Экологическая квест-игра в детском саду в подготовительной группе
Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи: 1. Образовательные: • Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать. 2. Развивающие: • Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки; 3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Ход:
Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я – старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес! Вы знаете, что такое лес? А вы знаете, как в лесу гулять нужно? (ответы детей).
Лесовичок: Хорошо. А то есть такие дети, которые приходят в лес и начинают ветки ломать, цветы рвать, обижают птиц и насекомых, зверей пугают. Вы, наверно, тоже такие? (ответы детей).
Лесовичок: Ну, хорошо! Так уж и быть, разрешу я вам погулять, да поиграть в лесу. А за это вы мне должны найти и принести шишки. Но не простые, а золотые!
Лесовичок: А в этом вам помогут мои друзья – Лесные жители. Отправляйтесь к ним в гости! Если вы выполните их испытания, и принесете мне Волшебные шишки, то я разрешу вам гулять по лесу отныне и навсегда!
Лесовичок: А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту как попасть к моим друзьям – лесным жителям. Только помните: чтобы в Лесу не потеряться, держитесь за руки. Между станциями дети осуществляют переход, держась за руки, цепочкой.
Станция 1.
Кикимора: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). Я должна убедиться в том, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и поднимать зеленый или красный кружок: • ломать ветки; • оставлять после себя мусор; • разорять гнезда и муравейники; • собирать ягоды; • уничтожать ядовитые грибы; • разжигать костры; • слушать пение птиц; • громко кричать; • рвать большие охапки цветов.
Кикимора: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их! За это дам я вам волшебную шишку(отдает шишку).
Станция 2.
Лиса: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (ответы детей). Я – Лисичка-сестричка. Чтобы ваше лесное путешествие проходило веселее, я предлагаю вам повторять за мной все движения и слова. Я говорю, а вы за мной повторяете. Итак, начнем!
Логоритмика «Лесною тропою» Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много, По дорожке в лес пойдём, Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой) Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой») Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта) Белка скачет скок, поскок, (прыжки) И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши) Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам) По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках) Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Лиса: Молодцы, ребята, вижу, что вы все умные и смышленые, в лесу не пропадете! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).
Станция 3.
Медведь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). А знаете, что я люблю больше всего? (ответы детей). Правильно! Я люблю мед. Вы знаете, что мед получается из цветов? Сейчас я хочу, чтобы вы мне помогли и посадили как можно больше цветов!
Эстафета «Посади цветы». Дети встают в две команды, у каждого кегля в руках. По команде – по одному бегут до ориентира, ставят «цветок» и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник, и так, пока все цветы не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит цветы и польет растения. Медведь: Отлично справились! Столько цветов посадили! За это я дам вам награду (отдает шишку).
Станция 4.
Баба Яга: Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Знаете, кто я? (ответы детей). Я – баба Яга Костяная нога! Вы хотите гулять по лесу? Тогда я сейчас проверю, что вы знаете о животных и птицах. Задание «Назови одним словом» Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери. Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья. Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы. Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды. Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые. Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
Задание «Что за зверь?»
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.) 2. Когда я голодный меня не встречай, Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.) 3. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.) 4. Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.) 5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.) 6. Длинноухий трусишка, залез в огород, Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.) Баба Яга: Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы в лесу? (Ответы детей). А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
Задание «Что за птица?».
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.) 2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.) 3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.) 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.) 5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.) Баба Яга: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. И птиц, и животных знаете. В лесу будете хорошо ориентироваться! Отдаю вам вашу награду (отдает шишку).
Станция 5.
Эстафета «Убери мусор».
Волк: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что волк считается санитаром леса? Я люблю чистоту и порядок. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас помочь мне. Нужно убрать мусор. Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то, что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. Добежать, взять мусор и положить в мусорное ведро, и вернуться обратно. До тех пор, пока не кончится мусор. Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор. Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести чистоту в лесу. Спасибо вам! Вот ваша награда (отдает шишку).
Заключительная часть:
Команды по готовности возвращаются к Лесовику и отдают ему шишки. Лесовик благодарит их, и еще раз спрашивает о правилах поведения в лесу.
