Игры на развитие познавательной активности у детей 1-2-3 лет

Консультация по теме: Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста

Игры, развивающие познавательную активность.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы , но и построение новых ( конечно, в пределах возможностей ребенка).

И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское  экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единственно  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов.

Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно.

Обратите внимание

В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так  и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлении момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное  экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или  руководить  действиями ребенка, но и том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.

Исполнение  этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою, очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета.

 Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является  мотивационной основой познавательной активности.

Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку).  В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты, должны быть достаточно сложными. Чем  более сложную  и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Важно

Однако для того,  чтобы  ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные  объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета.  Его знакомые  и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Хочу предложить  игры для экспериментирования.

Коробочки с секретом.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни  подойдут коробочки с различными затворами, предлагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет.

задача взрослого: привлечь внимание малыша, вызывать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачку.

Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие».

Когда ребенок откроет коробочку и достает спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее. Чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно  считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей.

Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз —  выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики.

Мы имеет в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.

Совет

Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические , квадратные и пр.) из тканей, различающихся  фактурой и цветом.

 Наполнителями служат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования.

Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок.

Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетами, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментирования с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

Волшебный мешочек. В качестве материала потребуется небольшой  мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные  знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка.

Главное , они должны быть привлекательными по цвету и рисунку.  Играть можно с небольшой группой (трое-четверо детей). Взрослый предлагает по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача – поддерживать любопытство группы («Что же найдет следующий?», « Что он достанет?»).

Если ребенок ещё не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его.

Обратите внимание

Если кто-то называет предмет, но неправильно, взрослый, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям поддержать ее в руках.

Усложнение. В последующем можно  давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку.

Или постепенно дополнять  содержимое мешочка новыми и неопределенными на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой, каштаном. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»).

После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладеть представлениями об изменении вещества, позвать его свойства и возможности.

Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр взрослый обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без.

После таких игр  приходится долго  наводить порядок. Однако  не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Наливаем-выливаем. Материал. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

Важно

Цель: Учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных – непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

  1. Выливая поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку),  взрослый наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для её заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполняется ли они? Или в бутылке останется вода?
  2. Попробуйте вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором – плавать горизонтально на поверхности воды. Попросите кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.
  3. Откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая запомнится жидкостью, окажется под водой.
  4. Залейте бутылку доверху, закройте крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.
  5. Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженной в воду горлышком вниз, другую постепенно вытаскивайте. Привлеките внимание детей к происходящему.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее та, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются.

Отметим: во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме.

Игры с песком

Песочница — излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок  был чистым. Как малыши играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки, топают и копают ножками.

Годовалый – полуторагодовалый ребенок по –настоящему лепить куличики  не может. Понятно: этому его может обучить только взрослый.  Малыш видит образец и пытается повторить.  Но вот о чем следует  помнить: не менее увлекательно другое занятие  — разрушать куличи.

Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и … опять исчезло.  Поэтому сердится на эти действия, разумеется, нельзя.

Совет

Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, ем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из-под шампуней, кремов.

Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать. А потом раскапывать различные игрушки, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это  напоминает детям их любимую игру в прятки-поиски.

Поэтому на глазах у детей можно закопать (только неглубоко) какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку (например,  рыбку) и громко выразить удивление («Ой, смотрите, наша рыбка куда-то уплыла! Попытаемся найти её»). Обычно в ответ на призыв дети  с удовольствием откликаются совочками или грабельками.

Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая беда вдохновляет на более энергичное  раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

Чему ещё можно научить малышей? Насыпать песок совочком в ведерки (или формочки), утрамбовать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

Детям постарше взрослый показывает, как конструирует из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведерок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное.

А другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком полностью или наполовину); обратить внимание : в большое ведерко помещается много песка ( чтобы его напомнить, требуется насыпать много совочков), в маленькое – мало; песок легко заполняет емкость любой  формы.

Читайте также:  Рассказы константина ушинского

Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить полпесочницы, а вторую половину оставить сухой.

Обратите внимание

В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок  оживет. Если заселить его обитателями. Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика – принц, из маленьких палочек – солдатики, а из сучка побольше – король или разбойник.

