День славянской письменности и культуры. мероприятие в школе. сценарий

Методическая разработка по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Сценарий Дня славянской письменности и культуры:

«Лишь слову жизнь дана»

                                                               Разработала

                                                                                       учитель русского языка

                                                                                       и литературы

Обратите внимание

                                                                                       Власова Г.М.

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой.

Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

Важно

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

— Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.

— Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

— Что написано пером, то не вырубишь топором.

— Азбука —  к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» — иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов.

И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета.

Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий: В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» — как минус, отнять, вычесть; знак «=» — как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность.

Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями.

Это были очень образованные и мудрые люди.

Совет

1 ведущий: Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране.

Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу.

И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

Обратите внимание

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный         алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, — бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь —  что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2012/12/25/stsenariy-dnya-slavyanskoy-pismennosti-i-kultury-lish

Сценарий Дня славянской письменности и культуры

Сценарий Дня славянской письменности и культуры.

«Лишь слову жизнь дана».

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Задачи:

● познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;

● показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

● познакомить учащихся с основными вехами истории древнерусской книжности;

● прививать интерес и любовь к книге

Оборудование: презентация, индивидуальные сообщения учащихся.

Ход мероприятия:

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки.

В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного.

Читайте также:  Игры на день рождения для детей 7-8 лет дома

Сейчас, даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

(Цитаты о русском языке.)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С.Тургенев

***

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С.Тургенев

***

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

***

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.Куприн

***

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н.Толстой

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Важно

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

1 ведущий: Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок.

Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом

(Пословицы).

— Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.

— Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

— Что написано пером, то не вырубишь топором.

— Азбука — к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» — иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

(Стихи о русском языке.)

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

Хочу писать на русском языке

О всем, что мыслю, чувствую и вижу,

Что в жизни я люблю и ненавижу,

Пока перо держу еще в руке.

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий: В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-».

1 ведущий:

Буквы составляют алфавит.

Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв.

Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу. (танец Ромашка)

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность.

Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями.

Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий: Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин.

А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать книги на славянском языке.

Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

(Райхона 4 В)

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв.

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами.

Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько книг.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики.

И уже позже, в Болгарии, ученики изобрели вторую азбуку. Она называлась Кириллица.

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Поэтому этот учебник получил название Азбука.

Дилнура

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном язы

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, — бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Муяссар

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

Динара, Малика, Шахзода.

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

1 ведущий. Листы с переписанным текстом после просушки складывались пополам в тетради по четыре листа (отсюда появилось само слово тетрадь: греч. тэтрас — четыре, тэтрадион — 'тетрадь', затем сшивались в книгу и переплетались.

Использовались три вида почерка древнерусских книг, написанных кириллицей, — устав, полуустав, скоропись. Древнерусские книги часто бывают украшены миниатюрами, заставками, инициалами.

2 Ведущий. Выдающимися памятниками письменности, литературы, истории древней Руси являются летописи.

Совет

Позднее превратились в художественные и исторические произведения. В них отражались взгляды авторов на мировую историю. (Танец «Калинка»)

1.Ведущий: Ну, вот, ребята, и закончилось наше мероприятие. Желаю всем удачи.

2 Ведущий : Надеюсь, что наш разговор о славянской письменности был интересным и полезным для вас.

Общеобразовательная средняя школа «Карнак».

«Лишь слову жизнь дана».

Приготовили: учителя русского языка и литературы

Джалилова Д. и Тоймедова Ф.

Карнак 2016г.

***

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внуками дадим, и от плена спасем,

Навеки.

А.А.Ахматова

***

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

… С русским языком можно творить чудеса!

К.Г.Паустовский

***

Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.

Максим Горький

***

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь

***

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.Гоголь

***

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. — П.Мериме

***

Смешно и грустно слышать, право,

Как эллочек и фимок рать

К заморским «ингам”, „шн” и “вау”

Его, кряхтя, хотят прижать.

