— Ты опять завтракаешь на уроке?
Валя быстро спрятала завтрак в парту.
— Что будет, — сказал учитель, — если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал:
— Будет очень смешно!
Миша сказал:
— Жеванье будет!
Маша сказала:
— Все сытые будут!
— А чего не будет? — спросил учитель.
Класс молчал. Чего не будет — никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто–то крикнул:
— Урока не будет!
— Абсолютно верно! — сказал учитель.
Новый год в двенадцать часов приходил, а я в это время всегда уже спал. Прошло столько Новых годов! А я ни одного не видел. И мама и тётя Вера встречали его, а я спал. Я всегда засыпал перед Новым годом. А просыпался утром, и мама мне дарила подарки и говорила: «Ну вот, Новый год!» Но я–то знал, что он ночью был. А сейчас его нету.
Я спрашивал маму:
— Ты его встретила?
«Мама мне говорила:
— Встретила.
— И ты его видела?
Мама смеялась.
— Конечно, видела!
— И папа видел, и тётя Вера?
Так мне обидно было!
Я представлял себе Новый год в большой шапке–ушанке и в валенках. Как на новогодней открытке. В двенадцать часов он стучится в дверь. И его все встречают.
Все обнимаются с ним, хлопают по плечу Новый год и говорят: «Наконец- то приехал!» Он вытаскивает из мешка подарки, всё дарит, кому что надо, и говорит: «Я спешу. Меня ждут в других квартирах».
Все провожают его до угла, потом возвращаются и идут спать. Вот так представлял я себе Новый год.
Как старался я не заснуть в Новый год! И каждый раз засыпал где попало. А просыпался всегда в кровати. И рядом были подарки.
Мой брат раньше меня встретил Новый год. Несмотря на то, что он младше меня. Он вот что сделал. Чтоб не заснуть, он залез под стол. Сначала он там, конечно, заснул, а когда все сели за стол, стало шумно. И он моментально проснулся. И вы знаете, что он сказал мне? Он мне сказал:
— Его не было.
— Как так не было?! — сказал я.
— Очень просто.
— А ты там не спал под столом? — спросил я.
— Вот ещё! —говорит Котька. —Бой часов был, это верно. А Нового года не было. Как только все стали кричать: «С Новым годом!» — я вылез.
— Кого же тогда вы встречали?
— Новый год, — говорит Котька.
— Как же так вы его встречали? Разве так в жизни бывает? Если ты, например, меня встречаешь, то ты видишь, что ты меня встречаешь. А то как же ты меня встречаешь, если ты меня не встречаешь?
— Сам увидишь, — говорит Котька. — На будущий год увидишь. Никакого там Нового года не будет. Бой часов будет. А Нового года не будет.
— Наверно, ты спал под столом, — говорю, — и сквозь сон слышал бой часов. А Нового года не видел.
— Я не спал, — говорит Котька.
— Значит, спал, — говорю, — раз не видел.
— Ты сам спал, —говорит Котька.
— Я–то спал, — говорю, — но ты тоже спал. Только я спал в кровати, а ты — под столом. Лучше бы ты уж спал в кровати.
— Я не спал, — говорит Котька.
— Почему же тогда ты его не видел?
— Его не было, — говорит Котька.
— Ты просто спал, — говорю, — вот и всё!
На этом наш спор закончился. Он обиделся и ушёл. И хотя он на меня обиделся, всё равно я думал, что он там спал и не видел Нового года с подарками.
Вот так я себе представлял Новый год, когда был совсем ещё маленький.
Андрюша и Славик друзья.
Они всё делают вместе. Когда Андрюша упал с веранды, Славик тоже хотел упасть с веранды, чтобы доказать, что он истинный друг.
Источник: https://www.rulit.me/books/povesti-i-rasskazy-read-337019-27.html
rulibs.com
Как только учебный год кончился, весь класс во дворе собрался. Обсуждали, что будут летом делать. Все разное говорили. А Володя сказал:
— Давайте Анне Петровне письма напишем. Где кто будет, оттуда напишет. О том, что увидел летом. Как провёл время.
