Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: «Здравствуй, лес,лес, полный сказок и чудес!»
Цели: Формирование культуры восприятия лирики, научить детей чувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы, бережно относиться к ней.
Оборудование:
- аудиозапись лесного шума, пения птиц, песни «Как прекрасен этот мир»
- мультимедийный проектор
- презентация «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»
- видеоряд
- интерактивная доска
Эпиграф:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
Ход урока:
1.Организационный момент 2.Введение в тему, мотивация, знакомство с темой и целями урока:
— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш урок посвящен… Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки. (Слайд 1)
1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)
2. Весной веселит,летом холодит,осенью умирает,
весной оживает.(Лес)
3. Богатырь стоит богат,Угощает всех ребятВаню – земляникой,Таню – костяникой,Машеньку – орешком,Петю – сыроежкой,Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.(Лес)
Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего урока «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!» И мне бы хотелось, чтобы в начале урока прозвучали строки стихотворения С. Погореловского. (Слайды 2-6)
(Учитель произносит слова на фоне записи лесного шума)
Лес. Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, деревья-великаны, никогда не смолкающий лесной шум.
Лес является неиссякаемым источником творчества, здоровья, бодрости человека. В произведениях русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Давайте обратимся к нашей выставке репродукций картин И.И.Шишкина «Лесная глушь», «Утро в сосновом бору», “Дубы”, “Роща у пруда. Преображенское”. (Слайды 7-10)
— Вам нравятся эти картины? Чем они вам нравятся? (обсуждение, анализ репродукций, ответы уч-ся) -Художник очень четко подобрал краски для изображения леса. Ведь И.И.Шишкина называли певцом леса. “Лес шумит”- так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. “Русский лес”- название романа Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы… Как вы думаете, почему лес так часто становится героем произведений искусства? (Русский лес – красота, богатство и гордость нашей страны. С ним связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны, чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра и, конечно, радость, отдых, красоту). — Правильно, но это еще не все. Человек получал и получает от леса чистоту воздуха, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – видеоряд, показывающий красоту окружающей нас природы – (видеоряд)
3. Изучение нового материала
— Да, окружающий нас мир прекрасен. Не случайно к теме природы так часто обращаются писатели и поэты. А теперь мы с вами посмотрим, какой открывается нам красота русского леса в стихотворении замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина.
(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.
)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
— Какое настроение звучит в этом стихотворении? — Какую картину вы представляете? (Учащиеся делятся впечатлениями.)
— Попытаемся понять, какими художественными средствами И.
Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
— Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
• Проверка. — Здесь много прилагательных: расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной, желтою, пестрый терем.
— Какие из этих прилагательных — эпитеты? Подчеркните их. — Вспомните определение эпитета. (Слайд 11)- Слова какой части речи могут быть эпитетами? — Всякое ли прилагательное – эпитет? • Проверка.
— Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов? — Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре. — Эпитет помогает почувствовать настроение поэта.
— Это верно. Но не только они. Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт. Но сначала вспомним, что такое сравнение. (Слайд 12)
(Делаются записи в тетради:
Лес — словно терем расписной — стоит стеной Елочки – как вышки Просветы в небо – что оконца Осень – вдовой вступает)
— Проанализируем выписанные сравнения
(учитель читает их). На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения?
— Какую роль играют сравнения в стихотворении? — Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
— А какова роль сравнения осени с вдовой? — Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь. — Сформулируйте вывод.
— Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение.
Учитель:
— Таким образом, с помощью различных выразительных средств И. Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат.
Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще — грусть, с другой стороны.
— Стихи русских поэтов учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия — тоже великое чудо.
Но открывается, как чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному.
Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами.
Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей).А теперь давайте представим, что мы в лесу.
— Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.
)
— Как можно назвать одним словом? (Растения)
— Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
— Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.
)
— Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.)
Сосны, елки, березы, кленыЭто лес – он наш друг зеленый!Добрый друг, он шумит, поетИ в прохладную тень зовет.А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.