Сергей Скачко

***

Пройти ли мне ступенями веков,

Всей правды о России вожделея?

Какую малость я подъять успею

От времени, что спит под спудом слов?

Но я – историк. Вспять не поверну.

Не ведая начертанных мне сроков,

Над родиной, отшедшей от истоков,

Я летописей крылья разверну.

И проведя корабль души моей

Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,

Я смею верить, что приму участье

В грядущем просвещении царей.

Хочу поведать людям сей земли,

Как пращуры грешили и творили,

Чтоб все мы тех уроков не забыли

И с Богом в сердце в будущее шли!

Игорь Желнов

***

А.Сумароков

***

Какая сладкая отрава:

кружочки, палочки, тире –

вести их слева и направо

под шорох дат в календаре.

У каждой буковки – звоночек,

значок в пустыне мировой,

чтоб сердце – этот пастырь строчек –

их различало меж собой.

Читайте также:  Сказка про солнышко для детей

Когда кириллицы цыплята

бумажным лугом побегут,

душа – не столь большая плата

за этот плен, за этот труд.

Свести разрозненные части,

все тридцать звуков словаря

в одну строку – какое счастье! –

и все тебе благодаря.

Как рад отшельник молчаливый

ладошкам теплого дождя,

так и поэт: сидит, счастливый,

себя в стихи переводя.

Евгений Тищенко

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/meropriyatia/stsienarii_dnia_slavianskoi_pis_miennosti_i_kul_tury

Сценарий «день славянской письменности» — скачать бесплатно

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

Слайд1.

Ведущий 1: Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Ведущий 2: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Слайд 2

— Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

Ведущий 1:

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Слайд 3

Ведущий 2:

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Слайд 4

Ведущий 1:

Молчат гробницы, мумии,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

Ведущий 2:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, и в дни страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Слайд 5

Ведущий 1:

Обратите внимание

Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.

Ведущий 2:

У славянской письменности удивительное происхождение. И славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты.

Слайд 6

Ведущий 1:

Значение письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Слайд 7

Ведущий 2:

Вначале появилось картинное письмо, потом стали изображать отдельные предметы, а затем научились передавать знаками их названия.

Слайд 8

Ведущий 1:

В истории развития славянской письменности три этапа «руница», «глаголица» и «кириллица».

Ведущий 2:

До принятия крещения на Руси использовалась велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая «Велесова книга».

Велесова книга — уникальный памятник древнеславянской письменности IX века. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками.

Слайд 9-10

Ведущий 1:

Берестяные грамоты- письма и документы на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения.

Слайд 11

Ведущий 2:

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий.

Ведущий 1:

Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

Слайд 12

Ведущий 2:

Важно

Братья — Константин после принятия монашеского сана Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин.

Слайд 13

Ведущий 1:

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

Ведущий 2:

Константин взял книги на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги стали ему понятны.

Ведущий 1: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

Ведущий 2:

Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.

Ведущий 1:

По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником.

Слайд 14

Ведущий 2:

Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Слайд 15-16

Ведущий 1:

После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

Слайд 17

Ведущий 2:

Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.

Слайд 18

Ведущий 1:

 В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

Слайд 19

Ведущий 2:

            Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

       Алмазную твёрдость глагол.

Ведущий 1:

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» — заявила Вселенной,

           «Я есмь!» — заявила векам.

Слад 20

Ведущий 2:

Совет

Старославянская азбука называется — кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы.

Слайд 21

Ведущий 1:

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя.

Ведущий 2:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» —

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!

Ведущий 1:Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах.

Слайд 22

Ведущий 2: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма.

Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Ведущий 1: Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые — Ё и Й.

Ведущий 2: В 1918 г была проведена реформа русского языка — алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.

Ведущий 1: До сих пор русский язык вызывает восхищение у большинства великих людей:

Ведущий 2: 1. Александр Куприн: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Ведущий 1: Гавриил Державина: «Славяно — российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком»..

