Экологические игры в детском саду в подготовительной группе

Экологическая квест-игра в детском саду в подготовительной группе

Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»

Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи: 1. Образовательные: • Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать. 2. Развивающие: • Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки; 3. Воспитательные:

• Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Ход:

Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я – старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес! Вы знаете, что такое лес? А вы знаете, как в лесу гулять нужно? (ответы детей).

Лесовичок: Хорошо. А то есть такие дети, которые приходят в лес и начинают ветки ломать, цветы рвать, обижают птиц и насекомых, зверей пугают. Вы, наверно, тоже такие? (ответы детей).

Лесовичок: Ну, хорошо! Так уж и быть, разрешу я вам погулять, да поиграть в лесу. А за это вы мне должны найти и принести шишки. Но не простые, а золотые!
Лесовичок: А в этом вам помогут мои друзья – Лесные жители. Отправляйтесь к ним в гости! Если вы выполните их испытания, и принесете мне Волшебные шишки, то я разрешу вам гулять по лесу отныне и навсегда!
Лесовичок: А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту как попасть к моим друзьям – лесным жителям. Только помните: чтобы в Лесу не потеряться, держитесь за руки. Между станциями дети осуществляют переход, держась за руки, цепочкой.

Станция 1.

Кикимора: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). Я должна убедиться в том, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и поднимать зеленый или красный кружок: • ломать ветки; • оставлять после себя мусор; • разорять гнезда и муравейники; • собирать ягоды; • уничтожать ядовитые грибы; • разжигать костры; • слушать пение птиц; • громко кричать; • рвать большие охапки цветов.

Кикимора: Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете, и соблюдаете их! За это дам я вам волшебную шишку(отдает шишку).

Станция 2.

Лиса: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (ответы детей). Я – Лисичка-сестричка. Чтобы ваше лесное путешествие проходило веселее, я предлагаю вам повторять за мной все движения и слова. Я говорю, а вы за мной повторяете. Итак, начнем!
Логоритмика «Лесною тропою» Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много, По дорожке в лес пойдём, Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой) Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой») Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта) Белка скачет скок, поскок, (прыжки) И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши) Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам) По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках) Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Лиса: Молодцы, ребята, вижу, что вы все умные и смышленые, в лесу не пропадете! За это дам я вам волшебную шишку (отдает шишку).

Станция 3.

Медведь: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). А знаете, что я люблю больше всего? (ответы детей). Правильно! Я люблю мед. Вы знаете, что мед получается из цветов? Сейчас я хочу, чтобы вы мне помогли и посадили как можно больше цветов!
Эстафета «Посади цветы». Дети встают в две команды, у каждого кегля в руках. По команде – по одному бегут до ориентира, ставят «цветок» и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник, и так, пока все цветы не будут посажаны. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит цветы и польет растения. Медведь: Отлично справились! Столько цветов посадили! За это я дам вам награду (отдает шишку).

Станция 4.

Баба Яга: Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Знаете, кто я? (ответы детей). Я – баба Яга Костяная нога! Вы хотите гулять по лесу? Тогда я сейчас проверю, что вы знаете о животных и птицах. Задание «Назови одним словом» Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери. Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья. Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы. Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды. Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые. Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

Задание «Что за зверь?»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.) 2. Когда я голодный меня не встречай, Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.) 3. Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.) 4. Лежала между ёлками подушечка с иголками Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.) 5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.) 6. Длинноухий трусишка, залез в огород, Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.) Баба Яга: Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы в лесу? (Ответы детей). А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.

Задание «Что за птица?».

1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.) 2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.) 3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.) 4. Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.) 5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.) Баба Яга: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. И птиц, и животных знаете. В лесу будете хорошо ориентироваться! Отдаю вам вашу награду (отдает шишку).

Станция 5.
Эстафета «Убери мусор».