Игровая ситуация «Узнай дерево» (слайды 13-25)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица.Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.(Ель.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Этой бабке сто лет,Горба у нее нет,Высоконько торчит,Далеконько глядит,Придет смерть за старушкой,
Весной зеленела,Летом загорала,Осенью надела,
Красные кораллы.(Рябина.)
Клейкие почки,Зелёные листочки,С белой корой
Стоит под горой. (Берёза)
Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос.Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
С моего цветка берётПчёлка самый вкусный мёд.А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
— Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
— Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) ( Слайд 26 с названием кустарников)
Загадки: (слайды 27-29)
1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.) 2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.) 3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.
) 4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.) 5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет.
(Смородина, черная и красная.)
— Ребята, давайте еще раз вспомним названия кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные. Ваши мамы наверняка вам готовят чай из целебных трав, чтобы вылечит горлышко, кашель.
Каждое лекарственное растение собирают в определенное время. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
— Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (слайды 30-35)
Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 36)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички. (Ромашка)
Какое растение называют часами? (Шиповник)
Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (Чистяк)
Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
— Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. (слайды 37, 38)
5. Физкультминутка Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер — полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
— Итак, мы увидели, как прекрасна природа, как прекрасен и могуч русский лес.
Но всегда ли мы бережем эту красоту? Всегда ли платим добром за то добро и заботу, которые проявляет по отношению к нам планета Земля? (Приводя примеры, учащиеся должны прийти к выводу, что происходит загрязнения воздуха и водоемов, исчезли и находятся на грани вымирания многие виды животных и т.д.
)
— Мы с вами любим лес, понимаем его красоту, негодуем по поводу его разорения. Правда? Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред лесу? (Уч-ся приводят примеры: непогашенный костер, брошенная спичка, остатки пищи и мусора после похода в лес)
— Действительно, отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным: человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица земли растения, меньше становится животных и птиц. Об этом говорят и поэты.
Звучат стихи А. Викулова и Г. Горбовского.
Показ слайдов 39-44
Речушка вдоль околицы теклаНегромкая…Но мы ее любили, дети…Она ведь первая была для нас,И значит лучшая на свете.Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,И слизь зеленая,И хвощ болотный вылез…Как будто люди целью задались Убить ее –
И своего добились. (С. Викулов)
Пожар отклокотал и умер.И умер лес, отзеленел…Трагедию отчислил в суммеОдин хозяйственный отдел.Медведь ушел, удрали зайцы,Хватили горя комары.В жилищах птиц сварились яйцаОт неестественной жары.
Стоял, как братская могила,Безрукий, безволосый лес!Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!Я уходил из этой жутиС большой тревогой за людей…Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…злодей, злодей! (Г. Горбовский)
— Ребята, вся красота природы может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно.
Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья.
И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни. Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?(ответы учащихся) (слайды 45-48)
Ученик:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ученик:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывайМусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Ученик:
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
— Ребята, я думаю, что наш урок не прошел впустую.
Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас.
Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.
6. Итог урока. 1) Выставление оценок за урок. Самооценка. 2) Чтение учителем стихотворения о лесе. (слайд 49)
Лес не только для нашей забавы,Он богатство нашей страны.Все деревья в нём, ягоды, травыНам на пользу, друзья взращены.Каждый куст берегите, ребята!Где росток ты увидишь простойМожет вырасти дуб в три обхвата,
7. Домашнее задание. Написать рассказ о лесе, сделать плакат по охране леса.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/12/08/zdravstvuy-lesles-polnyy-skazok-i-chudes
Погореловский «здравствуй, лес!» — Педагог
11.10.2018
1
2 Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!
3 Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?
4 Что там шепчешь на заре, Весь в росе и в серебре?
5 Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
6 Все открой, не утаи: Ты же видишь — мы свои ! С. Погореловский
7 Лесные пожары — это стихийные бедствия, охватывающие, как правило, обширные территории в несколько сотен, тысяч и даже миллионов гектаров. Гибель людей, уничтожение бесценного «зеленого богатства», непоправимый ущерб богатейшей лесной фауне – печальный, трагичный итог лесного пожара.