Ведущий 2: Чингиз Айтматов: «Бессмертие народа — в его языке».

Ведущий 1: Анна Ахматова .Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Слайд 23

Ведущий 2:

И  словно  драгоценные  венцы,

Евангелия  старинные  сияли.

В обителях  послушники-писцы

Старательно  умелою  рукой

Строку  вели  усердно  за  строкой.

Ведущий 1:

Письма  славянского  узорчатая  вязь

Орнаментом  цветочным  оплелась.

А  силуэты лесных  зверей  и  птиц

Цветами,  травами  и  стеблями  вились

Слайд 24

Слайд 25 -26- 27

Слайд 28
Слайд 29

Ведущий 2:

Язык, великолепный наш язык,Речное ли, степное в нем раздолье,В нем клекоты орла и вечный рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

Ведущий 1:

В нем воркованье голубя весной,Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше,Березовая роща. Свет сквозной,

Небесный дождь, просыпанный

Ведущий 2: Уважаемые гости мероприятия предлагаем Вам принять участие в игре «Назови слово».

К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов.

Глад – голод; Здравие – здоровье; Здравый – здоровый; страж- сторож; Страна – сторона; Драгой – дорогой; Брег – берег; Древо – дерево; Хлад – холод; Врата – ворота; Злато – золото; Власы – волосы.

Спасибо за участие. Молодцы! (звуки аплодисментов)

Ведущий 1:По широкой Руси – нашей матушкеКолокольный звон разливается.Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

Ведущий 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,Братьев славных, равноапостольных,В Белоруссии, Македонии,В Польше, Чехии и Словакии.Хвалят братьев премудрых в Болгарии,В Украине, Хорватии, Сербии!

Ведущий 1:

Все народы, что пишут кириллицей,Что зовутся издревле славянскими,Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян. (Звучит музыка, идет фрагмент фильма о «Кирилле и Мефодии»)

Ведущий 2: Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается.

Ведущий 1:

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/scenariy-den-slavyanskoy-pismennosti.html

Как провести школьное мероприятие ко Дню славянской письменности?

День славянской письменности и культуры достаточно широко отмечается в нашей стране 24 мая 2019 года. Он посвящен памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые разработали для записи текстов на славянском языке азбуку.

В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения. К празднику также приурочены лекции, круглые столы, семинары, выставки и концерты, тематические показы документальных и художественных фильмов, различные мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры в школе.

Сценарий Дня славянской письменности в школе

Школьное мероприятие по случаю празднования Дня славянской письменности может включать рассказ об истории этого праздника, развитии письменности в нашей стране, чтение стихов, посвященных алфавиту, русскому языку и др.

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках.

– Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми. Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,

Родной язык у многих стран.

Праздник в школе, посвященный Дню славянской письменности и культуры продолжит рассказ об истории этого праздника:
– День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью с глубокой древности. Сейчас в Болгарии этот день является официальным национальным праздником.

– Подобные торжества проходят в Чехии, Македонии, России и других странах. В нашей стране этот праздник стали отмечать с 1863 года по решению Святейшего Синода «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою».

– По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Обратите внимание

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных –
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

Читайте также:  Обучение математике детей 5, 6, 7 лет

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

– В 1985 году, в год 1100-летия со дня смерти Мефодия, в СССР был учрежден праздник славянской культуры и письменности, который мы сегодня отмечаем.

– Со второй половины 1980-х годов проводятся «Дни славянской культуры и письменности». Каждый год столицей праздника становился один из городов.

– Впервые он прошел в Мурманске, затем в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, Владимире, Белгороде и других. С 2010 года столицей праздника является Москва, где проходят основные торжества.