Все закричали:
— Правильно! Правильно!
На том и порешили.
Разъехались все кто куда. Клим в деревню поехал. Он там сразу письмо написал — пять страниц.
Он написал:
«Я в деревне спасал тонущих. Они все остались довольны. Один спасённый мне сказал: «Если б не ты, я бы утонул». А я ему сказал: «Для меня это пара пустяков». А он сказал: «А для меня не пара пустяков». Я сказал: «Конечно, для тебя не пара пустяков, а для меня пара пустяков». Он сказал: «Спасибо тебе большое». Я сказал: «Совсем не за что, потому что для меня это пара пустяков».
Я спас человек пятьдесят или сто. Даже, может быть, больше. А после они перестали тонуть, и спасать стало некого.
Тогда я увидел лопнувший рельс. И остановил целый поезд. Люди выбежали из вагонов. Они обнимали меня и хвалили. А многие целовали. Многие просили мой адрес, и я им давал свой адрес.
Многие дали свои адреса, и я брал с удовольствием их адреса. Многие мне предлагали подарки, но я сказал: «Только, прошу вас, без этого».
Многие меня фотографировали, со многими я фотографировался, многие мне предлагали ехать сейчас же с ними, но бабушку я не мог оставить. Я ведь не предупредил её!
Потом я увидел горящий дом. Он горел вовсю. А дыму было сколько угодно. «Вперёд! — сказал я сам себе. — Непременно там кто-нибудь есть!»
Кругом меня падали балки. Несколько балок упало сзади меня, а несколько — впереди. Несколько балок упало сбоку. Одна балка упала мне на плечо. Две или три балки упали с другого бока. Пять балок упало мне прямо на голову. Несколько балок ещё где-то упало.
Но я не обращал внимания. Я рыскал по всему дому. Но никого, кроме кошки, там не было. Я выбежал с кошкой на улицу. Хозяева дома были тут. В руках они держали арбузы. «Спасибо за Мурку, — сказали они. — Мы только что из продмага». Они дали мне один арбуз.
Потом все тушили дом…
Потом я увидел старушку. Она переходила улицу. Я сейчас же пошёл ей навстречу. «Разрешите, пожалуйста, — сказал я, — перевести вас на другую сторону». Я перевёл её на ту сторону и вернулся обратно.
Подошли ещё старушки. Их тоже я перевёл на ту сторону. Некоторым старушкам не нужно было на ту сторону. Но я говорил: «Пожалуйста, я переведу вас туда и обратно. И вы снова будете на этой стороне».
Они все говорили мне: «Если бы не ты, мы не перешли бы». А я говорил: «Для меня это пара пустяков».
Две или три старушки не хотели переходить. Они просто сидели на лавочке. И смотрели на ту сторону. Когда я спросил, не нужно ли им на ту сторону, они сказали: «Нам туда не нужно».
А когда я сказал, почему бы им не прогуляться, они сказали: «Действительно, почему бы нам не прогуляться?» Я их всех перевёл на ту сторону. Они там сели на лавочку. Обратно они не хотели идти.
Как я их ни упрашивал».
Клим много всего написал. Он был очень доволен своим письмом. И отправил письмо по почте.
Потом лето кончилось. Начались занятия. На уроке Анна Петровна сказала:
— Очень многие прислали мне письма. Хорошие, интересные письма. Некоторые я вам прочту.
«Сейчас начнётся, — думал Клим. — В моём письме много геройских поступков. Все будут хвалить меня и восхищаться».
Анна Петровна прочла много писем.
А его письма не прочла.
«Ну, тут всё ясно, — подумал Клим. — Письмо в газету отправили. Там его напечатают. Может быть, будет мой портрет. Все скажут: «Ой, это он! Смотрите!» А я скажу: «Ну и что же? Для меня это пара пустяков».
А сегодня ей опоздать нельзя
Кто Валю не знает? Всегда опаздывает на линейку. А тут вдруг до сигнала явилась.
Стоит одна, улыбается. Не шелохнётся, руки по швам. Ждёт звука горна.
