Дидактические игры по математике в средней группе: картотека тем и проведение математических игровых занятий в детском саду
Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя — вызвать интерес ребёнка к этому предмету.
Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра.
Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.
Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы
Как показывает педагогическая практика, воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным.
Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной.
Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.
Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:
- заинтересовать ребёнка математическим материалом;
- углубить его математические представления;
- закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
- учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.
В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:
- совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
- формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
- развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.
Воспитательная цель подобных игровых занятий — это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации — в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.
Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.
Ещё один ключевой приём — нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога — создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез.
Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота.
Так путём исследования постигается понятие высоты.
Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.
Введение в содержание занятия сказочных персонажей или милых зверюшек, несомненно, вызовет у малышей живой интерес
Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них — отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти — согласно программы для средней группы).
Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного
Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий.
Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше).
В результате у дошкольников пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.
На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.
Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.
Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)
Большое разнообразие дидактических игр — универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.
Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время
Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:
- игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
- игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
- пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
- игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
- пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).
Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.
«Помоги черепашке найти свой остров». У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик — необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире.
Задача малышей — поместить каждую черепашку в свой домик.
Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.
Дидактическая игра на соотношение количества и числа
«Чайный сервиз». Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.
Цель игры — научиться соотносить количество и число
«Теремок». Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.
Игра-драматизация с персонажами — геометрическими фигурами
«Домино фигур». Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.
Игра закрепляет умение различать геометрические формы
«Сначала и потом». Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).
Изображения исходных предметов и объектов
Левая часть карточки свободна — туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.
Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время
«Аквариум». Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).
Первый вариант расположения рыбок
Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.
Второй вариант расположения объектов
«Монгольская игра». Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).
Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения
Подвижные игры
Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик».
Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» — подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник.
Затем принцип игры меняется — нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).
Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру
Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее — малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)
Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.
«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате.
Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек — их поровну.
Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.
Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.
«Пчёлки»
«Вышли пальчики гулять»
«Игрушки»
«Котёнок»
Гимнастика для глаз «Кошечка»
- Вот окошко распахнулось,
- Вышла кошка на карниз.
- Посмотрела кошка наверх,
- Посмотрела кошка вниз.
- Вот налево повернулась,
- Проводила взглядом мух.
- Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.
Логические игры
Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.
«Что получится?». Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.
Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию
Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:
- Если два больше одного, то один… (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
- Если правая рука справа, то левая … (слева).
- Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).
«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).
Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе
Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.
Конспекты игровых математических занятий
Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год
Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)
Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками
Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.
Приведём примеры таких самодельных игр.
- С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
- В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
- Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.
Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике
Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формы
Игра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветов
Игровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения
Игра — это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий в средней группе в игровой форме интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников — учит их общаться друг с другом и педагогом.
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/didakticheskie-igryi-po-matematike-v-sredney-gruppe-kartoteka.html
Математические игры для детей четырех лет
По-прежнему в зоне особого внимания взрослого находится забота о познании ребенком пространственных характеристик мира предметов и изображений. Однако дети стали старше, и важно обратить внимание на количественные признаки предметов и групп предметов.
Дети этого возраста ревностно относятся к сохранению равенства, но часто равенство соотносят не с количеством, а с пространственной величиной группы.
Счет для них — пока еще очень трудная задача, поэтому научить другим приемам установления равенства или неравенства групп предметов (например, путем приложения) — основное в работе с детьми 4 лет.
Цель: формирование умения ориентироваться на листе бумаги: находить пространственные положения: вверху, внизу, справа, слева; формирование умения сравнивать группы предметов по количеству (без счета), отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько, сколько», «больше», «меньше», «поровну».
Дидактический материал: 3 карточки, по-разному разделенные на клетки; 6 изображений мячей: один большой, два немного меньше, три самых маленьких.
Игровые правила: надо «показать» игру зайчиков с мячиками, положив мячики в клетки около зайчиков, согласно инструкции взрослого.
Игровые действия: нахождение мячиков соответствующей величины, определение на карточке заданного взрослым пространственного направления и раскладывание там мячиков.