Лесовичок: Что вы мне принесли? (ответы детей). Надо же! Справились! Целых 5 штук принесли! Молодцы! Значит, испытания вы все прошли. А вот теперь я хочу вас спросить о правилах поведения в лесу. Я буду показывать вам картинки, а вы отвечайте.
Лесовичок: Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.
Лесовик. Запомните, ребята: надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков.
Свод правил поведения в лесу для детей:
№ Правила Пояснение 1 Ходите в лес только со взрослыми На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм 2 Не поджигайте сухую траву Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев. Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар 3 Не оставляйте мусор на природе. Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные 4 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть 5 Не дразните диких животных Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.
Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт.
Скачать Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»
Экологическая игра. Турнир орнитологов в детском саду для детей подготовительной группы Экологические игры для дошкольников Экологические игры для детей дошкольников
Игра «Счастливый случай» по экологии в подготовительной группе
Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы
Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog68259/yekologicheskaja-kvest-igra-lesnoe-puteshestvie.html
Экологическая игра Знатоки природы подготовительная группа
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района»
Экологическая игра
«Знатоки природы».
(подготовительная группа)
Составила социальный педагог:
ХребтоваОльга Михайловна.
Цели: развитие устной речи, внимания, мышления; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей. Познакомить детей с Красной книгой.
Предварительная работа: экскурсии, беседы, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы Е. Чарушина «Лиса», «Волк», «Заяц», Е. Трутнева «Белка», проведение природоохранительной акции: «Первоцветы рядом с нами», написание совместно с детьми письма рыжей лисе, просмотр видеофильмов о животных, птицах, насекомых.
Материал: картинки живой и неживой природы, эмблемы для каждого ребенка, музыкальное сопровождение, костюм сороки, мультимедиа, эмблема природы, коктельные палочки для раздувания краски, гуашь.
Словарная работа: Красная книга.
Ход занятия.
Звучит музыка «Звуки леса».
Педагог:
— Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и с разными интересными животными. Поучаствуем в экологической игре «Знатоки природы», где будут соревноваться две команды: команда «Птиц» и команда «Животных».
Выходят команды, предлагаю с ними познакомиться.
Приветствие команды птиц:
Мы на праздник прилетели
Открывайте шире двери
Мы на празднике лесном
Приз возьмем и упорхнем.
Приветствие команды животных:
Мы животные лесные
Нет в игре для нас преград
Соревноваться каждый рад.
Педагог:
— Ребята, посмотрите у наших участников игры перевернуты эмблемы, а это означает, что команды приготовили друг другу задания.
Сначала команда птиц будет загадывать о себе загадки, а команда животных должна отгадать. Так мы с вами узнаем, какие птицы прилетели к нам на праздник.
Потом свои загадки будет загадывать команда животных, а команда птиц будет отгадывать.
Загадки команды птиц:
Всю ночь летает
Мышей добывает
А станет светло –
Спать летит в дупло (сова). Показ слайда 1.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь). Показ слайда 2.
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут меня… (скворец). Показ слайда3.
Все время стучит
Деревья долбит,
Но их не калечит
А только лечит (дятел). Показ слайда 4.
Загадки команды животных.
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка). Показ слайда 5.
Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь). Показ слайда 6.
Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк). Показ слайд 7.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик). Показ слайда 8.
Педагог:
— Вот мы с вами и познакомились с участниками наших команд.
Ребенок читает стихотворение «Лес».
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Педагог:
— Ребята, а вы бы хотели попасть в лес? Но прежде чем мы попадем с вами в лес, давайте вспомним правила поведения в нем.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Педагог:
— А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
Звучит музыка «Звуки леса».
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
(педагог переодевается в костюм сороки: шапочка, фартук, бусы).
Дети открывают глаза.
Педагог в костюме сороки:
Я веселая сорока
Я сорока – белобока
Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу.
Гости к нам сюда идут
Интересно будет тут.
— Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного, и я сорока – белобока, приготовила несколько забавных заданий для вас.
1 конкурс:
«С какого дерева лист».
Детям предлагается отгадать, какие листья нарисованы на карточках.
2 конкурс:
«Назови, одним словом».