Удивляются ребята. Удивляется вожатый.
Только Валя не удивляется.
Сегодня ей опоздать нельзя.
Вчера она помогала на кухне.
Начистила целый таз картошки.
Сегодня ей благодарность вынесут!
«Козёл-баран»
У нас в школе есть урок пения. Мы там разные песни поём. Я вообще люблю песни петь, только слов я иногда не знаю. Учить слова никому неохота. Хорошо, когда сразу запомнишь. Только разве сразу запомнишь?
Однажды Вовка пел песню. Он совсем слов не знал. Так он пел другие слова. Какие попало. И никто не заметил.
В одной песне я тоже слов не знала. Учитель вызвал меня эту песню спеть. Я сказала учителю:
— Пожалуйста, я вас прошу погромче. А то мне не слышно будет.
А про себя думаю: «Он не услышит, что я буду петь, а я буду петь что попало».
Он посмотрел на меня и сказал:
— С удовольствием! — И заиграл во всю силу.
А я тихо запела. Я пела два слова: «Козёл-баран». Только мотив я верно пела. А слова были «козёл-баран».
Учитель не остановил меня. Он не сделал мне замечания. Только когда я петь кончила, он спросил:
— Хорошо было слышно?
— Хорошо, — говорю, — очень даже!
— А теперь, — говорит, — я играть буду тихо. А ты пой погромче. Только, пожалуйста, без козла. И без барана, конечно…
Второклассники и старшеклассники
Второклассники были взволнованы. Они шумели. Вот один октябрёнок влез на стул и, обращаясь к старшим, сказал:
— Вы наши шефы. Мы все вас очень любим. И поэтому мы вам хотим помочь. Вы плохо натёрли пол в коридоре. Он совсем не блестит. А он должен блестеть — это каждый знает. Разрешите, пожалуйста, нам это сделать. Натереть пол в коридоре, чтоб он блестел.
Старшеклассники были очень сконфужены. Они написали в стенгазету:
«Мы шестиклассники. Нам стыдно вчерашних позорных минут. Мы переживаем. Мы плохо натёрли пол в коридоре. И мы благодарны второму «А», который пришёл нам на помощь. Но мы исправим свою ошибку. Мы в скором времени соберёмся и все вместе, всем коллективом, натрём пол до блеска. Пусть второклассники не беспокоятся. Всё будет сделано. Мы всё сделаем сами».
Но октябрята не стали ждать. Они натёрли пол в тот же день. А на другой день прочли стенгазету. И написали свою заметку.
«Мы, второклассники, извиняемся. Мы без разрешения натёрли пол. Не переживайте. Мы всё сделали сами».
Пятнадцать третьих
Все столпились возле бильярда.
— Довольно играть просто так, — сказал он. — Я играю на третье. К примеру, кисель дадут, или компот, или там шоколад, ну не важно что, ясно?
Всем было ясно. Стали играть.
К обеду он выиграл пятнадцать третьих.
Подали чай. Все кричали:
— Чай! Чай!
Даже повар сказал:
— Во как любят чай!
Он залпом выпил один стакан, второй, третий, четвёртый…
— Стойте… — сказал он. — Сейчас… погодите…
Залпом он уже пить не мог.
Все обступили его. Он сидел перед стаканами, тяжко вздыхал, говорил «погодите» и отпивал каждый раз по глотку.
Кругом шумели. Давали советы. Кто-то пощупал его живот.
— Живот не хватать, — сказал он, — нечестно…
Но больше он уже пить не мог. Он стал бледен, таращил глаза и икал.
Позвали вожатого.
— Что с ним такое? — спросил вожатый.
— Да вот чаю попил, — сказал кто-то.
С трудом его подняли со стула. Взяли под руки. И повели.
Крути снежные вертя
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… —
орал я на весь дом.