Ход игры
Взрослый рассказывает о том, что зайчик (зайчики) захотел(и) поиграть с мячиком (мячиками). Предлагает ребенку подобрать мячик (мячики) соответствующей величины: большой зайчик — большой мячик.
Спрашивает: «Чего больше? Чего меньше?» Побуждает к ответу выражениями «столько, сколько», «больше», «меньше», «поровну». Рассказывает о том, как зайчик (зайчики) играл(и) с мячиком (мячиками): подбрасывал(и) его (их) вверх, вниз, бросал(и) вправо, влево.
Дети показывают то место, куда попадали мячики: кладут мяч (мячики) вверху, внизу, справа, слева от зайчика (зайчиков).
Взрослый следит за действиями ребенка, обращает внимание на ошибки, хвалит за успех.
Внимание! Взрослый предлагает взять мячик (мячики), который (которые) по величине подойдет (подойдут) зайчику (зайчикам): большой зайчик — большой мячик, зайчики поменьше — мячики поменьше, маленькие зайчики — маленькие мячики.
Игра «Три медведя»
Наблюдая деятельность ребенка, мы замечаем, что он безошибочно составляет пирамидку, складывает матрешек, собирает вкладыши-стаканчики… А вот рассказать словами о том, какие между предметами отношения по величине, дети не могут.
Осознанными, осмысленными знания и умения могут считаться тогда, когда они проявятся в активной речи.
Вот почему так важно научить ребенка не просто подбирать предметы, разные по величине, строить из них ряды в возрастающем или убывающем порядке, но и отражать свои действия в речи.
Цель: формирование умения сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем или убывающем порядке, словами обозначать размерные отношения: самый большой — поменьше — самый маленький.
Дидактический материал: карточка, разделенная на три полосы (в начале каждой полосы — изображение медведя: на первой полосе самый большой медведь — Михайло Потапович, на второй — медведь поменьше — Настасья Петровна, на третьей — самый маленький медведь — Мишутка); набор маленьких карточек с изображениями стульчиков, чашек, ложек, кроватей, столов (по три изображения каждого предмета: большой, поменьше, маленький).
Игровые правила: надо каждому медведю «дать» предмет согласно его величине. Сравнить предметы между собой и словами сказать о результатах сравнения: самый большой, поменьше, самый маленький.
Игровые действия: подбор предметов, разных по величине.
Ход игры
Взрослый предлагает «дать» предмет каждому медведю: самому большому медведю — Михайло Потаповичу — самый большой, тому, который поменьше, — Настасье Петровне — предмет поменьше, самому маленькому — Мишутке — самый маленький. Следующие предметы можно раздавать тогда, когда ребенок расскажет о размерных отношениях между величинами предметов.
Взрослый следит за действиями ребенка, обращает внимание на ошибки, хвалит за успех.
Внимание! Перед игрой вспомните с ребенком сказку «Три медведя», имена главных героев.
И. Житко
Источник: https://vscolu.ru/matematika/igry-po-matematike-dlya-detej-4-x-let.html
Картотека игр по математике
Математика (под.гр.) «Кто быстрее?» Цель: Закрепить название цифр с помощью их, выполнять различные движения. На площадке нарисуйте два ряда по восемь кругов на небольшом расстоянии друг от друга, обозначьте их цифрами. Играют двое детей. Им надо по сигналу на одной ноге восемь раз пропрыгать маршрут, не сбившись в порядке цифры от 1 до 8. Выигрывает тот, кому это удалось. Игра повторяется с другой парой детей. |
|||
Математика (под.гр.) «Какая команда быстрее соберется?» Цель: Учить детей быстро находить цифры и строится по порядку. Выполнять различные задания. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – черные. Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть. Дети бегают по комнате под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со столов цифры и выстраиваются по порядку в две колонны. Обратите внимание Дети, которые остались без цифр, дают задание игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие: Пусть тот, у кого цифра три, присядут 5 раз; Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу больше; Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза. Цифры возвращаются на прежнее место, и игра продолжается. |
|||
Математика (под.гр.) «Найди фигуру» Цель: Углублять знания детей о геометрических фигурах, закрепить названия цифр, учить их находить и называть. На полу лежат 3 – 4 обруча на небольшом расстоянии друг от друга. В каждом обруче геометрическая фигура и цифра. Дети берут по одной фигуре и начинают двигаться по комнате. По сигналу каждый должен найти свой «домик». Те, у кого трапеция, — бегут к обручу с трапецией, те, у кого треугольник, — к обручу с треугольником и т.д. Возле обруча должно стоять столько детей, какая цифра в обруче. Поэтому, если играющий прибежал поздно к обручу и оказался «лишним», ему нужно сменить фигуру и бежать к другому обручу, где еще есть «свободное» место. |
|||
Математика (под.гр.) «Игра с кубом» Цель: Закрепить прямой счет, называть цифру, считать дальше от названной цифры.