Волк, лиса, медведь, тигр, лев – это … звери (слайд 9).
Малина, смородина, брусника, черника – это …ягоды (слайд 10).
Ель, береза, тополь, клен – это…деревья (слайд 11).
Воробей, снегирь, поползень, кукушка – это…птицы (слайд12).
3 конкурс:
«Художники».
На листах кляксы из краски. Превратите их в животных или растения.
(дуют трубочками на краску и дорисовывают рисунок).
Проводится физминутка «Прогулка в лес».
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики погрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,
Надо нам букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Вправо звон: динь – дон.
Влево звон: динь – дон.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья,
Вот бегут муравьи. Посчитаем их мы.
Раз, два, три, четыре, пять.
Убежали опять.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодки собрали.
Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Ох, как ягодки вкусны!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.
4 конкурс:
«Кто лишний?»
Комар, бабочка, кузнечик, медведь (слайд 13).
Синица, голубь, воробей, грач (слайд14).
Ромашка, колокольчик, жарки, астра (слайд 15).
Дуб, береза, тополь, ель (слайд 16).
5 конкурс:
Игра «Живая» и неживая природа.
Детям предлагаются картинки живой и неживой природы. Команда животных отбирает картинки о живой природе, а команда птиц о неживой природе.
6 конкурс:
«Угадай, чей голосок?»
Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/ekologicheskaia-igra-znatoki-prirody-podgotovitelnaia-gruppa/
Добу «детский сад № 24» — экологические игры
«Значение игр в экологическом воспитании детей»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы.
Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Экологическое воспитание детей в детском саду строиться на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находиться в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
А экологические занятия, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Экологические игры бывают:
- ролевые;
- дидактические;
- имитационные;
- соревновательные;
- игры-путешествия.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти.
В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
С помощью игры решаются различные учебные задачи:
- формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
- формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
- формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
- совершенствование нравственно-экологического воспитания;
- формирование навыков умственной деятельности детей;
- научить детей слушать и понимать обращаемую к ним речь;
- умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:
-
Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
-
Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.
-
В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.
Предполагаемый результат
- заботливое отношение к природе;
- способность делать выводы о том, как человек может беречь природу;
- умение правильно взаимодействовать с природой;
- формирование умения делать элементарные умозаключения;
- расширение кругозора способствует интеллектуальному развитию;
- создание дружеских отношений в игре;
- умение играть по собственному замыслу;
- логически мыслить, принимать быстрее решения, работать в коллективе;
- повышение самооценки.
Источник: http://habsad24.ucoz.ru/index/ehkologicheskie_igry/0-313
Экологические игры для старших дошкольников
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Пояснительная записка
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Цели использования:
- воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
- создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
- воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Место использования:
- Организованная образовательная деятельность
- Экологические праздники
- Прогулки, экскурсии
Планируемые результаты:
С помощью игр у дошкольника сформируются:
- интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
- готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
- эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Методика использования дидактических игр.
- Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
- Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
- Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
- Не затягивать игру во времени.
- Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
- Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Игры с применением моделирующей деятельности
«Лесной многоэтажный дом»
Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал: Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает детям карточки с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуи, шерсть). Затем ведущий предлагает картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет свои квадраты на карте, выигрывает.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользоваться моделями.
МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает карты с изображением моделей разных сред обитания (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает детям. Дети закрывают пустые квадраты картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первый закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети
раскладывают, кто кем питается.
растения — гусеница — птица
злаковые травы — грызуны — змеи
злаковые травы — мышь — хищные птицы
следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь
трава — кузнечик — луговые птицы
насекомые и их личинки — крот — хищные птицы
тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы
травы (клевер) — шмель
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ВОДОЕМА»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей
выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ В ЛЕСУ»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и
предлагает выложить пищевые цепочки:
растения — гусеница — птицы
растения — мышка — сова
растения — заяц — лиса
насекомые — ежи
грибы — белки — куницы
лесные злаки — лось — медведь
молодые побеги — лось — медведь
«ЖИВАЯ — НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.