Затем на школьном празднике «День славянской письменности и культуры» прозвучит рассказ об азбуке:
– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Послушайте, ребята, как назывались буквы старинной азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди… Названия букв должны были напоминать о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

– А знаете ли вы, какими были первые школы на Руси?
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

Затем ведущие прочтут стихи об алфавите:
– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

– Он просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые – Ё и Й.

– А после установления советской власти, в 1918 году была проведена реформа русского языка, в результате которой алфавит упростили. В нем осталось лишь 33 буквы, которые мы используем по сей день.

Затем на мероприятии проводящемся в школе в честь Дня славянской письменности и культуры можно рассказать об истории книжного дела в нашей стране.

– В прежние времена книг не существовало. Люди просто рассказывали друг другу удивительные истории. Но вот появился алфавит. Писцы стали вести записи о том, что происходило. Так появились первые рукописные книги.

– Материалом для русских книг до ХIV века служил пергамент – кожа особой выделки. А еще люди писали на бересте – так называется верхний слой коры березы. Делались записи даже на глиняных табличках, пока не была изобретена бумага.

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума!
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

– Но и после изобретения бумаги выпускать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой медленно выводил писец. Это была очень трудоемкая работа. Купить рукописные книги могли позволить себе только очень богатые люди.

– В ХV веке немец Иоган Гутенберг создал технологию, которая позволяла печатать книги. Текст в них набирался с помощью металлических букв. Это изобретение дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

– В России первый печатный станок разработал Иван Федоров. В результате книги в нашей стране стали выходить большими тиражами.

– И теперь благодаря трудам Кирилла и Мефодия, создавших славянский алфавит, трудам изобретателей книгопечатания и других людей мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Сценарий Дня славянской письменности для школьников может включать и практические задания, например, посвященные пословицам и поговоркам о языке.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Век живи, (век учись).
  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • За одного ученого (двух неученых дают).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда пригодится).
  • Не красна книга письмом, (а красна умом).
  • Корень ученья горек, (да плод его сладок).
  • Книга мала, (а ума придала).
  • Ученье – свет, (а неученье – тьма).

Ведущий:
– Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Скажите, ребята, что они означают?

  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Не бросай слов на ветер.
  • Твоими бы устами да мед пить.

– А теперь отгадайте загадки:

***
33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.

(Буквы).

***
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его?

(Букварь).

***
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней.

(Книга).

Также можно предложить ребятам принять участие в играх на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

May 2018-07-23

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-provesti-shkolnoe-meropriyatie-ko-dnyu-slavyanskoy-pismennosti.html

Сценарий внеклассного мероприятия и презентация на тему «День славянской письменности»

Цель мероприятия:

Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.

Задачи мероприятия:

Познакомить с просветительской деятельностью св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.

Развить способности и задатки учащихся, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.

Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас учащихся.

Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты.

Важно

Сформировать положительные качества, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к слову, патриотические чувства).

Ход мероприятия.

Преподаватель (Слайд 1)

Что для каждого из нас родной язык, слова, которые мы можем написать и прочитать? Очень многое! Без языка, без букв не было бы нашей нации – русского народа, не было бы нашей истории.

Сегодня мы расскажем вам о том, как появились первые буквы и слова, без которых не было бы ни одной книги. Наше сегодняшнее мероприятие  посвящено тем, кто создал славянскую азбуку – святым равноапостольным Кириллу и Мефодию…

Ведущий 1 (Слайд 2)

24 мая – День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) – российское название праздника, приуроченного к дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла

Ведущий 2 (Слайд 3)

До Мефодия и Кирилла славяне не имели единой письменности, которая позволяла бы передавать сложные по смыслу духовные тексты. На основе греческого письма Мефодий и Кирилл создали первый славянский алфавит.

Ведущий 1 (Слайд 4)

Изначально праздник, существовавший в Болгарии ещё в X-XI веках, отмечался только церковью. В России он тоже был церковным праздником.

Церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых, и 18 мая 1863 года Святейший Синод принял указ о провозглашении 24 мая по новому стилю Церковным праздником Салунских братьев.