Ребенок, поймавший куб, называет цифру на грани и считает дальше, после чего бросает куб другому ребенку и дает задание поймавшему его: «Считай в обратном порядке». Игра проходит в быстром темпе. В ней должно принять участие как можно больше детей. |
|||
Математика (под.гр.) «Отгадай число» Цель: Учить детей отгадывать число, используя наводящие вопросы. Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалочке выбирается ведущий. На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Важно Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». – «Оно меньше шести?» — «Да». – «Это число пять?» — «Да». (После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал. ) |
|||
Математика (ст. гр.) «Кто знает – пусть дальше считает» Цель: Учить детей вести прямой счет, развивать внимание и память. Игра проводится в кругу с мячом. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей и называет любое число (в пределах 6). Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать дальше (еще 2 числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет число. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз. |
|||
Математика (ст. гр.) «Неделька, стройся» (усложненный вариант) Цель: Упражнять в умение находить дни недели, называть их, определять какое время года и называть месяцы. На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т.е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания: -Выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);-Выходит день, который обозначает понедельник; -Выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе. |
|||
Математика (ст.гр.) «Игра со счётными палочками» Цель: Учить детей выкладывать геометрические фигуры с помощью палочек, сравнивать их по размеру, считать количество палочек. Перед детьми коробка со счётными палочками. Воспитатель предлагает отсчитать четыре палочки и сделать квадрат. Уточняет, какую фигуру они сделали. Предлагает отсчитать ещё три палочки сделать ещё один квадрат. Ещё три палочки и ещё квадрат. Вопросы к детям: -сколько квадратов? -сколько четырёхугольников? -из скольких палочек сделан четырёхугольник? -из скольких палочек сделаны квадраты? -сколько квадратов? — сколько четырёхугольников? |
|||
Математика (ст. гр.) «Найди спрятанную игрушку» Цель: Учить детей находить предмет с помощью указанного маршрута, с помощью карты, по словесному указанию. Ребёнок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы её найти ребёнку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай семь шагов и там ищи» и .т.д. |
|||
Математика (ст. гр.) «Отгадай-ка» Цель: Закрепить порядковый счёт, а также дни недели, находить пропущенные дни. В рукавичке жили: мышка-норушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка — по вторникам, зайчик — по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка. — Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка? — Назовите эти дни недели? — Из какой сказки эти герои? |
|||
Математика (ст. гр.) «Вчера, сегодня, завтра» Цель: Уточнить умения детей называть что было вчера, сегодня, будет завтра. Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали….» Ребёнок поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда» |
|||
Математика (ср. гр.) «Сделай узор» Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки, правильно называть геометрические фигуры, а потом их них складывать различные предметы. Загадайте детям загадки про геометрические фигуры:
|
|||
Математика (ср. гр.) «Что мы делаем» Цель: Продолжать учить детей называть части суток, правильно выполнять различные действия, закрепить название дней недели. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего — угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, вопрос задаётся о других частях суток. |
|||
Математика (ср. гр.) «Назови такое же число» Цель: Учить детей находить различное количество геометрических фигур, сравнивать их по размеру, цвету, Учить находить предметы похожие на эту фигуру. Перед детьми на столе «коврик» (лист бумаги), разделённый на треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники и игральный кубик. Дети по очереди бросают игральный кубик на коврик и должны назвать фигуру, на которую упадёт кубик. (можно также найти на «коврике» столько же фигур, сколько точек на грани кубика; назвать фигуру и найти в комнате предметы такой же формы) |
|||