Источник: http://mortkadsad.ucoz.ru/publ/ehkologicheskoe_vospitanie/ehkologicheskie_igry_dlja_starshikh_doshkolnikov/11-1-0-157
Экологические игры для детей (картотека)
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).
Игра проводится в природе. Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка).
Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы).
Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт? Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
«Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
«Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Источник: http://11.detsad-abinsk.ru/3158-2/
Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах «Экологический квест – Путешествие в сказочный лес»
Гнеушева Людмила АлексеевнаГнеушева Татьяна ВикторовнаПроскурина Светлана Ивановна
Воспитатель, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-УдэВоспитатель, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-УдэУчитель-логопед, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гнеушева Л.А., Гнеушева Т.В., Проскурина С.И. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах «Экологический квест – Путешествие в сказочный лес»// Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 04.04.2019).
Заказ № 43853
В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест? Квест – это игра на местности. Квесты (англ. Quest — поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение.
Использование его в старшей логопедической и подготовительной группах обусловлено возрастными особенностями детей. Велика потребность детей в движениях и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место.
Дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение.
Дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.
Квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий).
Команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (в представленной работе задача собрать пазлы). Данная работа выполняется в виде квеста на местности (на участке) по теме экология, цель которой собрать пазлы с участием различных героев, выполнив при этом задание.
Такой вид работы развивает у детей ловкость, смекалку, память и чувство помощи товарищам. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение.
В ходе экоквеста детям приходится общаться с членами команды и здесь они должны продемонстрировать свое знание правил этикета, умение выстраивать общение. Начинается игра с постановки цели (необходимо найти сундук, дети встречаются с героями, которые предлагают игры):
Цель: продолжить экологическое образование детей.
Задачи:
— повторить правила поведения в лесу;
— развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь;
— воспитывать экологическую культуру детей.
Совушка: — Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.
Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
— Ребята, мы сегодня здесь собрались на квест игре. Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по сказочному лесу. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!
Совушка: — Ребята, на каждое задание вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это:
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали,
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
(за ответы командам выдается пазл №1)
— Молодцы, а что это там за шум?
(вбегает Лесовичок и баба Яга)
Лесовичок: Помогите! Помогите!
Совушка: Что случилось, Лесовичок?
Лесовичок: -Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?
Баба Яга:
В лесу беда случилась,
Вокруг всё изменилось:
Птицы не поют,
Цветы не цветут,
Ветер не шумит,
Речка не журчит….
Лесовичок:
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли,
Бабочки пропали…
Совушка: — Ребята, давайте уберём мусор на полянках, и тогда снова полянках будет чистой.
Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт мусор?»
На полу разбросан «мусор»: бумага, газета, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор» (выдается пазл №2).
Баба Яга: — Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие, чистые полянки у нас. Давайте поиграем. Сейчас встанем по порядку, дружно делать все зарядку.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко,
И отправились в дорожку.
(наклониться вперед и покачать руками и шаги по кругу)
Лесовичок: — Ой, ой, ой, к нам пришел волшебник злой. Он руками замахал, всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями все стали.
-Тогда для начала вам нужно отгадать загадки:
1. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Березы)
2. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
(Дуб)
3. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
4. Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат.
Нет, не все еще — у этих
Листья тихо шелестят.
(Осины)
5. Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябина)
6. Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
(Сосна)
Отгадали все загадки (за задание выдается пазл №3).
Совушка: — Молодцы! Но это еще не все, у меня для вас еще одна игра, называется она «Четвертый лишний» (дети называют лишний предмет):
— Дикие и домашние животные (волк, лиса, заяц, собака)
— Яблоко, груша, слива, капуста.
— Утро, обед, вечер, сентябрь.
— Декабрь, сентябрь, октябрь, ноябрь.
(за задание выдается пазл №4).
Баба Яга: Игра «Так — не так»
— Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Лесовичок все делает наоборот, чтобы запутать детей):
— Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
— На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
— Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
— Теплая погода зимой (ТОПАЮТ)
— Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
— Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
— Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
— Залаяли птицы, запели собаки (ТОПАЮТ)
— За зимой весна придет (ХЛОПАЮТ)
— Весной дождик часто бывает, землю поливает (ХЛОПАЮТ)
— Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
— Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Лесовичок: — Какие молодцы, вот вам пазл №5.