8 Причинами лесных пожаров чаще всего, по мнению специалистов, становятся: Безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнем, нарушают правила пожарной безопасности, оставляют непотушенные костры или окурки в местах отдыха. Детская шалость с огнем. Сжигание мусора вблизи жилых домов и на территории, прилегающей к лесным массивам. Искры из выхлопных труб автотранспорта. Самовозгорание промасленного обтирочного материала. В редких случаях виноваты естественные причины: Удар молнии.
9 Если где-то задымится, Если где-то загорится, По тревоге как один Позвоним мы «01». Мы ближайшему району Сообщим по телефону — Где горит и что горит И кто об этом говорит !
10 Как постараться не допустить пожара в лесу. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности. К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте.
Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище. Как постараться не допустить пожара в лесу. При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожности.
К таковым мерам относится все, что связано с огнем вообще. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, особенно под теми, у которых нижние ветви крон находятся на небольшой высоте. Нельзя разводить костер там, где много сухой травы или близко расположены сухие пни.
Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать попавшееся старое кострище.
11 ЧЕЛОВЕК, БЕРЕГИ ЛЕС ОТ ПОЖАРА!!!
Источник:
Коллектив авторов — Читаем дома с мамой. Для детей 6-7 лет
• Как автор называет зиму? Попробуй объяснить почему.
• Что зимой происходит с деревьями?
• Выучи стихотворение наизусть.
• Выучи стихотворение наизусть.
• Как автор относится к зиме?
• Какие ковры и мосты имеет в виду автор?
• Почему автор называет мороза воеводой? (смотри сноску на с. 175.)
• Любит ли мороз свои владенья?
• Как называются ромашки, колокольчики, незабудки, ландыши одним словом?
• Нарисуй полевые цветы.
• Много ли лепестков у ромашки?
• Что происходит в природе весной?
• Откуда вернулась ласточка?
• Чем интересен простой одуванчик?
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
«Серёжа!» – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.
Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
• Почему луг, на котором росли одуванчики, был то зелёным, то золотым?
• Зачем растениям нужен дождь?
• Почему ночью всё кажется серебряным?
• Почему поэтесса разговаривает с лесом как с живым существом?
• Что следует за ночью?
• Нарисуй картинку к стихотворению.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды – ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятел, синички, совы – ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора – береста – бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниёт дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но сто́ит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает.
Валить такие деревья – занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове.
Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.
Источник:
Детские стихи. Читать стихи для детей онлайн
Воспитателям (Л. Литвак)
Может, просто стало нам привычно, Но не видеть этого нельзя, Что у воспитательниц обычно Вечером усталые глаза… Мы-то знаем, что это такое, Детворы неугомонный рой! Тут с одним-то не найдешь покоя, А не то, что с этакой г�
Далее:Осенний клён (Е. Серова)
Клён растопырил ладошки, Моется тёплым дождем. Радуясь новой одёжке, Смотрит, как мимо идём. Может, не ждал он подарки. Может, и сам удивлён. Как неожиданно ярко Осень раскрасила клён. Клоунским пёстрым нарядом М
Далее:На травке (Тим Собакин)
На травкеу леса густогопаслась луговая корова. А в море,водою плеская,ныряла корова морская. И где-тона дерево ловкокарабкалась божья коровка… Везде успевают коровы:коровы -они будь здоровы!
Далее:Медвежата (Г. Лебедева)
Метет в лесу метелица.В берлоге спит медведица.С нею рядышком лежатДвое толстых медвежат. Ничего они не знаютНи про лес, ни про мороз,Никуда не вылезают,Не высовывают нос. Медвежатам хорошоВозле мамочки большой:Так ую�
Далее:Хомяк (Л. Огурцова)
Источник: http://pedagogtop.ru/drugoe/pogorelovskij-zdravstvuj-les.html
Читать
А. Жилинская
Читаем дома с мамой: для детей 6–7 лет
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015
Растём, играя
Михаил Яснов
Я ПРИДУМЫВАЮ ФАМИЛИИ
Утёнок – УТОЧКИН!
Цыплёнок – КУРОЧКИН!
Щенок – СОБАЧКИН!
Жеребёнок – КЛЯЧКИН!
Барашек – ОВЕЧКИН!
А я?
– ЧЕЛОВЕЧКИН!