Ещё интереснее, если замок будет соединить с сушей откидной мост из небольшой дощечки…

Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушениями и воссозданием песочных замков.  Игры такой направленности могут длится  по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/25/igry-razvivayushchie-poznavatelnuyu-aktivnost-detey

Развитие познавательной активности ребенка

Очаровательный малыш своей маленькой ручкой тянется к симпатичным баночкам и быстро наводит беспорядок на мамином туалетном столике. А что может быть интереснее, чем пересыпать «похищенную» у мамы крупу? Едва научившись ходить, малыш стремится узнать, что скрывается за дверками шкафов. Думаете, малыш хулиганит? Нет! Маленький человечек познает мир.

Он исследует, изучает, экспериментирует. Что же создает в ребенке неудержимую тягу к познанию? У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.

Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Поэтому, родители, стимулируя развитие познавательной активности ребенка, вносят существенную лепту в познание юным человечком мира, развитие его способностей и благополучную адаптацию в жизни.

Конечно, мы родители хотим помочь своим детям в развитии. Причем с этим может справиться каждый ответственный и заботливый родитель. Надо лишь вооружиться определенными знаниями и уделить внимание своему ребенку.

Особенности познавательной активности детей – дошкольников

• — Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира. • Ребенок интересуется всем, что его окружает, а не только какой-то одной сферой знаний или каким-то одним видом деятельности. • Дошкольник проявляет познавательный интерес и всеобъемлющую любознательность «Что это?», «Почему?», «Как?», «Хочу все знать!». Ребенка интересует не только один какой-то предмет или явление. Его интересуют устройство, назначение предмета, каким образом и с какой целью его использовать или причины некого нового для него явления. • Ребенок процесс познания, экспериментирования, изучения сопровождает эмоциями, указывающими на его интерес к деятельности. • Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. • Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес. • К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) появляются признаки самостоятельности и самоконтроля познавательной деятельности. Ребенок может ставить перед собой цель («соберу из своего конструктора такой кран, который видел на стройке») и находить способ ее выполнить (повторяет попытки сбора, ищет недостающие детали, например, крюк в другом наборе конструктора, тесемку для подвешивания крюка, использует картинку в книжке с нарисованным краном, как пособие). Ребенок сам контролирует процесс «производства крана» и самостоятельно оценивает результат («мама, смотри, какой кран я собрал!» или при неуспехе «кран не получился, попробую в другой раз»).

Как развить у своего ребенка желание и умение познавать мир?

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия. Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний. Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ, содержащихся в помидорах и ананасах, а заодно рассказывать, как растет манго, которое ребенок не имеет возможности наблюдать в той среде, в которой живет постоянно. Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры, картошка, лук, морковь – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминок. И овощи люди выращивают на огородах и полях. Также надо помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий. Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и, конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за бутылкой пива, щелкая пультом телевизора с одного канала на другой или чересчур увлекаются компьютерными играми, а с ребенком при этом не занимаются, то, конечно, такая среда никак не способствует развитию познавательной активности у ребенка. Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной для него форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре. Познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность. Лучше давать ребенку простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Если изучаем деревья, то говорим о сосне, ели, березе, дубе, клене – о тех деревьях, которые можно наблюдать в парке или во время загородных поездок. Не стоит пытаться запихнуть в голову малыша слишком много информации. Лучше немного, но то, что легко наблюдать и все эти знания систематизировать. Причем развивающие занятия с ребенком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, по дороге к бабушке, из садика или в поликлинику, проходя через зеленый дворик, можно обратить внимание ребенка, как весной на деревьях распускаются почки и появляются листочки, а летом, как цветет липа. Наблюдения можно сопроводить кратким рассказом о том, что почка – это зимняя «спальня» и укрытие для листочка, а из цветков липы получается ароматный, вкусный и лечебный чай. В результате день идет своим чередом, а ребенок между делом получит знания и совершит интересную прогулку.