Волк: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, что волк считается санитаром леса? Я люблю чистоту и порядок. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас помочь мне. Нужно убрать мусор. Перед каждой командой лежат коробочки, пакеты, пластиковые бутылки (все то, что может быть подразумевать мусор) по количеству детей в команде. Добежать, взять мусор и положить в мусорное ведро, и вернуться обратно. До тех пор, пока не кончится мусор. Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор. Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести чистоту в лесу. Спасибо вам! Вот ваша награда (отдает шишку).

Заключительная часть:

Команды по готовности возвращаются к Лесовику и отдают ему шишки. Лесовик благодарит их, и еще раз спрашивает о правилах поведения в лесу.

Лесовичок: Что вы мне принесли? (ответы детей). Надо же! Справились! Целых 5 штук принесли! Молодцы! Значит, испытания вы все прошли. А вот теперь я хочу вас спросить о правилах поведения в лесу. Я буду показывать вам картинки, а вы отвечайте.

Лесовичок: Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.
Лесовик. Запомните, ребята: надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков.

Свод правил поведения в лесу для детей:

№ Правила Пояснение 1 Ходите в лес только со взрослыми На ребёнка или группу детей должен приходиться хотя бы один взрослый. Если детей много, взрослых должно быть несколько. В случае опасности, это скоординирует действия детей, поможет избежать травм 2 Не поджигайте сухую траву Разводя костёр, оградите его от остальной травы, сложите ветви и аккуратно подожгите. Над костром не должно быть веток деревьев. Уходя, костёр необходимо затушить водой. Убедитесь, что не осталось углей. Под влиянием ветра они могут разгореться, что спровоцировать пожар 3 Не оставляйте мусор на природе. Уходя, соберите весь мусор в пакет и довезите его до ближайшей урны. Это касается и вашего, и чужого мусора Помните, природа — это дом зверей и птиц. Заходя в гости, ведите себя цивилизованно, ведь вы не животные 4 Не создавайте шума, не включайте музыку, или делайте это тихо Птицы и звери, живущие в лесу, испугаются. У них есть гнёзда, норы и другие формы жилища. Спугнув самку, вы можете оставить её детёнышей на голодную смерть 5 Не дразните диких животных Ваше присутствие для них и без того — стресс. Загнанный зверь может повести себя агрессивно.

Многие звери переносят бешенство, которое смертельно опасно для человека. Столкнувшись с агрессивным животным, замрите, дождитесь, пока оно уйдёт.

Скачать Экологическая квест-игра для старших дошкольников «Лесное путешествие»

Экологическая игра. Турнир орнитологов в детском саду для детей подготовительной группы Экологические игры для дошкольников Экологические игры для детей дошкольников

Игра «Счастливый случай» по экологии в подготовительной группе

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog68259/yekologicheskaja-kvest-igra-lesnoe-puteshestvie.html

Экологическая игра Знатоки природы подготовительная группа

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района»

Экологическая игра

«Знатоки природы».

(подготовительная группа)

Составила социальный педагог:

ХребтоваОльга Михайловна.

Цели: развитие устной речи, внимания, мышления; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора детей. Познакомить детей с Красной книгой.

Предварительная работа: экскурсии, беседы, наблюдения на прогулках, чтение художественной литературы Е. Чарушина «Лиса», «Волк», «Заяц», Е. Трутнева «Белка», проведение природоохранительной акции: «Первоцветы рядом с нами», написание совместно с детьми письма рыжей лисе, просмотр видеофильмов о животных, птицах, насекомых.

Материал: картинки живой и неживой природы, эмблемы для каждого ребенка, музыкальное сопровождение, костюм сороки, мультимедиа, эмблема природы, коктельные палочки для раздувания краски, гуашь.

Словарная работа: Красная книга.

Ход занятия.

Звучит музыка «Звуки леса».

Педагог:

— Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и с разными интересными животными. Поучаствуем в экологической игре «Знатоки природы», где будут соревноваться две команды: команда «Птиц» и команда «Животных».

Выходят команды, предлагаю с ними познакомиться.