• Какая у тебя фамилия? А у мамы с папой?
• Как ты думаешь, а зачем вообще людям фамилии?
СКОРОГОВОРКИ – это игры со словами. Их нужно произносить сначала медленно, затем быстрее. Самое главное – произносить их без ошибок и очень быстро. Тренируйся!
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* * *
Около кола бьют в колокола.
* * *
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
* * *
Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
* * *
Все бобры для своих бобрят добры.
* * *
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
* * *
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
* * *
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
* * *
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
* * *
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
* * *
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
* * *
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.
* * *
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Корней Чуковский
ЗАГАДКИ
* * *
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)
* * *
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска.)
* * *
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Губы и зубы.)
* * *
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
(Пароход.)
* * *
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)
* * *
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)
* * *
Шёл Кондрат
В Ленинград,
А навстречу – двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – двенадцать котят.
У каждого котёнка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему —
В Кострому.
Валентин Берестов
ИСКАЛОЧКА
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
• Играешь ли ты в прятки? Расскажи правила этой игры.
Эмма Мошковская
НОС, УМОЙСЯ!
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!
• Сколько раз в день ты умываешься?
• Чистишь ли ты зубы два раза в день?
• Моешь ли уши каждый день?
Эмма Мошковская
«У взрослых – очки…»
У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приёмник, который на шею надет.
А такого красивого стёклышка
нет!
Всё у них есть —
И часы, и браслет…
А такого красивого стёклышка
нет!
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=264322&p=20
Внеклассное мероприятие «Здравствуй, ЛЕС, полный сказок и чудес!»
«Здравствуй лето, здравствуй, лес, полный сказок и чудес!»
Внеклассное занятие по правилам безопасного поведения:
«Здравствуй лето, здравствуй, лес, полный сказок и чудес!»
Цель: развитие познавательной активности учащихся, воспитание любви к природе, к родному краю и пропаганда безопасного поведения в лесу.
-
Стихи о лете и предстоящих каникулах!
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это просинь высоты,
Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног.
-
Зрительная гимнастика «Вот оно какое наше лето!»
-
Сценка «В лесу!» (неправильное поведение)
Сценка мальчиков (в исполнении учеников)
1й ученик
Да, до чего же летом хорошо кругом!
А давайте мы, ребята, в лес пойдём!
3й ученик
Ну, давай-ка, музыку включай!
Зачем нам слушать тишину,
Она так на уроках надоела!
4й ученик
Напишу на дереве я имя,
Пусть узнают все, что здесь был я!
1й ученик
Костерок разведём,
Только веточек найдём.
2й ученик
А зачем искать,
Можно их наломать!
3й ученик
А вокруг цветов, ребят,
Вот нарвём охапок для мам и девчат!
Ведущая:
Наши ребятки веселились, как могли,
Отдохнули и ушли.
У потухшего костра
Три разбитых ими склянки,
Две размокшие баранки,
У куста лежат бумажки –
Словом, мусора гора!
Погуляла детвора!
(назидательно)
Враг природы тот, кто лес не бережет.
-
Беседа с залом о правилах поведения на природе.
Мотивация: Исправление ситуации. Выстраивание правил поведения в лесу.
Учитель:
Нет! Нет! Нет! Не так мы себе представляем прогулку по лесу!
Перемотаем время вспять и зайдём мы в лес опять!
И пусть для всех, кто хочет познакомиться с чудесами природы и умеет правильно вести себя здесь, лес словно гостеприимный дом, откроет свои двери.
Перед нами чудо- лес. (сопровождение презентацией)
Ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Ученик
Когда ты идешь по травинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой,
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое — пчелою забралось в цветы,
А третье — лягушкою скок в ручеек.
Ученики
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А, если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Ученик:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ученик:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Ученик:
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Учитель: И основное правило в лесу – это не разводить огонь без присмотра взрослых.
Презентация «Лесные пожары»
Ученики:
Любите родную природу: Озёра, леса и моря, Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на неё. Давайте же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.
Видеоролик на песню Ю. Антонова «А я люблю свои места родные»
Вручение памятки: «Безопасное поведение в лесу»
Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.
Лес – это наше богатство!
Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Лес – зеленые легкие нашей планеты. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы
Лес – это лекарственные растения – настоящее богатство природы. Люди собирают их и сдают в аптеки.
Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вред природе.
Запомните правило: собирать растения можно только в тех местах, где их много. Собирать нужно не все растения, а лишь часть, заботясь о будущем.
На самом деле, ребята, невозможно успеть рассказать обо всех лекарственных растениях, их огромное количество. Но надо не только их знать, но и уметь пользоваться.
(читают дети)
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветки.
(Это Шиповник)
Вот ромашка от ангины,
Горло ею полощи.
Земляника от простуды,
Чай скорее завари.
Чистотел лицо отбелит,
Волос вылечит лопух,
Ландыш с мятой успокоят.
Стихи о подорожнике
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук (подорожник)
Вырастает подорожник,
Лишь подходит срок,
На земле сухой и твёрдой
Около дорог
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил
Помогая молча людям,
Не боясь невзгод,
Рядом с нами подорожник
На земле живёт.
-Что это за растения? (лекарственные растения)
Ученик (стихотворение «Тишина»)
Если, слушать тишину, то можно услышать эхо!
Ученик (стихотворение «Эхо»)
Но самое интересное, что можно услышать в лесу – это пение птиц
Релаксация «Пение соловья»
Ученик
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чём поёт
Щегол и реполов.
Поёт на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ученик
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?
Ученик
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Ученик
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы пролетят –
Они и там, и тут,
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
Ученик (стихотворение «Просьба рыбки»)
Ученик:
Вот, друзья, мы и узнали
какую пользу
Принесёт нам в лес поход.
День потратишь на природе –
Будешь целый год здоров!
Учитель:
Только правила безопасности в природе знай и никогда о них не забывай!
ПАМЯТКА «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ»
Наш край богат красивыми лесами. Часто люди, устремляясь в лес, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и теряются. Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда спасатели не могут найти потерявшихся, и люди без вести пропадают. Чтобы такое с вами не случилось, запомните и в дальнейшем соблюдайте эти простые правила.
ГЛАВНОЕ: не ходите в лес по одному, это очень опасно. Сообщите своим родственникам (знакомым) о своем маршруте и времени возвращения.
ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ЛЕС?
Собираясь в поход или просто в лес, обязательно возьмите с собой самое необходимое, а именно: компас, нож, спички, соль, небольшой продуктовый паек, легкую запасную одежду. Спички и одежду упакуйте в полиэтилен, чтобы не промокли в случае дождя. Желательно надеть яркую одежду: в случае поисков вас легче будет заметить в лесу.
КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЛЕСУ?
Прежде чем войти в лес, выясните, где находятся основные ориентиры: дороги, реки, ручьи, населенные пункты с тем, чтобы схематично представить границы местности, в которой будете ходить.
Определите по компасу стороны света, чтобы знать в каком направлении надо будет возвращаться.
Если у вас не оказалось компаса, то запомните, с какой стороны светит солнце, при возвращении оно должно светить с другой стороны.
ЕСЛИ ВЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ
В первую очередь — не поддавайтесь панике. Успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов, отдохните несколько минут. Пока отдыхаете, вспомните, где и как вы ходили, прислушайтесь, не доносятся ли звуки, говорящие о близости людей. Знайте, что в тишине (особенно в вечернее время) слышимость различных звуков такова:
- движение автомашины по шоссе 1 — 2 км.;
- движение автомашины по грунтовой дороге 1 км.;
- ружейный выстрел 2 — 4 км.;
- разговор — 250 м.;
- громкий крик 1 — 1,5 км.
Но не торопитесь идти на звук. Необходимо несколько раз проверить его направление. Звук лучше слышен на горках, когда стихнет ветер.
Выйдя в лесу на ручей, небольшую речку — идите вниз по течению, вода приведет вас к людям.
Находясь в лесу, не берите в рот незнакомые ягоды и грибы, они могут быть ядовитые.
ЗАПОМНИТЕ!
Вас будут искать, но спасение во многом
зависит от вашего грамотного поведения в лесу!