Я отложил книжку в сторону и с выражением прочёл:
Кроя мглою бурю кроет,
Крути снежные вертя…
Что-то не то. Я опять начал снова:
Буря мглою…
Я забыл вдруг, что буря кроет. Я стал думать и вскоре вспомнил. Я так обрадовался, что начал снова:
Буря кроет небо мглоет…
МГЛОЕТ? Что это такое? Мне стало не по себе. Такого, по-моему, не было. Я поглядел в книжку. Ну так и есть! МГЛОЕТА нету!
Я стал читать, глядя в книжку. Всё получалось как в книжке. Но как только я закрыл книжку, я вдруг прочёл:
Утро воет небо могилою…
Это было совсем не то. Я это сразу понял. Я всегда вижу, когда не то. Но в чём тут дело, в конце концов? Почему я никак не запомню?
— Не нужно зубрить, — сказал старший брат, — разберись, в чём там дело.
Я стал разбираться: значит, буря покрывает небо своей мглою и в то же время крутит что есть силы снежные вихри.
Я закрыл книжку и чётко прочёл:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Больше я не ошибался
Дело не в том, что я мяч не поймал
Я вообще вратарь неплохой. А тут вот случилось такое. Стою я в воротах. Вдруг гляжу — Таня идёт.
Я сразу вратарскую позу принял. И одной рукой защищаюсь от солнца.
И всё из-за солнца вышло. Солнца-то не было. Я из-за позы всё.
И тут мне — бац! — гол забили.
Я прыгнул — поздно.
На уроке Таня записку мне пишет: «Ты очень здорово падаешь».
Ох и разозлился я! Значит, я только падаю здорово, а вратарь, значит, я никудышный? Не буду с ней разговаривать.
Целый месяц с ней не разговаривал.
Через месяц стал разговаривать. Ей и вправду понравилось, как я падал. Как в кино, говорит.
Зря я месяц с ней не разговаривал.
Пароход и лошадь
Когда я ходил в школу, в первый класс, я любил рисовать пароходы. Я всем хвалился: вот какие замечательные пароходы я могу рисовать!
И вот однажды я спросил одного мальчишку, может ли он нарисовать такой же замечательный пароход. Я тут же нарисовал большой пароход с трубами, всё как полагается. Потом я подрисовал море синим карандашом, а красным карандашом — флаг на мачте, и получилось совсем хорошо: плывёт по морю пароход, а на мачте у него развевается красный флаг.
Мальчишке понравился мой корабль, но он мне сказал:
— Я могу лошадь нарисовать.
И он нарисовал лошадь.
Эта лошадь была так хорошо нарисована, что я больше не хвалился своими пароходами, потому что такую лошадь я не сумел бы нарисовать никогда!
Абсолютно верно
— Ты опять завтракаешь на уроке?
Валя быстро спрятала завтрак в парту.
— Что будет, — сказал учитель, — если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал:
— Будет очень смешно!
Миша сказал:
— Жеванье будет!
Маша сказала:
— Все сытые будут!
— А чего не будет? — спросил учитель.
Класс молчал. Чего не будет — никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:
— Урока не будет!
— Абсолютно верно! — сказал учитель.
Источник: http://rulibs.com/ru_zar/child_prose/golyavkin/0/j48.html
:: Читать — Книга «Повести и рассказы» — Голявкин Виктор Владимирович — Авторы — ЛитЛайф — литературная социальная сеть
Голявкин Виктор Владимирович.
Повести и рассказы
ПОВЕСТИ
НАШИ С ВОВКОЙ РАЗГОВОРЫ
Про меня и про Вовку
Я живу с папой, мамой и сестрой Катей. В большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит.
Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что там меня нет.
А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что–нибудь такое.
Однажды он меня спрашивает:
— Знаешь что?
Я ему отвечаю:
— Не знаю.
— Эх, ты, — говорит, — не знаешь!
— Как же я могу знать?
— А я знаю, на небе звёзды есть.
— Это и я знаю.
— Что ж ты сразу мне не сказал? — И смеётся. — Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.
Я подумал немножко, потом говорю:
— Знаешь что?
— Чего?
— Эх, ты, — говорю, — не знаешь!
— Чего не знаю?
— Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!
Вовка сразу обиделся.