Приветствие команды птиц:

Мы на праздник прилетели

Открывайте шире двери

Мы на празднике лесном

Приз возьмем и упорхнем.

Читайте также:  Алексей будищев «весна» читать стих

Приветствие команды животных:

Мы животные лесные

Нет в игре для нас преград

Соревноваться каждый рад.

Педагог:

Ребята, посмотрите у наших участников игры перевернуты эмблемы, а это означает, что команды приготовили друг другу задания.

Сначала команда птиц будет загадывать о себе загадки, а команда животных должна отгадать. Так мы с вами узнаем, какие птицы прилетели к нам на праздник.

Потом свои загадки будет загадывать команда животных, а команда птиц будет отгадывать.

Загадки команды птиц:

Всю ночь летает

Мышей добывает

А станет светло –

Спать летит в дупло (сова). Показ слайда 1.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь). Показ слайда 2.

На шесте дворец,

Во дворе певец,

А зовут меня… (скворец). Показ слайда3.

Все время стучит

Деревья долбит,

Но их не калечит

А только лечит (дятел). Показ слайда 4.

Загадки команды животных.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка). Показ слайда 5.

Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь). Показ слайда 6.

Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк). Показ слайд 7.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (ежик). Показ слайда 8.

Педагог:

Вот мы с вами и познакомились с участниками наших команд.

Ребенок читает стихотворение «Лес».

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Педагог:

Ребята, а вы бы хотели попасть в лес? Но прежде чем мы попадем с вами в лес, давайте вспомним правила поведения в нем.

Дети вспоминают правила поведения в лесу.

Педагог:

— А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

Звучит музыка «Звуки леса».

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

(педагог переодевается в костюм сороки: шапочка, фартук, бусы).

Дети открывают глаза.

Педагог в костюме сороки:

Я веселая сорока

Я сорока – белобока

Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу.

Гости к нам сюда идут

Интересно будет тут.

— Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного, и я сорока – белобока, приготовила несколько забавных заданий для вас.

1 конкурс:

«С какого дерева лист».

Детям предлагается отгадать, какие листья нарисованы на карточках.

2 конкурс:

«Назови, одним словом».

Волк, лиса, медведь, тигр, лев – это … звери (слайд 9).

Малина, смородина, брусника, черника – это …ягоды (слайд 10).

Ель, береза, тополь, клен – это…деревья (слайд 11).

Воробей, снегирь, поползень, кукушка – это…птицы (слайд12).

3 конкурс:

«Художники».

На листах кляксы из краски. Превратите их в животных или растения.

(дуют трубочками на краску и дорисовывают рисунок).

Проводится физминутка «Прогулка в лес».

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели и их лучики погрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем 1-2-3-4-5,

Надо нам букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.

Вправо звон: динь – дон.

Влево звон: динь – дон.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. Посчитаем их мы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

Одна, две, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

Ох, как ягодки вкусны!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

4 конкурс:

«Кто лишний?»

Комар, бабочка, кузнечик, медведь (слайд 13).

Синица, голубь, воробей, грач (слайд14).

Ромашка, колокольчик, жарки, астра (слайд 15).

Дуб, береза, тополь, ель (слайд 16).

5 конкурс:

Игра «Живая» и неживая природа.

Детям предлагаются картинки живой и неживой природы. Команда животных отбирает картинки о живой природе, а команда птиц о неживой природе.

6 конкурс:

«Угадай, чей голосок?»

Источник: https://sundekor.ru/uchebnyj-material/1-kurs/ekologicheskaia-igra-znatoki-prirody-podgotovitelnaia-gruppa/

Добу «детский сад № 24» — экологические игры

«Значение игр в экологическом воспитании детей»

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»             А. С. Макаренко

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. 

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души: возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. 

Обратите внимание

Неотъемлемой частью в данном процессе является игра. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир. Экологическое воспитание детей в детском саду строиться на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.

Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находиться в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. 

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

А экологические занятия, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. 

В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.