Совушка:- Экологическая игра «Что растет в лесу?» с подготовительной группой (картинки — деревья, грибы, ягоды, растения). «Кто живет в лесу?» старшая логопедическая группа. Дети выкладывают на мольберт картинки с предметами.
В конце задания выдаются пазл №6.
Совушка: — Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу. Дети повторяют поведения в лесу:
— В лесу порядок такой:
Посидел – убери за собой!
— Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!
— Ты деревья не ломай,
И цветы зря не срывай!
— Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать!
— Костёр надумал разводить,
Ты не забудь всё потушить,
Тут до беды не далеко,
Тушить пожары нелегко!
Лесовичок: — Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывать их выполнять!
И тогда для вас награда –
Птицы, звери – все вам рады!
Бабочки порхают,
Цветочки расцветают,
Спеют ягоды для вас,
Приходите, в добрый час!
Совушка: — Ребята, давайте посмотрим, что мы собрали.
Дети рассматривают картинки, где изображен сундук, который нужно найти, дети узнают местность в детском саду и идут на поиски сундука, открывают, а там мелки.
Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/670-stsenarii-razvlecheniya-v-starshei-logopedicheskoi-i-podgotovitelnoi-gruppah-ekologicheskii-kvest-puteshestvie-v-skazochnyi-les/
Практикум «Речевые игры экологического содержания для играющих старшего дошкольного возраста» | МБДОУ детский сад №11
Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей в вопроса экологического образования дошкольников
Задачи:
— уточнить и закрепить педагогов теоретические и практические навыки использования речевых игр с экологической тематикой;
— повысить заинтересованность педагога вопросами экологического образования дошкольников.
Ход мероприятия:
Ведущий практикума:
В жизни играющих дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача.
Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.
Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специального оснащения, условий.
Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.
Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.
Основная часть:
Блиц-опрос: назовите речевые игры экологической направленности для играющих старшего дошкольного возраста и задачи к ним.
Ведущий практикума:
Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для играющих форме отработать первоначальные умения системного мышления.
Метель
Играющие кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла… (снег — снежинки, мороз, каток, сугробы)
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
«Хорошо — плохо»
Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а играющие сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.
Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.
Экологическое лукошко «Аптека Айболита»
Цель: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно – зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.
Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».
Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
«Лесник»
Цель: закрепить знания играющих о правилах поведения человека в лесу; упражнять в расположении предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов «ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.
Методика проведения: играющие поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежавших в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
«Я знаю»
Материал: мяч.
Ход игры: подбрасывают мяч и говорят «Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -«Звери». Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
Я еду в деревню
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.
Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.
Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
Змея
В игре участвуют 4-6 играющих. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город… Или: морковь, грядка, огород, деревня… Слова называются не по порядку.
Затем играющие разбегаются в разные стороны, а по сигналу: «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.
Неумейка
Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.
Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я — балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т.д.
Цепочка
Первый ребёнок называет объект.
Второй — его свойство.
Третий — объект с названным свойством.
Четвёртый — другое свойство нового объекта и т.д.
Например:
Морковь.
Морковь сладкая.
Сладким бывает сахар.
Сахар белый.
Белым бывает снег и т.д.
Повторяка
Играющие выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные играющие «примеряют» эту функцию на себя:
Я — лягушка. Я умею прыгать.
Я — машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я — Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Рыбы — птицы — звери»
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
Был. Есть. Будет.
Воспитатель называет объект. Играющие перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:
сейчас — сладкое, сочное, красное…
было — зелёное, кислое, терпкое…
будет — сухое, сморщенное, червивое.
Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.
«Назови одним словом»
Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, играющие называют их одним словом (береза, дуб, сосна — деревья и т.д.).
Угадай, кто я?
Играющие сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» (действие изображается при помощи пластики.)
Играющие должны отгадать и назвать изображённое действие. «А ещё я умею…» — говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций играющие отгадывают объект.
Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).
Если играющие назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.
Количество участников — до 10 человек.
Источник: http://xn—-11-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=9931