(Экологическая справка)
Лес – зеленые легкие нашей планеты. 1 гектар (10 тыс. кв. м – 100 м х 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух.
1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 т пыли,
1 гектар лиственного леса – 50-70 тонн.
— Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю.
Первые плоды появляются только через 20 лет (дуб)
http://festival.1september.ru/articles/567991/
Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-zdravstvuy-les-polniy-skazok-i-chudes-402401.html
Стихи о лесе для старших дошкольников
Тема недели «Лес — наше богатство»
Предлагаю очередную подборку стихов, связанных данной темой. Здесь вы найдете стихи про лес. Читайте стихи, разучивайте их с детишками, развивайте выразительную речь ребенка!
В лесу
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев
В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
Н. Саконская
В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский Лес наполняет грибами лукошко И про запас Оставляет немножко…
Ведь звери лесные Грибами питаются, Поэтому жадным Вход в лес воспрещается!
В. Шульжик
Лесная семейка
Над рекой Поднялся клён, А под ним, Со всех сторон, Выросли кленочки:
Дочки и сыночки.
В. Орлов
Хорошо у нас в лесу!
Только я в кусты вошла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Две синички в тишине
Звонко пели песни мне.
Я подальше забрела,
Там черники набрала.
Все теперь домой несу.
Хорошо у нас в лесу!
Г. Ладонщиков
Наш лесок
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Только раз погоревали:
Заблудился бедный Валя.
А. Прокофьев
Грибной лес
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, пóд ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду —
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесем домой грибов
Полное лукошко.
Я. Аким
Ели
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат.
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков –
Разве не чудо?
Г. Галина Скатерть-самобранка
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Т. Шорыгина
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит…
И. Белоусов
В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня. Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне. Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок. И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
В. Орлов
Лес
Источник: http://drujhnaia.blogspot.com/2012/10/blog-post_24.html
Урок в 5 классе на тему: «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»
Оборудование:
- аудиозапись лесного шума, пения птиц, песни «Как прекрасен этот мир»
- мультимедийный проектор
- презентация «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!»
- видеоряд
- интерактивная доска
Эпиграф:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский.
^
1.Организационный момент 2.Введение в тему, мотивация, знакомство с темой и целями урока:
— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш урок посвящен… Впрочем, вы сейчас сами определите его тему. Посмотрите на оформление нашего класса и отгадайте загадки. (Слайд 1) 1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес)
2. Весной веселит,летом холодит,осенью умирает,
весной оживает. (Лес)
3. Богатырь стоит богат,Угощает всех ребятВаню – земляникой,Таню – костяникой,Машеньку – орешком,Петю – сыроежкой,Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес)
Так, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Тема нашего урока «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!» И мне бы хотелось, чтобы в начале урока прозвучали строки стихотворения С. Погореловского. (Слайды 2-6)
(Учитель произносит слова на фоне записи лесного шума)
Лес. Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, деревья-великаны, никогда не смолкающий лесной шум. Лес является неиссякаемым источником творчества, здоровья, бодрости человека. В произведениях русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Давайте обратимся к нашей выставке репродукций картин И.И.Шишкина «Лесная глушь», «Утро в сосновом бору», “Дубы”, “Роща у пруда. Преображенское”. (Слайды 7-10) — Вам нравятся эти картины? Чем они вам нравятся? (обсуждение, анализ репродукций, ответы уч-ся) -Художник очень четко подобрал краски для изображения леса. Ведь И.И.Шишкина называли певцом леса. “Лес шумит”- так называется рассказ русского писателя В.Г.Короленко. “Русский лес”- название романа Л.М.Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы… Как вы думаете, почему лес так часто становится героем произведений искусства? (Русский лес – красота, богатство и гордость нашей страны. С ним связана судьба русского народа: из леса строились крестьянские избы, лес давал тепло, зверя, ягоды и грибы. Лес прятал и оберегал партизан во время Великой Отечественной войны, чистоту воздуха и рек, защиту полей от ветра и, конечно, радость, отдых, красоту). — Правильно, но это еще не все. Человек получал и получает от леса чистоту воздуха, защиту полей от ветра, от разрушения почвы и, конечно, радость, отдых, красоту.