— Мы ведь с тобой друзья, — говорит, —а ты дразнишься.
— Это ты, — говорю, — а не я дразнился.
С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё–таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.
Про то, как я решил в школу пойти
В прошлом году со мной вот что случилось…
У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что- нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «А–а-а–а бвгд–э-э–э…»
Хожу и пою во всё горло. Получалось всё как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя.
Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно! Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы.
А так я всё прекрасно запомнил.
Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой–то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.
Учитель сразу заметил меня. Он спросил:
— Ты откуда, мальчик?
— Мне девять лет, — соврал я.
— Не похоже, — сказал учитель.
— Я сам пришёл, — сказал я, — я могу буквы петь.
— Какие буквы?
— А–а-а–а бвгд–э-э–э…
— А дальше как? — спрашивает учитель.
— А разве ещё буквы есть?
— Конечно, есть. — И показывает мне книжку.
Ох и много там букв! Я испугался даже.
— Я не могу столько, я ещё маленький…
— А ты думал, что ты уже большой?
— Я не думал, что я такой маленький. Я ростом как Вовка.
— А кто такой Вовка?
— Вон он сидит, — сказал я. — Мы с ним мерялись…
— Врёт он! — крикнул Вовка. — Я выше!
Все засмеялись. Учитель сказал:
— Я вам верю обоим. Тем более, что вы мерялись. Но ты ведь всех букв не знаешь.
— Это верно, — сказал я. — Но я их выучу.
— Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.
— Обязательно, — говорю, — приду. До свидания.
— До свидания, — говорит учитель.
Вот как всё получилось!
Я думал, Вовка дразниться будет.
Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:
— Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.
— Я не горюю…
— Чего горевать!..
— Нечего горевать, — сказал я. — Я не горюю…
На самом деле я горевал. Но я не показывал этого.
— У меня букварь лишний есть, — сказал Вовка. — Один букварь мне папа купил, другой — мама. Хочешь, я тебе дам букварь?
Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.
— Я за букварь, — говорит, —ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.
— Тогда просто так, — говорю, — возьми ленту.
— Просто так можно.
— Я тебе дал бы свой сон, — говорю. — Но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.
Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.
— А мне всё петухи… — вздохнул Вовка. — Так скучно!
— А ты гони их.
— Как же их гнать? Ведь они во сне…
— Всё равно гони.
Мне очень хотелось ему помочь. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие–то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон!
Про единицу и двойку
Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы.
Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе —и папе, и маме… Может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться.
Вдруг и мне–будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать.
Может быть, взять и уехать? Куда–нибудь на край света?
Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.
— Он попросту лодырь, — ответил папа. — Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он. знай себе двойки приносит…
Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.
Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.
— Пять получил! — крикнул он радостно.
— Врёшь ты всё, — сказал я.
— Это я–то вру?!
— Потому, что ты лодырь!
— Ты что это?! — удивился Вовка.
— Лодырь ты, и всё. Так мой папа сказал. Понятно? Вовка стукнул меня изо всей силы в нос, потом толкнул
меня, и я упал в лужу.
— Получил? — крикнул он-. — Ещё получишь!
— И ты получишь!
— Смотрите какой! Ещё в школу не ходит!
— А ты лодырь!
К нам подошёл дядя Витя. Дядя Витя—лётчик. Мы его все очень любим. Он нас на самолёте катал.
— Мир, — сказал дядя Витя, — немедля!
Я совсем не хотел мириться. Во–первых, нос
у меня болел ужасно, а во–вторых, раз Вовка лодырь… Но дядя Витя заставил. Пришлось помириться.
Дядя Витя повёл нас на улицу и купил по мороженому.
Мы молча съели мороженое. Вовка достал из кармана деньги и предложил:
— У меня вот тут деньги есть… Купим ещё?
Мы купили стаканчик мороженого и пополам съели.
— Хочешь ещё? — спросил я.
— Хочу, — сказал Вовка.
Я побежал домой, взял у мамы денег, и мы купили ещё стаканчик.