Первые шаги развития познавательной активности

Ребенку 2-3 года. В этом возрасте у малыша постепенно формируем целый набор представлений. О человеке и конкретно о себе самом. Малышу надо знать свое имя и фамилию, кто он – мальчик или девочка. О своей семье ребенку надо знать имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а так же их семейный статус – кто кем приходится ему («Коля мой братик») и кем приходятся члены семьи друг другу («Мама и папа друг другу муж и жена, а бабушка Надя – папина мама»). Для ребенка постичь семейный статус близких не так просто: порой, малышу очень трудно понять, что бабушка Надя – мама папы и даже еще жена дедушки Пети. На это требуется время и терпение родителей. Иногда на протяжении всего дошкольного детства приходится разбираться, кто кем приходится в семейном лабиринте. В представлении о человеке малыш должен знать физические особенности человека (у человека есть голова, лицо, руки, ноги, туловище; на лице – глаза, нос, рот и т.п.). У каждого человека есть имя, возраст, каждый мужчина или женщина. Ребенку надо объяснять физическое и эмоциональное состояние людей, в частности членов семьи: «Бабушка устала, она работала на даче», «Сестренка отдохнула, она поспала», «Маша веселая», «Коля грустный». Со временем ребенку эти знания помогут лучше понимать людей и легче контактировать с ними. Также у ребенка формируются знания о профессиях людей, различной деятельности, явлениях природы. Сначала простейшие знания, которые затем совершенствуются на протяжении всего детства. Для развития познавательной активности ребенка 2-3 лет огромное значение имеет развитие восприятия знаковой функции мышления и осмысленная предметная деятельность. В этот период активны органы восприятия – зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения, которые помогают познавать мир малышу. В этом возрасте ребенка надо познакомить с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый), формами (шар, куб, квадрат, треугольник), размерами (длинный – короткий, широкий – узкий, высоко – низко), а также развивать тактильные ощущения (мягкий – твердый, гладкий – шершавый). Развитию восприятия прекрасно способствуют двигательная активность и предметная деятельность ребенка. Во время движения, занятий на спортивных детских площадках, спортивных подвижных игр, занятий физкультурой ребенок сталкивается со многими предметами и получает массу впечатлений об их цвете, форме, размерах, весе (тяжелый – легкий), получает тактильные ощущения. Различные по цвету и размеру мячи, гимнастические палки, различные по цвету, размеру и форме детали для подвижных игр, например, «городки» все это прекрасные учебные пособия. Играя с ребенком в простые игры, родитель может закреплять его представления о цвете, форме, размерах. Примеры таких игр можно найти в литературе и Интернете. Так же в процессе подвижных игр ребенок развивает ориентацию в пространстве.

Игры на закрепление основных цветов и форм

«Собери по цвету». По комнате разбрасываются разноцветные кубики или мячики (красные, желтые, синие, зеленые). Так же в комнате расставляются коробки или корзинки с наклейками из цветной бумаги такого же цвета. Ребенок должен собрать кубики или мячики по цвету в коробки.

«Найди свой предмет». Родитель показывает ребенку вырезанные из цветного картона карточки (красные, синие, зеленые). Так же по комнате расположены предметы (кубики, мячики, обручи и др.) такого же цвета. Если родитель показывает зеленую карточку, то ребенок должен подбежать к зеленому предмету и т. д.

«Найди домик». По комнате разбрасываются вырезанные из картона фигурки: круги, квадраты, треугольники. В комнате стоят коробки с наклейками в виде круга, квадрата, треугольника. Ребенок должен собрать разбросанные по комнате фигурки и положить каждую в соответствующую коробку – «домик».

Сюжетно-ролевая игра учит жизни?
Девчушки играют в дочки матери. В их игре есть роли (мама, старшая и младшая дочки) и сюжет (мама кормит младшую дочку, а старшая делает уроки). Это сюжетно-ролевая игра. Зародившись в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) в виде простых сюжетов, она усложняется и достигает расцвета к 6-7 годам. Сюжетно-ролевая игра – это модель общества, в котором живет ребенок. Путем этой игры ребенок познает социальные отношения людей, учится взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила, регулировать свое поведение, решать проблемы и улаживать конфликты. Проигрывая различные роли и сюжеты, ребенок может получать новые знания и осваивать новые модели поведения. С дочкой можно организовать игру в куклы, в процессе которой девочка получит простейшие сведения по уходу за ребенком и тут же их отработает. Так же в процессе этой игры девочка может получить различные бытовые сведения. Сюжетно-ролевая игра может быть средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры. Родитель может в этом прекрасно помочь ребенку. Проблема многих современных детей – не уменние играть в сюжетно-ролевые игры. Мне пришлось наблюдать, как две девочки играли в дом. В доме одной – оживление, девчушка все время чем-то занята. В доме другой – игра не клеится и девочка, теряя интерес к своему домику, наблюдает за своей приятельницей. Причем игрушки у первой девочки скромнее, чем у второй. Однако первая все время что-то придумывает, а вторая явно не умеет играть, ее фантазия быстро истощается и, соответственно, и действий с игрушками мало. Чтобы научить играть ребенка, сначала его надо снабдить информацией на основе, которой разовьется сюжет, а потом помочь организовать игру. Например, сначала совместный просмотр с сыном книжки с картинками различных машин: грузовых, бетономешалок, экскаваторов и др., простые и краткие объяснения ребенку для чего предназначена каждая из машин. Затем ребенок может со своими игрушками разыграть все, что услышал: грузовик везет кирпичи (маленькие кубики или детали конструктора), экскаватор грузит их, бетономешалка подвозит бетон, а из привезенных материалов строится дом. Если играет компания детей, то возможно разделение ролей: строитель-каменщик, водитель машины и т. д. Также важен подбор игрушек. Они должны быть функциональными. Например, красивая кукла, но без «приданного» из одежек, различных тряпочек и иных предметов, дает значительно меньше возможностей для игры, чем кукла с большим и разнообразным приданным – ее можно переодевать, укладывать спать на постельке, кормить из посуды.