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – видеоряд, показывающий красоту окружающей нас природы – (видеоряд)
3. Изучение нового материала
— Да, окружающий нас мир прекрасен. Не случайно к теме природы так часто обращаются писатели и поэты. А теперь мы с вами посмотрим, какой открывается нам красота русского леса в стихотворении замечательного поэта начала 20 века И.А.Бунина.
(Чтение стихотворения И. Бунина подготовленным учеником.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой… — Какое настроение звучит в этом стихотворении? — Какую картину вы представляете?
(Учащиеся делятся впечатлениями.)
— Попытаемся понять, какими художественными средствами И.
Бунин создает образ осени (повторяем понятие «образ – картина жизни, проникнутая чувствами и мыслями писателя.
— Выпишите прилагательные, с помощью которых показал яркую красоту осенней природы.
— Какие из этих прилагательных — эпитеты? Подчеркните их. — Вспомните определение эпитета. (Слайд 11)- Слова какой части речи могут быть эпитетами? — Всякое ли прилагательное – эпитет?
• Проверка.
— Какова роль цветовых прилагательных? Эпитетов? — Цветовые прилагательные дают возможность увидеть, что осень уже провела своей волшебной кистью по деревьям и разбросала пятна краски, словно на палитре. — Эпитет помогает почувствовать настроение поэта. — Это верно. Но не только они. Вчитаемся в стихотворение и узнаем, что с чем сравнивает поэт.
Но сначала вспомним, что такое сравнение. (Слайд 12)
(Делаются записи в тетради:
Лес — словно терем расписной— стоит стеной Елочки – как вышки Просветы в небо – что оконца Осень – вдовой вступает)
— Проанализируем выписанные сравнения (учитель читает их).
На какие две группы можно разделить сравнения по способу выражения? — Какую роль играют сравнения в стихотворении? — Сравнение с теремом помогает понять восхищение поэта, ведь терем – это верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
— А какова роль сравнения осени с вдовой? — Оно делает концовку стихотворения немного грустной, ведь природа умирает до весны, чтобы потом возродиться вновь. — Сформулируйте вывод. — Сравнение помогает понять чувства автора, его настроение. Учитель: — Таким образом, с помощью различных выразительных средств И.
Бунин изобразил осенний лес, утопающий в разноцветном убранстве, во всей красе. Мы чувствуем его душистый аромат. Мы ощущаем радость, с одной стороны, и еще — грусть, с другой стороны. — Стихи русских поэтов учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия — тоже великое чудо.
Но открывается, как чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому, внимательному.
Входишь в лес – и как-будто открываешь невидимую дверь, перед которой оставляешь всю житейскую суету: неудачи, неприятности, зло, раздражение, обиды. Входишь в лес, как в храм, и уже на пороге ты видишь. Жизнь и смотришь на нее другими глазами. Лес наполняет душу радостью, легкой печалью, умиротворением – и ты очищаешься. Ребята, вы любите гулять в лесу? (Ответ детей).А теперь давайте представим, что мы в лесу.
— Что вы видите в лесу? (Деревья, кустарники, травы, цветы.)
— Как можно назвать одним словом? (Растения)
— Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)
— Ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света.)
— Вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы, липы, осины и т.д.). Можно заблудиться среди таких деревьев? (Да.) Сосны, елки, березы, кленыЭто лес – он наш друг зеленый!Добрый друг, он шумит, поетИ в прохладную тень зовет.А вы знаете, что для васОн загадки свои припас.
Игровая ситуация «Узнай дерево» (слайды 13-25) Что же это за девица? Не швея, не мастерица.Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Этой бабке сто лет,Горба у нее нет,Высоконько торчит,Далеконько глядит,Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна.) Весной зеленела,Летом загорала,Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)
Клейкие почки,Зелёные листочки,С белой коройСтоит под горой. (Берёза) Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос.Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок,Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) С моего цветка берётПчёлка самый вкусный мёд.А меня всё ж обижают:Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
— Какие растения расположены ниже деревьев? (Кустарники.)