Источник: http://litlife.club/br/?b=201724&p=16
LITMIR.BIZ
А он пожимает плечами. И молчит. А я на Вовку смотрю и не знаю, что мне отвечать. Нельзя же мне говорить такое, что мы просто так звоним. И Анна Павловна тоже молчит и ждёт, что я отвечу. Вот ведь попал в положение!
Вовке-то ничего, он стоит себе, а мне отвечать нужно! Я взял и дал Вовке трубку. Он тоже растерялся и на меня смотрит. Только рот раскрыл. И ни слова. Потом протягивает мне трубку, а из трубки гудки гудят.
– Это ты, – говорю, – виноват! Нужно сразу было ответить, а ты молчал!
А он только руками развёл.
И действительно, отвечать было нечего. Раз мы низачем звонили. Что я завтра скажу Анне Павловне, когда она спросит, зачем я звонил?
– Ты опять завтракаешь на уроке? Валя быстро спрятала завтрак в парту. – Что будет, – сказал учитель, – если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал:
– Будет очень смешно!
Миша сказал:
– Жеванье будет!
Маша сказала:
– Все сытые будут!
– А чего не будет? – спросил учитель.
Класс молчал. Чего не будет – никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:
– Урока не будет!
– Абсолютно верно! – сказал учитель.
В шкафу
Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.
Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.
Просыпаюсь – в классе тихо. Смотрю в щёлочку – никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.
Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:
– Э-э-э! Я в шкафу! Помогите! Прислушался – тишина кругом.
Я опять:
– О! Товарищи! Я в шкафу сижу! Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.
– Кто здесь горланит?
Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.
Я обрадовался, кричу:
– Тётя Нюша, я здесь!
– Где ты, родименький?
– В шкафу я! В шкафу!
– Как же ты, милый, туда забрался?
– Я в шкафу, бабуся!
– Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
– Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!
Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.
Опять шаги.
Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч – наш завуч…
Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.
– Там нет никого, – сказал Пал Палыч.
– Как же нет. Есть, – сказала тётя Нюша.
– Ну
Скачать книгу
Источник: http://litmir.biz/rd/162921/p3
§ 49. Диалог
Прочитайте.
— Ты опять завтракаешь на уроке?
Валя быстро спрятала завтрак в парту.
— Что будет, — сказал учитель, — если все будут завтракать на уроке?
Класс зашумел. Потому что каждый хотел сказать, что тогда будет.
Коля сказал:
— Будет очень смешно!
Миша сказал:
— Жеванье будет!
Маша сказала:
— Все сытые будут!
— А чего не будет? — спросил учитель.
Класс молчал. Чего не будет — никто не знал.
Учитель хотел уже сам ответить, как вдруг кто-то крикнул:
— Урока не будет!
— Абсолютно верно! — сказал учитель.
(В.
Голявкин)
Сколько человек участвует в разговоре? Кому принадлежат слова: «Абсолютно верно!»? Как вы узнали это? Прочитайте ещё раз реплики (слова каждого лица) без слов автора. Как выделяются на письме высказывания каждого говорящего? Прочитайте, выделяя голосом слова, отмеченные знаком ↑.
-
Сегодня в магазине↑ и шум↑, и суета↑.
Сегодня продавщица↑ все время занята↑.
Вот уж целых↑ два часа↑ раздаются голоса↑:
— Мне хорошую резинку↑!
— Мне альбом↑!
— А мне картинку↑.
— Дайте кисточку↑ и клей↑!
— И линейку↑ подлинней↑.
— Дайте два больших пенала↑!
— Дайте ножик↑ раскладной!
— А у нас тетрадок↑ мало.
Нам прибавьте↑ по одной!
(Н. Найдёнова)
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки, а перед ней ставится тире.
Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
251. Разделитесь на три команды.
Ученики из двух команд по очереди читают каждую реплику из стихотворения Н. Найдёновой с заданной интонацией. Ученики третьей команды внимательно слушают и оценивают точность и выразительность интонации и таким образом определяют команду-победителя.
252. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Слепой музыкант». Определите, сколько человек участвует в диалоге.
Объясните знаки препинания при диалоге.
— Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?
— Иохим выучил, — ответил Петрусь.
— Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?
— Я… не сержусь на вас, — сказал мальчик тихо.
— Ну, так и я не сержусь… Давай играть вместе.
— Я не умею играть с вами, — ответил он, потупившись.
— Не умеешь играть? Почему?
— Так.
— Нет, почему же?
— Так, — ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.
Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавшей с наивною настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять болью.
253.
Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении. Укажите предложение с обращением.
— Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь? — … Катя.
— К Пете. Он заболел, — … Ваня.
— А что с ним случилось? — … Катя.
— Катался с горки, неудачно упал и сломал руку, — … Ваня.
— Ты к нему надолго? — … Катя.
— На весь вечер, — … Ваня. Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться.
254. Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей.
Запишите его в форме диалога.
- «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел.
- «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
- Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ».
- «А разве есть такая земля?»
- «Куда же они летят?»
- «Есть».
- «Д..леко?»
- «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями».
(И. Тургенев)
здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста
255. Вы решили навестить заболевшую однокласницу. Когда вы вошли в её комнату, то уведели . . . Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена. Вы тоже можете поучаствовать в нём.
256.
Продолжите и запишите телефонный разговор, употребляя вежливую форму обращения. Используйте (по возможности) слова выделенные курсивом.
— Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Арсения.
Повторение
Контрольные вопросы и задания
- Что изучается в синтаксисе?
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
- Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
- На какие группы делятся предложения по:
- наличию главных и второстепенных членов;
- цели высказывания;
- интонации?
- Для чего нужна пунктуация?
- Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?
257. Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). • Объясните название текста.
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
258. Составьте предложения по схемам.
259. Составьте предложения по схемам.
260. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1. Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начале её и уже (не)покидает до конца.5 2. Со слуха я знал его
«Сказку о царе Салтане» «Полтавский бой» из «Полтавы» «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина». 3. «Капитанская дочка» явилась для м..ня первой в ж..зни самостоятельно прочитанной книгой. 4. С того вечера я стал читателем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину. 5. Пушкин — певец св..боды великий п..триот и провозвестник* светлого будущего своего народа.
(По А. Твардовскому)
261. Сжатое изложение. Прочитайте продолжение текста упр. 24.
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно нах..дило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка? — спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает? — говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» — думает Аркаша.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
(По Е. Мурашовой)
Источник: http://tepka.ru/Russkij_yazyk_5.1/49.html
Мку «цбс» го «город якутск» / филиал №2 детско-юношеская библиотека
Подробности Просмотров: 1369
ЧТО ШКОЛЬНИКУ ЧИТАТЬ ЛЕТОМ
Время летит быстро. Вот уже и лето. Наверняка вашему ребёнку в школе выдали длинный список литературы, которую он должен прочитать за время отдыха. Отнеситесь к этому серьёзно и вдумчиво, создайте ребёнку условия для плодотворного чтения.
сожалению, мы сейчас мало читаем и плохо информированы о школьной литературе. В связи с этим предлагаю набор книг, которые нужны детям для гармоничного развития. Я не ставлю задачу скрупулёзно опираться на программное чтение, просто рекомендую литературу, которая в основной массе своей остаётся любимой в нескольких поколениях детей.
Первоклассникам
А. Толстой «Кикимора», В. Осеева «Кто всех глупее», В. Сутеев «Мышонок и Карандаш», В. Берестов «Аист и соловей», М. Пляцковский «Глубока ли речка?», С. Прокофьева «Поросёнок в колючей шубке», А. Усачёв «Косточка», Л.Н. Толстой «Птичка» и «Стыдно перед соловушкой», Е.
Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», Л. Пантелеев «Буква «ты», В. Осеева «До первого дождя», «Сыновья», Н. Артюхова «Большая берёза», В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй», «Что любит Мишка», В. Голявкин «Абсолютно верно», Л. Каминский «Мой четвероногий друг», Е.
Чарушин «Глупые обезьянки», Н. Сладков «Золотая рыбка».