На государственном уровне впервые официально День славянской письменности и культуры был торжественно отпразднован в Российской империи в 1863 году, в честь 1000-летия создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием.

Ведущий 2 (Слайд 5)

Совет

К сожалению, во время советской власти День славянской письменности был отменен как праздник, объединяющих всех славян, и не отмечался многие десятилетия. И лишь в 1986 году праздник возродили.

И в Союзе впервые День славянской письменности и культуры был отпразднован в 1986 году в городе Мурманске, а затем в Вологде, Новгороде, Киеве и Минске. С 1987 года праздник уже получил широкое распространение в обществе, за ним закрепилось название «День славянской письменности и культуры».

30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры.

А в 1992 году в Москве на Славянской площади был торжественно открыт памятник святым Кириллу и Мефодию. Создатель памятника — скульптор В. М. Клыков. В наше время День славянской письменности и культуры является единственным в России государственно- церковным праздником. Церковь 24 мая чествует память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий 1 (Слайд 6)

О святых Кирилле и Мефодии. Известно, что братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Среди сохранившихся до наших дней древнейших памятников славянской письменности сохранились также и жизнеописания создателей славянской грамоты – святых Кирилла и Мефодия.

Наибольший интерес представляют «Житие Константина Философа», «Житие Мефодия», «Похвальное слово Кириллу и Мефодию».

Ведущий 2 (Слайд 7)

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что Кирилл и Мефодий – греки, братья, родились в семье византийского военачальника в македонском городе Солунь (Фессалоники).

Обратите внимание

Теперь этот город принадлежит современной Греции и находится на берегу Эгейского моря. Кроме Кирилла и Мефодия в семье было ещё пять братьев. Мефодий был самым старшим из семи братьев, а Константин самым младшим.

Мефодий предположительно родился около 815 года.

Его светское имя, увы, неизвестно. По предположению многих исследователей мать братьев была славянкой, и именно по этой причине братья владели с детства славянским языком так же хорошо, как греческим.

Скорее всего это был один из диалектов древнеболгарского языка. Кирилл родился около 827 года и до пострижения в монашество носил светское имя Константин. Кириллом же он стал почти перед самой кончиной.

Ведущий 1 (Слайд 8)

Оба брата получили прекрасное образование и хорошее воспитание.

Мефодий сначала пошёл по стопам отца и решил сделать военную карьеру, но потом около 852 года принял монашеский постриг, а позже стал игуменом монастыря Полихрон.

Кирилл же, с рождения одарённый филологическими способностями, с юных лет тяготел к наукам. Уже в солунской школе в возрасте 14 лет он читал книги одного из отцов Церкви IV века – Григория Богослова.

Затем Константин получил образование в Константинополе у крупнейших учёных своего времени, таких как Лев Грамматик и Фотий, изучая античную литературу, философию, математику, астрономию, риторику и музыку. Закончив обучение, Кирилл принял сан священника и стал трудиться библиотекарем в соборе Святой Софии в Константинополе.

Ведущий 2 (Слайд 9)

Ни карьера, ни богатство, ни брак с красавицей не прельщали юношу, носившего тогда ещё имя Константин. Любимыми его занятиями были размышления и молитвы. Но Константин оказался очень востребованным человеком, в 851-52 годах ему пришлось отправиться ко двору арабского халифа в составе посольства асикрета Георгия, где будущий просветитель вёл богословские споры с мусульманскими учёными.

Вернувшись в Константинополь, Константин отправился к брату в монастырь. Но вскоре после возвращения оба брата — и Кирилл, и Мефодий — по просьбе моравского князя Ростислава, были посланы византийским императором в Великую Моравию (863-866 годы)..

Весь материал — в архиве.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-i-prezentatsiya-na-temu-den-slavyanskoy-pismennosti.html

Ссылка на основную публикацию