Читайте также:  Алексеев «три подвига» читать

«Учим Цвета» тематические карточки по методике Домана

Елена БАЧИКИНА, психолог

Источник: http://www.bambini.by/articles/razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-rebenka/

☀ Развитие познавательной деятельности ☀ детей раннего возраста ☀

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Важно

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников — схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Совет

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Игра для малышей — основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Видео: Программа развития познавательной деятельности у малышей

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-rannem-vozraste.html

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»

Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей от 2 до 3 лет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Черепашка»

Подготовила: воспитатель Есинова О.Б. г. Радужный

В настоящее время познавательное развитие дошкольников становится одним из основных направлений педагогической теории и практики. На развитие ребенка в целом большое влияние оказывает познавательное развитие, благодаря которому формируются интеллектуальные и личностные качества.

Ранний возраст – самое благоприятное время для познания окружающего мира, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов (Б. Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Д.Б. Годовикова, Г.И. Щукина, Г.И. Лямина, А.И. Сорокина, А.В. Петровский и др.) свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их.

Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

Обратите внимание

Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни.

Ребенок от 2 до 3 лет, познавая мир, сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это.

Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Как можно обучать малыша 2-3 лет? Только в игре! Игра – это основное, необходимое и желанное занятие в жизни ребенка раннего возраста. В играх дети изучают свойства окружающих предметов, развивают ловкость, внимание, воображение и мышление.

«Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего», — отмечала Н.К. Крупская.

Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут дидактические сенсорные игры для детей.

Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов.

Дидактические сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации об окружающем мире.

Сегодня идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию познавательной активности ребенка.

Именно в познавательной деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании детей раннего возраста. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

В том числе и для развития у ребенка познавательной активности.

В нашей группе есть девочки и мальчики. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, бойкие и «тихони».

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки» — возраст у них такой. Так их называем мы, взрослые, за любознательность.

Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

— Откуда берется снег?

— Почему в дырках ничего нет?

— Почему птица летает, а змея ползает?

— Откуда приходит дождь?

Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума?

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Совет

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Дети очень любят экспериментировать, так как им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В работе со старшими дошкольниками при экспериментировании важно использовать такие педагогические позиции, как:

  • партнерства и сотрудничества ( «Мы сделаем это вместе»)
  • передачи опыта ( «Люди обычно это делают так»)
  • обращения за помощью к детям ( «У меня это почему-то не получается»).

Взаимодействие со взрослыми помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же педагогических позиций.

Экспериментирование на начальном этапе предполагает руководство взрослого. В результате анализа, дети выдвигают предположения о возможном течении явления и его причинах. В ходе рассуждения предположения могут быть как правильными, верными, так и ошибочными.

Часто бывает так, что они противоречивы. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность.

Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Часто дети затрудняются самостоятельно формулировать выводы, поэтому детей нужно побуждать к этому.

Роль родителей в этом случае – заинтересовать и увлечь ребенка поиском, создать условия для самостоятельного решения проблемной ситуации, активизировать мышление, побуждать к возникновению вопросов и поиску ответов на них при общении с педагогом, родителями сверстниками. Далее дети сами проявляют инициативу и творческий подход к экспериментам.

Для экспериментирования необходимо использовать предметы и вещества, не опасные для жизни и здоровья детей.

Обратите внимание

Так, например, при уточнении понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; формирование представления о кислороде и углекислом газе; о значимости воздуха в жизни человека можно провести следующие эксперименты:

  1. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Вывод: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.
  2. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Вывод: пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузыри поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.
  3. Объяснить, почему круг для плавания наполняют воздухом? Вывод: круг для плавания наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.
  4. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.
  5. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.

Список литературы

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом//М.: Сфера, 2010.
  2. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. – № 2.
  3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. – № 2.