Математика (ср. гр.) «Что спрятали?» Цель: Развивать внимание, называть овощи и фрукты, считать их и называть каких не стало, обращать внимание что изменилось. На фланелеграфе расположены овощи. Воспитатель предлагает детям сказать сколько каких овощей. Сколько их всего. А затем ответить какой овощ который по порядку. Совет Затем предлагают детям закрыть глаза и убирают один овощ. Дети отвечают какого овоща не стало, какой он был по счёту. |
|||
Математика (ср. гр.) «Кто больше запомнит?» Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, считать их, называть количество и цвет. На фланелеграфе в произвольном порядке располагаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто назовёт больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур. |
|||
Математика (ср. гр.) «Что, где?» Цель: Учить выполнять задания, находить предметы и их расположение по отношению к себе. Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки: Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть. Всех нам надо сосчитать, Чтобы знать кому начать. Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребёнок дал верный ответ, он становится ведущим. Вопросы, которые можно задавать: что впереди? Что над головой? Кто возле тебя? И т.д. |
|||
Математика (ср. гр.) «Назови-ка» Цель: Закреплять умения сравнивать деревья и предметы по размеру, отвечать на вопросы быстро и правильно. Ведущий бросает кому-либо мяч и говорит: «Дерево высокое, а кустарник — …..» «Низкий», — отвечает ребёнок и бросает мяч другому ребёнку. Задания могут быть такими: — дом низкий, а кран ….(высокий) — ветка тонкая, а дерево …(толстое) — река широкая, а ручей ….(узкий) — гольфы длинные, а носки ….(короткие) — стол большой, а стульчик …(маленький) |
|||
Математика (ср. гр.) «Игра с палочками» Цель: Учить детей перебирать палочки сначала правой, а потом левой рукой, развивать внимание, память, мышление.
При повторном проведении игры дети правой рукой придерживают коробку, а левой выкладывают по одной палочке. В процессе игры уточните, какой рукой дети берут из коробки палочки; сколько палочек лежит на столе, сколько в коробке. После того как дети выполнят задание, спросите у них: кто выложил палочек больше? Как узнать, не пересчитывая палочки, у кого меньше? |
|||
Математика (2 мл гр.) «Парные картинки» Цель: Продолжать учить находить много и один предметов. Закрепить умение работать правой рукой, отвечать на вопросы воспитателя. Играющим раздаются карточки с картинками, где изображены один или два предмета. Дубликаты картинок лежат на середине стола. Дети кладут карточки перед собой и по очереди открывают карточки, лежащие на середине стола. Находя картинку, которая образует пару с имеющейся у него, он откладывает обе карточки в сторону. Игра продолжается до тех пор пока все дети не сложат пары картинок. |
|||
Математика (2 мл. гр.) «Чудесный мешочек» Цель: Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы. Обратите внимание В мешочке находятся знакомые детям геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разной величины. Вызванный ребёнок на ощупь определяет форму первой попавшейся ему фигуры, называет её и достаёт из мешочка. Дети определяют правильность ответа. Затем ребёнок должен назвать любой предмет такой же формы. Игра продолжается пока не будут названы все геометрические формы. |
|||
Математика (2 мл. гр.) «Найди свой домик» Цель: Продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать глазомер и внимание. На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат два обруча. Внутри обруча вырезанный из картона квадрат, а в другом прямоугольник. Дети разделены на две группы: у одних в руках квадраты, у других — прямоугольники. Дети бегают по комнате, по сигналу воспитателя каждый ищет свой домик. |
|||
Математика (2 мл. гр.) «Разложи карандаши» Цель: Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, раскладывать карандаши от короткого до длинного и наоборот. На столе выкладываются карандаши разные по длине и цвету. Воспитатель даёт задание: «Выбери самый длинный карандаш. Выбери карандаш покороче. Покажи рядом два карандаша одинаковые по длине. Разложи карандаши по порядку: самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий». |
|||
Математика (2 мл. гр.) «Найди такое же колечко» Цель: Упражнять в сравнении предметов по величине, учить находить одинаковые по цвету. Учить называть основные цвета.
|
Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kartoteka-igr-po-matematike.html