— Какие вы знаете кустарники? (Малина, шиповник, брусника, барбарис, калина, боярышник, черника, можжевельник, толокнянка, рябина, крушина или волчья ягода.) ( Слайд 26 с названием кустарников)
Загадки: (слайды 27-29)
1. Над водой, водой – стоит с красной бородой. (Калина.) 2. Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник.) 3. Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина.) 4. Черненька, маленька, сладенька ребятам миленька. (Черника.) 5. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая – чернеет. (Смородина, черная и красная.)
— Ребята, давайте еще раз вспомним названия кустарников. Что общего между ними. (Ответы детей). А самое главное, что все они лекарственные.
Ваши мамы наверняка вам готовят чай из целебных трав, чтобы вылечит горлышко, кашель. Каждое лекарственное растение собирают в определенное время.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, часть растений нужно обязательно оставлять в природе, не вытаптывать рядом растущие растения.
— Какие вы знаете лесные цветы и травы? (Ромашка, колокольчик, Иван-да-Марья, фиалка, герань лесная, ландыш, медуница, душица,зверобой, земляника.) (слайды 30-35)
Кроссворд: «Лесные цветы» (слайд 36)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Растут сестрички – золотой глазок белые реснички.
(Ромашка)
Какое растение называют часами? (Шиповник)
Растение с ярко желтыми блестящими цветками. На ночь и в непогоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок.
(Чистяк)
Как называется месяц, когда цветет ландыш? (Май)
— Ребята, среди цветов есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах.
Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. (слайды 37, 38)
5. Физкультминутка
Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер — полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил.
— Итак, мы увидели, как прекрасна природа, как прекрасен и могуч русский лес.
Но всегда ли мы бережем эту красоту? Всегда ли платим добром за то добро и заботу, которые проявляет по отношению к нам планета Земля? (Приводя примеры, учащиеся должны прийти к выводу, что происходит загрязнения воздуха и водоемов, исчезли и находятся на грани вымирания многие виды животных и т.д.
)
— Мы с вами любим лес, понимаем его красоту, негодуем по поводу его разорения. Правда? Но нет ли примеров, когда мы своими руками наносим вред лесу? (Уч-ся приводят примеры: непогашенный костер, брошенная спичка, остатки пищи и мусора после похода в лес)
— Действительно, отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным: человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица земли растения, меньше становится животных и птиц. Об этом говорят и поэты.
^
Показ слайдов 39-44
Речушка вдоль околицы теклаНегромкая…Но мы ее любили, дети…Она ведь первая была для нас,И значит лучшая на свете.Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,И слизь зеленая,И хвощ болотный вылез…Как будто люди целью задались Убить ее –И своего добились. (С. Викулов) Пожар отклокотал и умер.И умер лес, отзеленел…Трагедию отчислил в суммеОдин хозяйственный отдел.Медведь ушел, удрали зайцы,Хватили горя комары.В жилищах птиц сварились яйцаОт неестественной жары.Стоял, как братская могила,Безрукий, безволосый лес!Что ни пихта – иссякла сила.И что ни лиственница – крест!Я уходил из этой жутиС большой тревогой за людей…Не люди лес сожгли, не люди!Не человек…злодей, злодей! (Г. Горбовский) — Ребята, вся красота природы может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни. Как же нужно относится к лесу? Как вести себя в лесу?(ответы учащихся) (слайды 45-48)
Ученик: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ученик: Ветки дуба не ломай, никогда не забывайМусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать,Из рогатки не стрелять. Ты пришел не убивать!
Ученик: Бабочки пускай летают, ну кому они мешают!Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги, ведь они нам не враги.
— Ребята, я думаю, что наш урок не прошел впустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас.
Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.
6. Итог урока. 1) Выставление оценок за урок. Самооценка. 2) Чтение учителем стихотворения о лесе. (слайд 49) Лес не только для нашей забавы,Он богатство нашей страны.Все деревья в нём, ягоды, травыНам на пользу, друзья взращены.Каждый куст берегите, ребята!Где росток ты увидишь простойМожет вырасти дуб в три обхвата,Березняк иль малинник густой.
7. Домашнее задание. Написать рассказ о лесе, сделать плакат по охране леса.
Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1496548.html