С помощью игры решаются различные учебные задачи:

  • формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру;
  • формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
  • формирование потребности заботиться об экологической чистоте окружающего мира;
  • совершенствование нравственно-экологического воспитания;
  • формирование навыков умственной деятельности детей;
  • научить детей слушать и понимать обращаемую к ним речь;
  • умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.

Главная задача обучения детей, по средствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Поэтому основными задачами по работе в данном направлении являются:

  1. Создать требуемые условия для организации экологических игр, оборудовать педагогический процесс необходимым игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

  2. Развивать содержание детских игр, расширять представление о разнообразии окружающего мира. Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие игровому периоду. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, развитию активности в процессе игры.

  3. В процессе игр создавать активное речевое общение, расширять словарный запас, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде. 

Предполагаемый результат

  • заботливое отношение к природе;
  • способность делать выводы о том, как человек может беречь природу;
  • умение правильно взаимодействовать с природой;
  • формирование умения делать элементарные умозаключения;
  • расширение кругозора способствует интеллектуальному развитию;
  • создание дружеских отношений в игре;
  • умение играть по собственному замыслу;
  • логически мыслить, принимать быстрее решения, работать в коллективе;
  • повышение самооценки.

Источник: http://habsad24.ucoz.ru/index/ehkologicheskie_igry/0-313

Экологические игры для старших дошкольников

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Пояснительная записка

В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Цели использования:

  • воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
  • создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
  • воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Место использования:

  • Организованная образовательная деятельность
  • Экологические праздники
  • Прогулки, экскурсии

Планируемые результаты:

С помощью игр у дошкольника сформируются:

  1. интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
  2. готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
  3. потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  4. потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
  5. способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
  6. экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
  7. проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;
  8. эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

Методика использования дидактических игр.

  1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
  1. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
  1. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
  1. Не затягивать игру во времени.
  1. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
  1. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  1. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.
Читайте также:  Питание мамы при грудном вскармливании

Игры с применением моделирующей деятельности

«Лесной многоэтажный дом»

Цель: Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

Материал: Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.

ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает детям карточки с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуи, шерсть). Затем ведущий предлагает картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет свои квадраты на карте, выигрывает.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользоваться моделями.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.

ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает карты с изображением моделей разных сред обитания (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает детям. Дети закрывают пустые квадраты картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первый закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети

раскладывают, кто кем питается.

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ВОДОЕМА»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей

выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар — лягушка — цапля

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

ряска — малёк — хищная рыба

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ В ЛЕСУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и

предлагает выложить пищевые цепочки:

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

насекомые — ежи

грибы — белки — куницы

лесные злаки — лось — медведь

молодые побеги — лось — медведь

«ЖИВАЯ — НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.

Источник: http://mortkadsad.ucoz.ru/publ/ehkologicheskoe_vospitanie/ehkologicheskie_igry_dlja_starshikh_doshkolnikov/11-1-0-157

Экологические игры для детей (картотека)

Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).

Игра проводится в природе. Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка).

Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.

Важно

Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы).

Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт? Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

«Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Источник: http://11.detsad-abinsk.ru/3158-2/

Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах «Экологический квест – Путешествие в сказочный лес»

Гнеушева Людмила АлексеевнаГнеушева Татьяна ВикторовнаПроскурина Светлана Ивановна

Воспитатель, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-УдэВоспитатель, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-УдэУчитель-логопед, Детский сад № 29 «Искорка», Республика Бурятия г. Улан-Удэ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гнеушева Л.А., Гнеушева Т.В., Проскурина С.И. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах «Экологический квест – Путешествие в сказочный лес»// Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 04.04.2019).

Заказ № 43853

В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест? Квест – это игра на местности. Квесты (англ. Quest — поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение.

 Использование его в старшей логопедической и подготовительной группах обусловлено возрастными особенностями детей. Велика потребность детей в движениях и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место.

Дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение.

Дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.

Квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий).

Команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (в представленной работе задача собрать пазлы). Данная работа выполняется в виде квеста на местности (на участке) по теме экология, цель которой собрать пазлы с участием различных героев, выполнив при этом задание.

Совет

Такой вид работы развивает у детей ловкость, смекалку, память и чувство помощи товарищам. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение.

В ходе экоквеста детям приходится общаться с членами команды и здесь они должны продемонстрировать свое знание правил этикета, умение выстраивать общение. Начинается игра с постановки цели (необходимо найти сундук, дети встречаются с героями, которые предлагают игры):

Цель: продолжить экологическое образование детей.

Задачи:

— повторить правила поведения в лесу;

— развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь;

— воспитывать экологическую культуру детей.

Совушка: — Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

— Ребята, мы сегодня здесь собрались на квест игре. Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по сказочному лесу. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!

Совушка: — Ребята, на каждое задание вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это:

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали,

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали, 

Кустик не сломали! Правильно?

(за ответы командам выдается пазл №1)

— Молодцы, а что это там за шум?

(вбегает Лесовичок и баба Яга)

Лесовичок: Помогите! Помогите!

Совушка: Что случилось, Лесовичок?

Лесовичок: -Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Баба Яга:

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Лесовичок:

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Совушка: — Ребята, давайте уберём мусор на полянках, и тогда снова полянках будет чистой.

Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт мусор?»

На полу разбросан «мусор»: бумага, газета, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор» (выдается пазл №2).

Баба Яга: — Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие, чистые полянки у нас. Давайте поиграем. Сейчас встанем по порядку, дружно делать все зарядку.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко,

И отправились в дорожку.

(наклониться вперед и покачать руками и шаги по кругу)

Лесовичок: — Ой, ой, ой, к нам пришел волшебник злой. Он руками замахал, всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями все стали.

-Тогда для начала вам нужно отгадать загадки:

1. Белоствольные красавицы

Читайте также:  О празднике день народного единства для детей 5-6-7 лет

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Березы)

2. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет —

Желуди на нем!

(Дуб)

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

4. Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще — у этих

Листья тихо шелестят.

(Осины)

5. Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

6. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

(Сосна)

Отгадали все загадки (за задание выдается пазл №3).

Совушка: — Молодцы! Но это еще не все, у меня для вас еще одна игра, называется она «Четвертый лишний» (дети называют лишний предмет):

— Дикие и домашние животные (волк, лиса, заяц, собака)

— Яблоко, груша, слива, капуста.

— Утро, обед, вечер, сентябрь.

— Декабрь, сентябрь, октябрь, ноябрь.

(за задание выдается пазл №4).

Баба Яга: Игра «Так — не так»

— Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Лесовичок все делает наоборот, чтобы запутать детей): 

— Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ) 

— На сосне грибы растут (ТОПАЮТ) 

— Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ) 

— Теплая погода зимой (ТОПАЮТ) 

— Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ) 

— Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ) 

— Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ) 

— Залаяли птицы, запели собаки (ТОПАЮТ) 

— За зимой весна придет (ХЛОПАЮТ) 

— Весной дождик часто бывает, землю поливает (ХЛОПАЮТ) 

— Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ) 

— Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Лесовичок: — Какие молодцы, вот вам пазл №5.

Совушка:- Экологическая игра «Что растет в лесу?» с подготовительной группой (картинки — деревья, грибы, ягоды, растения). «Кто живет в лесу?» старшая логопедическая группа. Дети выкладывают на мольберт картинки с предметами.

В конце задания выдаются пазл №6.

Совушка: — Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу. Дети повторяют поведения в лесу:

— В лесу порядок такой:

Посидел – убери за собой!

— Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

— Ты деревья не ломай,

И цветы зря не срывай!

— Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать!

— Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!

Лесовичок: — Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывать их выполнять!

И тогда для вас награда –

Птицы, звери – все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Совушка: — Ребята, давайте посмотрим, что мы собрали.

Дети рассматривают картинки, где изображен сундук, который нужно найти, дети узнают местность в детском саду и идут на поиски сундука, открывают, а там мелки. 