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/17848.html

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Наша кнопка

Скачать материал

С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

 На моём опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Задачи:

  • Расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

  • Создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.

Средства для решения задачи:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

по сенсорному воспитанию и развитию слухового восприятия

Сенсорный этап

I квартал

II квартал

III квартал

Цвет

«Разноцветное домино» «Спрячь мишку» «Сложи пирамидку» «Продолжи ряд» «Попади в цель» «Геометрическая мозаика» «Накорми рыбок»

«Подбери пару»

«Подбери по цвету» «Окраска воды» «Украсим елочку» «Сложи узор» «Волшебная дорожка»

«Пришей пуговицу»

«Разноцветные ленточки» «Прыг – скок» «Разноцветное лото» «Сложи узор» «Ищи свой домик» «Сухой аквариум» «Цвет и форма»

«Накорми рыбок

Форма

«Бусы для мамочек» «Занимательный куб» «Продолжи ряд» «Геометрическая мозаика»

«Выложи дом из палочек»

«Подбери по форме» «Отгадай что в мешочке» «Что нам Мишутка привез»

«Выложи по образцу»

«Занимательный куб» «Треугольник, квадрат, круг» «Что лежит в мешочке» «Геометрическое лото»

«Ищи свой домик»

Величина

«Построй пирамидку» «Раз, два, три – ищи» «Елочки» «Теремок»

«Что делают матрешки»

«Собери пирамидку» «Разложи квадраты по порядку» «Поручение» «Волшебный столик»

«Зайчик и Мишка»

«Найди фигуру» «Найди такое же колечко» «Разноцветные круги»

«Разберем – соберем»

Слуховое восприятие

«Что звучит» «Кто разбудил Аленку»

«Звонко хлопают ладошки»

«Звуковые загадки» «Что выбрал Петрушка» «Дай мне игрушку»

«Зайка, мишка и лиса, вот какие чудеса»

«Встречайте гостей» «Колпачок и палочка» «Каждый занят делом» «Угадай, кто идет» «Узнай птичку по голосу»

«Весной в лесу»

Этапы работы:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – творческий;

4 этап – создание условий для работы с детьми;

Информационно-аналитический этап.

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.

На данном этапе решается первая задача опыта. Я изучила исследования Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.

Борисенко, где освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первых трех лет жизни. Опираясь на книги М.Г.

Важно

Борисенко, изготовила игры «Наши пальчики играют», «В помощь маленькому мыслителю». На мой взгляд, появилась необходимость составить систему развивающих игр, отобрав наиболее эффективные, для детей раннего возраста.

Изучив литературу, подобрала и сделала ряд пособий и игр на развитие сенсорной моторики и слухового восприятия: «Матрешки», «Бусы для мамочки», «Разноцветное домино», «Продолжи ряд» и т.д.  Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с малышами, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходится возвращаться на начальный этап игры. Причина — низкий уровень сенсорного развития.

Проектировочный этап.

На этом этапе решается следующая задача: составить систему развивающих игр на развитие слухового восприятия и сенсорной моторики.

Для решения данной задачи я подобрала задания и провела диагностику. По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста.

Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина) и слуховому восприятию.

Творческий этап.

Цель: изготовление игр на слуховое восприятие и развитие сенсорной моторики.

При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задач и условий игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.

Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне и  в зоне познавательного развития.

На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекла к этой работе родителей, которые помогли изготовить новые игры: «Выложи домик», «Каждый занят делом», «Матрешки», «Бусы для мамочки», «Угадай, кто идет», «Весной в лесу» и другие.

Создание условий для работы с детьми.

Цель: развивать у детей познавательные способности.

Совет

В начале года я провела диагностику на определение уровня сенсорного развития, развития мышления и памяти малышей. Результаты диагностики показали, что не все дети владеют сенсорными эталонами.

От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего.

Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и слухо-зрительное восприятие.

Из бесед с родителями я узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому, следующим этапом моей работы было проведение обучающих занятий в игровой форме, которые в раннем возрасте создают положительный эмоциональный фон, на котором умственные, психические процессы протекают наиболее активно.

На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года я провела итоговую диагностику.

Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего уровня, а кто-то из детей перешел сразу на высший уровень.

Результативность проекта.

 Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорные эталоны.

Обратите внимание

Предоставленная система работы направлена не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

На основе использования игр по сенсорной моторике и упражнений на развитие слухового восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Рекомендации по использованию опыта.

Используя данный материал, рекомендую:

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-mladshego-doshkolnogo-vo.html

Ссылка на основную публикацию