Обращаю ваше внимание на стихи русских поэтов: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Весенняя гроза»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье», «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами»; А. Фет «Ласточки пропали»; И. Суриков «Детство»; А. Плещеев «Сельская песня», «Травка зеленеет, Солнышко блестит…
»; С. Есенин «С добрым утром!»; Н. Некрасов «Зелёный шум»; А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз…»; А. К. Толстой «Колокольчики мои…»; В. Жуковский «Птичка». Это наша классика. За лето необходимо в обязательном порядке выучить с ребёнком хотя бы три-четыре стихотворения. Это и вам пойдёт на пользу: вспомните свои школьные годы, и ему — в копилку будущих пятёрок по литературе.
Ученикам начальной школы
Детям старше восьми лет для вдумчивого чтения подойдут: В. Драгунский «Заколдованная буква»; М. Зощенко «Самое главное»; Коваль «Воробьиное озеро»; Н. Носов «Приключения Незнайки», «Фантазёры»; Е. Пермяк «Волшебные краски», «Торопливый ножик»; В.
Гаршин «Лягушка-путешественница»; Б. Заходер «Серая звёздочка»; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»; В. Осеев «Волшебное слово»; А. Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда», а также рассказы о животных Г. Скребицкого, Н. Сладкого, М. Пришвина, Е. Чарушина, К. Паустовского, Б.
Житкова, В. Бианки.
Не забываем о любимице всех детей — сказке. Предлагаю для чтения сказки А. С.
Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»; сказки Павла Бажова «Уральские сказы»; а также П. Ершова «Конёк-Горбунок».
Чтобы улыбнуться и задуматься, отправьте ребёнка в «Страну невыученных уроков» Л. Гераскиной и в «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца.
Для среднего и старшего звена
На слуху у современных подростков сейчас много произведений зарубежных писателей: «Гарри Поттер» Д. Роулинг, «Винни-Пух» А.
Милна, «Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф и другие.
Конечно, эти книги замечательные, но и у наших писателей для детей создан настоящий духовный кладезь.
Произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, И. Тургенева всегда будут пользоваться интересом. Рассказы М. Зощенко, В. Шукшина, книги А. Битова, А. Грина, Б. Пастернака, В. Распутина, А. Чехова, А. Вампилова, В. Быкова, В. Астафьева, М. Шолохова, В. Войновича, Ф.
Искандера несут в себе часть эпохи, в которой происходили те или иные события, Произведения этих авторов нельзя читать впопыхах, здесь необходимо использовать все умения работы с книгой, которые формируются с младшего и среднего возраста. Для знакомства с удивительными судьбами и характерами предложите подростку: М. Горького «Девушка и смерть»; А.
Кузнецова «Моя мадонна» (о любимой жене А.С. Пушкина; С. Алексиевич «У войны не женское лицо»; И. Буркову «Я должен!».
Старшеклассникам необходимо знать стихи А. Блока, В. Маяковского. С. Есенина, Н. Асеева, А. Ахматовой, К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, Б. Пастернака, И. Северянина, М. Цветаевой, С. Чёрного — золотой фонд нашей поэтической культуры.
Любителям фантастики и приключений можно посоветовать произведения А. Беляева «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Ариель»; И. Ефремова «Лезвие бритвы»; Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»; М. Рида «Всадник без головы; рассказы Джека Лондона.
В настоящее время литературы море, главное, не заблудитесь в потоке информации. Важно, чтобы у ребёнка были свои любимые книги и желание читать.
Известно ещё то, что каждую книгу нужно читать в своё время. Если в детстве не познал прелестной магии сказок, то этот духовный пласт утерян навсегда…
Вот и получается, что мы располагаем самым доступным и сильным воспитательным средством — книгой. Читайте сами и привлекайте к чтению детей, ведь хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Увлекательных вам летних каникул и полезных, интересных книг!
Надежда СИЗОВА, учитель русского языка и литературы
Из журнала Бабьи хлопоты — №6 – 2015г.
Источник: http://dulib.ru/index.php/component/content/article/8-children/90-chto-shkolniku-chitat-letom