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/670-stsenarii-razvlecheniya-v-starshei-logopedicheskoi-i-podgotovitelnoi-gruppah-ekologicheskii-kvest-puteshestvie-v-skazochnyi-les/

Практикум «Речевые игры экологического содержания для играющих старшего дошкольного возраста» | МБДОУ детский сад №11

  • Практикум «Речевые игры экологического содержания для играющих старшего дошкольного возраста»

    Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей в вопроса экологического образования дошкольников

    Задачи:

    — уточнить и закрепить педагогов теоретические и практические навыки использования речевых игр с экологической тематикой;

    — повысить заинтересованность педагога вопросами экологического образования дошкольников.

    Ход мероприятия:

    Ведущий практикума:

    В жизни играющих дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

    Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

    У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий или несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Оснащена необходимой атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда. В содержание игры заложены цель, воспитательная задача.

    Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом. Воспитатель руководить всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.

    Таким образом, словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специального оснащения, условий.

    Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.

    Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

    Основная часть:

    Обратите внимание

    Блиц-опрос: назовите речевые игры экологической направленности для играющих старшего дошкольного возраста и задачи к ним.

    Ведущий практикума:

    Предлагаемая система игр позволяет в увлекательной для играющих форме отработать первоначальные умения системного мышления.

    Метель

    Играющие кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

    Закружила метель, словно чудо-карусель,

    Все дорожки замела. Нам в подарок принесла… (снег — снежинки, мороз, каток, сугробы)

    И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

    «Хорошо — плохо»

    Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а играющие сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

    Усложнение — задать детям «точку зрения», с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

    Экологическое лукошко «Аптека Айболита»

    Цель: сформировать представления играющих о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

    Материал: плоскостное лукошко с красно – зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

    Важно

    Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Играющий находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленным доктором».

    Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

    «Лесник»

    Цель: закрепить знания играющих о правилах поведения человека в лесу; упражнять в расположении предупреждающих экологических знаков.

    Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов «ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.

    Методика проведения: играющие поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежавших в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

    «Я знаю»

    Материал: мяч.

    Ход игры: подбрасывают мяч и говорят «Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

    Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -«Звери». Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

    Я еду в деревню

    Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз.

    Совет

    Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

    Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

    Змея

    В игре участвуют 4-6 играющих. Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город… Или: морковь, грядка, огород, деревня… Слова называются не по порядку.

    Затем играющие разбегаются в разные стороны, а по сигналу: «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

    Неумейка

    Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

    Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я — балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т.д.

    Цепочка

    Первый ребёнок называет объект.

    Второй — его свойство.

    Третий — объект с названным свойством.

    Четвёртый — другое свойство нового объекта и т.д.

    Например:

    Морковь.

    Морковь сладкая.

    Сладким бывает сахар.

    Сахар белый.

    Белым бывает снег и т.д.

    Повторяка

    Играющие выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные играющие «примеряют» эту функцию на себя:

    Я — лягушка. Я умею прыгать.

    Я — машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

    Я — Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

    Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

    «Рыбы — птицы — звери»

    Материал: мяч.

    Обратите внимание

    Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птица». Играющий, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».

    Был. Есть. Будет.

    Воспитатель называет объект. Играющие перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

    сейчас — сладкое, сочное, красное…

    было — зелёное, кислое, терпкое…

    будет — сухое, сморщенное, червивое.

    Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

    «Назови одним словом»

    Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, играющие называют их одним словом (береза, дуб, сосна — деревья и т.д.).

    Угадай, кто я?

    Играющие сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…» (действие изображается при помощи пластики.)

    Играющие должны отгадать и назвать изображённое действие. «А ещё я умею…» — говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций играющие отгадывают объект.

    Например: прыгать, катиться, лежать… (мячик).

    Если играющие назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.

    Количество участников — до 10 человек.

  • Источник: http://xn—-11-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai/?page_id=9931

    Ссылка на основную публикацию